«Свидетельство Истины»

«Свидетельство Истины» — уникальный памятник ранней гностической мысли, обнаруженный в Ног — Хаммади. Несмотря на свою незавершённость, отсутствие отдельных фрагментов текста и относительно небольшой объём, манускрипт содержит в себе уникальные сведения. Ознакомившись с ним, можно сделать вывод, что после своего распятия Иисус появлялся перед своими учениками из числа приверженцев секты ессеев и давал им наставления и разъяснения в связи с происходящими событиями. В тексте говорится о разрушении римлянами храма Соломона, но это событие произошло в 70 г.н. э.! Следовательно, в эти времена Иисус ещё жил и активно проповедовал.

Рукопись содержит достаточно информации, позволяющей пытливому уму понять сокровенный смысл подлинного учения Иисуса Христа. Иисус не признаёт священность текстов Ветхого Завета, открыто критикует отдельные положения библейской доктрины, пытается критически переосмыслить её основополагающие мифы. Не обходит он стороной и досужие выдумки своих последователей относительно собственной личности, в частности, непорочного занятия.

Иисус проповедует оригинальное эзотерическое учение. Сокровенным положением этой доктрины является положение о прижизненном воскресении в Духе. По Иисусу, бессмертным становится тот, кто благодаря внутренней духовной работе сумел приобщиться к великим космическим истинам, которые изначально пребывают в «нетленности»: «Когда человек познаёт самого себя и Бога, который выше истины, он будет спасён. И он увенчается венком неувядаемым».

Отдельные места манускрипта содержат недвусмысленные указания на то, что Иисус был знаком с Каббалой — мистическим откровением евреев, и герметическим учением о духовных субстанциях невидимого мира, ставшего позднее основой оккультной пневматологии, в систематизированном виде изложенной Парацельсом.

Вне всякого сомнения, что на этих страницах знатоков истории религии и тайных мистерий древних народов ждут и другие увлекательные открытия.

Свидетельство Истины.

Я же буду говорить тем, которые могут слышать не ушами тела, а ушами ума. Ибо многие искали истину и не смогли обрести ее, потому что старая закваска фарисеев и I знатоков [ветхозаветного] закона прочно держала их. Закваска же — это ведущее к заблуждению вожделение ангелов, демонов и светил. А фарисеи и книжники — это те, кто принадлежит архонтам, обладающим властью над [ними].

Ибо никто, находящийся под знаком [архонтов тьмы], не сможет взглянуть на истину, ибо не могут они служить двум господам; ведь осквернение (от) [ветхозаветного] закона очевидно, а неосквернение принадлежит свету. [Ветхозаветный] закон повелевает брать мужа, брать жену и рожать, становиться многочисленными, как морской песок; страсть же, которая приводит их в восторг, удерживает души тех, кто рождены в этом месте, и тех, кто оскверняет, и тех, кого оскверняют, — чтобы [ветхозаветный] закон был оправдан через них. И становится ясным, что они помогают миру [сему] и отвращаются от света, они, которые не в состоянии миновать архонтов [тьмы] до тех пор, пока не заплатят последнего гроша.

А Сын Человека [вышел] из нетленности, [будучи] чужд осквернения. Он явился в мир на реке Иордан, и тотчас Иордан [повернул] вспять. А Иоанн [Креститель] свидетельствовал о схождении [Христа на] Иисуса. Ибо он один увидел силу, которая сошла на реку Иордан, ведь он понял, что закончилось царство плотского рождения. Река же Иордан [вниз по течению] является силой тела, то есть чувств, удовольствий, а вода Иордана является вожделением к совокуплению, Иоанн же является архонтом чрева.

(В древнееврейской градации считалось, что небесный Иордан нисходит на Землю и далее течет земным Иорданом, заканчивая свой путь грязью мира сего, олицетворяемой Мертвым морем. Иисус, как сказано в комментируемом отрывке, повернул небесный Иордан вспять, т. е. не дал небесному Иордану замутиться грехом — авт.).


Вот то, что открывает нам Сын Человеческий:

Подобает вам получить слово истины; но если один, (пребывая) в совершенстве, получит его, то другому, находящемуся в незнании трудно перестать творить дела [тьмы]. Но те, кто познал нетленность, получили возможность бороться против […архонтов тьмы].

Я сказал [вам]: Не стройте (и) [не] собирайте для себя, в место, куда разбойники врываются, но несите (в духе — авт.) плод на [небо] к Отцу. Глупцы — думающие в своём сердце, что если они исповедуют: «Мы христиане только словом, а не на деле; от дающие себя незнанию, физической смерти, не знающие, куда они идут, не знающие, кто Христос, думающие, что они будут жить, в то врем как они заблуждаются, — следуют за начальствами (силами и архонтами) и за властями; они же и попадут в руки последних из-за незнания, которое в них. Ибо если бы слова, которые свидетельствуют [сами по себе], спасали, (тогда) весь мир уповал бы на это [и] был бы спасён. Но именно таким образом они [навлекли] на себя самих заблуждение…


(3 строки не читаются)


…[Они] не [знают], что [уничтожают] себя. Если бы [Отец] хотел человеческой жертвы, он оказался бы тщеславным. Ведь Сын Человеческий облачился в их первенца, спустился в преисподнюю и совершил множество чудес, воскресив мертвых, (пребывающих) там. И позавидовали ему правители мира тьмы, поскольку не нашли в нём греха. Но он уничтожил также их дела среди людей, так что хромым, слепым, расслабленным, немым и одержимым демонами дал излечение. И он ходил по водам моря. Из-за этого он [навлек ненависть сил мира сего на] свою плоть…


(4 строки не читаются)


… каждый […] сколько их! Они (некоторые апостолы) — слепые проводники, подобно ученикам. Они вошли в лодку и [в тридцати] стадиях (от берега) [увидели Иисуса, идущего] по мо[рю]. Они свидетели [пус]тые, свидетельствующие только [себе] самим.

Итак, они слабы, и не в состоянии подняться. Но когда они исполняют свою страсть, вот какую мысль они имеют в себе: «Если мы предадим себя смерти во имя (Господа), мы будем спасены». Однако всё это обстоит не таким образом. Но под воздействием блуждающих звёзд (планет) они говорят, что завершили свой пустой путь…


(7 строк не читаются)


Они (некоторые апостолы) не имеют Слова, которое даёт [жизнь]. [И] некоторые говорят: «В последний день мы, безусловно, восстанем в воскресении». Но они не знают, [что] они говорят, ибо последний день, когда принадлежащие Христу […] земля, которая […]. Когда время полнилось, Он разрушил их архонта тьмы […] души…


(10 строк не читаются)


Он (Христос) стоял [перед ними, и] они спрашивали, [к чему] они привязаны [и каким] образом можно освободиться. И [они узнали] о себе, [кто они], или даже где они [теперь] и что это за место, [в] котором они успокоятся от своего неразумия, [достигнув] знания. Их,[же] Христос перенесёт в [места] возвышенные, поскольку они [отвергли] неразумие и устремились к знанию. И те, кто имеют знание…


(11 строк не читаются)


… великое […] воскресение […], он узнает Сына Человеческого, то есть он узнает себя. Это — совершенная жизнь, тот человек знает себя посредством всего.

…[не уповайте] поэтому на плотское воскресение, которое [является] разрушением […] а те, которые принимают его для себя в незнании, оскверняющие удовольствия господствуют над теми. Они обычно говорят: «Бог создал члены для нашей пользы, чтобы мы размножались в осквернении, чтобы мы могли наслаждаться». И они заставляют Бога участвовать с ними в делах такого рода…

слово […] на реку Иордан, когда он пришел к Иоанну, когда тот крестил. И Святой Дух сошел на него как голубь […] принять для нас, что он был рожден от девы, и он принял плоть; он…

…получил силу. Разве были мы, сами рождены от девственного состояния или зачаты словом?..

…подобно (пророку) Исайе, который был распилен пилой, и он стал двумя (частями). Так что, подобно этому Сын Человеческий разделяет нас (надвое) словом креста. Он отделяет день от ночи, свет от тьмы, разрушимое от нерушимого, и он отделяет мужское от женского. Но Исайя является знаком тела. Пила же, которая отделяет нас от заблуждения ангелов, — это слово Сына Человеческого. Но никто не знает Бога Истины, кроме того человека, который оставит все дела мира, отрешившись от всего и схватив край его одежды. Он воздвигся как сила и покорил всякое вожделение в себе…

…И кто тот, который связал его? Или кто тот, кто его освободит? И что есть свет? Или что есть тьма? И кто же тот, кто создал землю? Или Кто есть Бог? А кто ангел? Или что такое душа? И что такое дух? Или где голос? (Голос, который произнес Слово: «В начале было Слово…» — авт.). А кто тот, который говорит? Или кто тот, кто слышит? Кто тот, который наказывает? Или кто тот, который страдает? И кто тот, который породнил подверженную гибели плоть и каково (ее) устроение? И почему некоторые хромые, а некоторые слепые; и некоторые лишены разума, а некоторые мудрые? И некоторые богатые, а некоторые бедные? И почему некоторые бессильны, (а) некоторые разбойники?…

… сражаясь против мыслей архонтов и властей и демонов. Он не дал им какого-либо места [в Себе], в котором они бы успокоились, но воевал против их страстей […] и он презрел их заблуждение. Он очистил свою душу от ошибок, которые он совершил чужой рукой. Он встал, распрямляясь внутри себя, потому что Он (Христос) находится в каждом и потому что Он имеет смерть и жизнь в Себе, находится же посреди этих двух. Когда же Он получил силу. Он обратился к частям, принадлежащим правому (т. е. праведному) и вошел в истину, отказавшись от всех (частей), принадлежавших левому (демоническому),

и наполнившись мудростью, советом, пониманием; разумением и вечной силой. И Он разомкнул оковы. Тех (архонтов — авт.), которые образовали все. Он осудил их […] Отец истины относительно нерожденных эонов и относительно Девы, которая породила свет. И Он думает о силе, которая истекает на всё и которая имеет власть над Ним. Он — ученик его ума (мудрости), который является мужским (началом). Он начал молчать внутри себя с самого того дня, когда станет достойным, чтобы быть взятым наверх. Он отвергает многословие и словопрения и терпеливо переносит любые обстоятельства, и Он противостоит им и сносит всё дурное, и Он терпелив с каждым, равняет себя с каждым и вместе с тем отделяет себя от них. И то, что Он желает, Он предоставляет ему, чтобы тот стал совершенным и святым […] Он свидетельствовал об истине […] и вошел в нетленность, — место, откуда Он произошёл, — оставив мир, который имеет подобие ночи, и тех, кто вращает в нём звезды. Поэтому это является истинным свидетельством. Когда человек познает самого себя и Бога, который выше истины. Он будет спасён. И Он увенчается венком неувядаемым.

Иоанн [Креститель] был рождён словом через жену, Елизавету, и [Иисус] Христос был рождён словом через деву Марию. В чём же состоит это таинство? Иоанн был рождён через чрево, причём оно претерпело мучения и стало старым, а Христос пришёл через чрево девственное. А после того, как она зачала, она родила Спасителя. И всё равно она осталась девой. Почему же вы заблуждаетесь и не спрашиваете об этих таинствах, которые предначертаны ради нас?

Написано в законе об этом, когда Бог заповедовал Адаму: «Со всякого дерева ты можешь, есть, но с дерева, которое посреди рая, не ешь, так как в день, в который съешь с него, умрёшь смертью». А змей был мудрее, чем все звери, которые в раю, и он убедил Еву, говоря: «В день, когда вы съедите с древа, которое находится посреди рая, откроются глаза вашего ума". Ева же послушалась и протянула свою руку, взяла с древа, съела и дала также своему мужу, чтобы он ел с ней. И тотчас они поняли, что они наги, и взяли они фиговые листья и надели на пояса. А Бог пришёл в вечерний час, прогуливаясь посреди рая. Но когда Адам увидел его, он спрятался. И сказал Бог: «Адам, где ты?» Тот же ответил и сказал: «Я зашёл под фиговое дерево». И тотчас Бог узнал, что он съел с древа, про которое он заповедовал: «Не ешь с него». И сказал ему: «Кто тот, который научил тебя?» Адам же ответил: «Женщина, которую ты дал мне». И женщина сказал: «Змей, он научил меня». И он проклял змея и назвал его дьяволом. И сказал: «Вот Адам стал, как один из нас, знающий зло и добро». Затем сказал: «Давайте прогоним его из рая, чтобы не съел он с древа жизни и не стал жить вечно».

Какой же он, этот Бог? Во-первых, он позавидовал Адаму и не захотел, чтобы он съел с древа познания, а во- вторых, он сказал: «Адам, где ты?» Бог же не имел предвидения, то есть сначала он не знал этого. И после этого он сказал: «Давайте прогоним его из этого места, чтобы не съел он с древа жизни и не стал жить вечно». Если же он показал себя злым завистником, то, что же это за Бог? Ибо велика слепота тех, которые взывают к нему и не познали его. И он сказал: «Я — Бог ревнитель; и я передам грехи отцов на сыновей до третьего и четвертого поколения». И он сказал: «Я сделаю, чтобы их сердце огрубело, а их ум ослеп, чтобы они не смогли ни мыслить, ни постигать то, что говорится». Но это он (старозаветный Яхве — авт.) сказал тем, которые верят в него и служат ему. И пишет в одном месте Моисей: «И он сделал дьявола змеем для тех, которые есть у него в его рождении». В другой книге, которую называют «Исход», написано таким образом: «Он состязался с магами, в то время как под действием их злополучного искусства место, в котором они находились, было наполнено змеями, и посох в руке Моисея стал змеем, и проглотил змеев магов». Снова написано: «Он сделал змея из меди и водрузил его на столп […], который […] для того, кто пристально посмотрит на этого бронзового змея, ничто не уничтожит его, и тот, кто поверит в этого бронзового змея, будет спасен. Поскольку этот змей — Христос, те, кто поверил в него, получили жизнь. Те, кто не поверил, — умрут.

Затем, что есть эта вера? Они не […] и вы не понимаете Христа духовно, когда вы говорите: «Мы верим во Христа». Поскольку это путь, о котором Моисей пишет в каждой книге. Книга рода Адама написана для тех, кто в роду Закона (для иудеев, которым предназначен Ветхий Завет — авт.). Они следуют Закону, и они подчиняются этому, и…

(несколько строк не читаются)


Огдоада, то есть восьмерица, и чтобы мы получили это место спасения. Они же не знают, что есть спасение, но входят в несчастье и в […] в смерть, в водах. Это крещение смерти, которое они исполняют [через крещение водой]…

…Он завершил путь Валентина. Он сам говорит об Огдоаде, а его ученики напоминают учеников Валентина. Они сами […] оставляют благо […] он говорил многие слова и написал многие книги […] они являют себя из заблуждения, в котором они пребывают в обмане мира. Ибо они идут в это место со своим знанием, которое суетно. Также и Исидор, его сын, походил на Василида. Он также […]. Они не согласны друг с другом. Ибо симониане берут жен и рожают детей, а […] воздерживаются […] ни любое из удовольствий, ни вожделение; не могут они сдерживать их. Подобает им стать неосквернёнными, чтобы они явили каждому, что они из рода Сына Человеческого. О них свидетельствовал Спаситель […] в день, когда они родят детей; не только это, но они соединяются, когда они кормят грудью. А другие захвачены смертью […]. Они влекутся куда угодно и наслаждаются неправедным богатством, дают деньги под проценты, проводят время и не работают. Но тот, кто является отцом богатства, [он же] и отец соития. А тот, кто имеет силу отвергнуть их, свидетельствует, что он происходит из рода Сына Человеческого, имея силу обвинять их […] он ограничивает […] части в […] в злобе, и он делает внешнее подобно внутреннему. Он подобен ангелу, который…


(1 строка не читается)


… сила […] сказала их. Но тот…


(5строк не читаются)


…и удалившись […] он замолчал, оставив многословие и словопрения. Но тот, кто нашёл животворящее тот, кто познал Отца истины, успокоился и перестал искать, обретя; когда же он нашел, он замолчал. Но немногое он обычно говорит и тем, кто […] в их умном сердце […].


Некоторые приходят к вере, принимая крещение, имея его как надежду спасения, то, что они называют «печать». При этом они не знают, что отцы мира [сего] (архонты тьмы — авт.) являются в этом месте. Но он (некрещёный ученик) сам знает, что на него [и без этого] поставлена печать, ибо Сын Человеческий не крестил ни одного из своих учеников […]. А если те, которые крещены, получили жизнь [во Христе], то мир оказывается ненужным, а [в действительности] отцы крещения осквернились.

Но крещение истины другое. Оно обретается через отказ от мира. Но те, которые только говорят, что они отвергают его, лгут и идут в место страха. Кроме того, они унижены в нем. Также те, кому давалось это, чтобы быть осужденными, получат что-то. Они отвратительны в своём занятии.

Но некоторые из них отпадают к служению идолам, а другие имеют демонов, обитающих с ними, как царь Давид. Он — это тот, который положил основание Иерусалим, и его сын Соломон, тот, которого он родил в прелюбодеянии, построил Иерусалим при помощи демонов, потому, что он получил силу. Когда же он закончил строить, он запер демонов в храме. Он поместил их в семь сосудов; и они находились долгое время в сосудах, оставленные здесь. Когда римляне пришли в Иерусалим, они открыли сосуды, и тотчас демоны устремились из сосудов как те, которые освобождаются из тюрьмы. И сосуды остались чистыми (пустыми). И с этих дней они обитают с людьми, которые пребывают в незнании, они остались на земле.

Итак, кто Давид? Или кто Соломон? Или что такое основание? Или что такое стена, которая окружает Иерусалим? Кто такие демоны? И что такое сосуды? И кто римляне? Но это тайны…

… подобно саламандре (саламандра — тонкоматериальное огненное существо — авт.). Она входит в огненную печь, которая пылает, врывается в…

… Сын Человеческий и он явился через кипящий источник бессмертия…


(1 строка не читается)


… он чист, и он […]. Свободный человек не завистлив…


(2 строки не читаются)


… они поместили его под […] учение.


(1 строка не читается)


… их учение, говоря: «Даже если ангел спуститься с неба, и будет проповедовать вам сверх того, что мы проповедовали вам, пусть будет ему анафема!» Они не позволяют […] души, которая […] свобода […] так как они ещё незрелые […] они не могут соблюдать закон, тот, который действует посредством этих ересей; но это не они, а силы Саваофа […] там враги. Он крестил его, и, [в] Он стал Богом; Он поднялся, и они не захватили его […] каждый […] причём они хватают его в незнании, направляя к тем, которые учат по углам посредством амулетов и искусных уловок. Они не смогут…


(последние две страницы отсутствуют).


Текст приводится по материалу «Свидетельство Истины из Наг-Хаммади), альманах «Гамаюн», № 4 (2003), с.с.11–13.








Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке