« Солнечному парусу» снова не повезло

21 июня 2005 г. в 23 ч 46 мин МСК из акватории Баренцева моря с борта ракетной подводной лодки стратегического назначения (РПЛСН) «Борисоглебск» (проект 667БДР) из подводного положения был осуществлен запуск конверсионной РН «Волна», разработанной на базе морской баллистической ракеты РСМ-50. Ракета должна была вывести на расчетную орбиту космический аппарат «Космос-1» с так называемым солнечным парусом.

Однако, на 83-й секунде полета первая ступень ракеты-носителя неожиданно прекратила работу и «Волна» не смогла вывести космический аппарат на расчетную орбиту. Американские источники, впрочем, сообщили, что несколько занятых в программе наземных станций (на Камчатке, на Маршалловых островах и в Чехии) получили слабые сигналы с потерянного КА в первые часы после запуска, что могло означать что «Космос-1» все же вышел на околоземную орбиту, но имеет существенные отклонения от заданных параметров.

Атомоход же, выполнив одну задачу (по запуску ракеты-носителя «Волна»), продолжил выполнять остальные. «Экипаж отработал все штатно, проблем с запуском ракеты на борту лодки не было. Экипаж жив и здоров», – подчеркнул главком ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов, отметив при этом, что «после выполнения этой задачи лодка продолжила выполнение поставленных перед ней командованием флота задач». И только уже впоследствии, в результате работы специально образованной для расследования этого происшествия комиссии, удалось установить, что остановка двигателя РН «Волна» была вызвана отказом турбонасосного агрегата, и РН с КА упала на Землю, так и не вывев «Космос-1» на околоземную орбиту. Об этом в интервью российскому агентству РБК официально заявил 15 июля заместитель руководителя Федерального космического агентства (Роскосмоса) Виктор Ремишевский.

Американо-российский экспериментальный аппарат был первой в истории человечества попыткой реализовать идею космического «солнечного паруса». По замыслу ученых, на высоте около 840 км должны были развернуться 8 гигантских «лепестков», составив круг диаметром до 30 м, чтобы уловить силу «солнечного ветра» – фотонов. Стоимость проекта – 4 млн долл.

«Солнечный парус» стал результатом совместной работы ученых США и России. Сам аппарат был разработан, изготовлен и собран специалистами российских Института космических исследований РАН, ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина» и входящего в его состав Космического центра им. Г.Н. Бабакина при финансовой поддержке американских партнеров из Планетарного общества Пасадены и общественной организации Cosmos Studios. Ученые рассчитывали, что за месяц работы на орбите «Космос-1» подтвердит гипотезу о возможности двигаться «под парусом» в космическом пространстве.

Давление солнечных лучей весьма невелико, однако при постоянном их воздействии аппарат теоретически способен развить очень высокую скорость. Таким образом ученые стремятся решить проблему дальних космических перелетов, для эффективного осуществления которых аппараты должны двигаться очень быстро. Скорости современных ракет с химическим топливом ограничены, но двигатель на «солнечных парусах» может в теории решить эту проблему. Кроме того, с таким двигателем нет необходимости брать в полет многотонные запасы горючего.




Это была уже вторая попытка вывести в космос КА с лепестками «солнечного паруса». Первая, также неудачная, была предпринята 20 июля 2001 г. Для этого использовалась однотипная РН «Волна» (изготовитель – ГРЦ им. ак. В.П. Макеева), которая запускалась с этой же РПЛСН «Борисоглебск». Тогда из-за сбоев в системе управления РН аппарат не отделился от ракеты-носителя (КА вместе с третьей ступень ракеты упал в зоне затопления). В тот раз на борту экспериментального КА «Демонстратор» имелось лишь два лепестка, на которых планировалось проверить инженерные расчеты. Через четыре года «солнечному парусу» снова не повезло. В результате теоретические выкладки в отношении солнечного ветра и работы «солнечного паруса», увы, пока так и остаются не проверенными на практике.

Владимир ЩЕРБАКОВ Фото из архива редакции








Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке