РАКЕТЫ ПРОТИВ КОРАБЛЕЙ

СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

В современной войне высоких технологий противокорабельные и противолодочные ракетные комплексы, первые из которых поступили на вооружение уже полвека назад, остаются основным оружием подавляющего большинства надводных кораблей и подводных лодок всех без исключения военных флотов мира, а также боевых самолетов и вертолетов морской авиации. И альтернативной, такой же эффективной по своему боевому потенциалу, замены им в обозримом будущем не предвидится. Наоборот, они постоянно совершенствуются и из конструкторских бюро постоянно выходят либо модернизированные образцы, либо совершенно новые комплексы противокорабельного и противолодочного ракетного оружия.

В 50-е гг. прошлого века Советский Союз стал первопроходцем в данной области. Именно тогда в нашей стране были созданы первые крылатые ракеты классов «корабль-корабль», «берег-корабль» и «воздух-корабль» типа «Щука» (КСЩ), «Шторм», «Комета» (КС), «Стрела» (КСС), «Сопка» (С-2), П-5 и др. В 60-е гг. на вооружение надводных кораблей и подводных лодок ВМФ Советского Союза поступили противокорабельные ракетные комплексы П-15, П-6, П-35, П-70 («Аметист»), а самолетов морской ракетоносной авиации – противокорабельные ракеты К-10С, КСР-2, Х-22, КСР-5. Командование Военно-морского флота видело огромные перспективы, открывающиеся перед таким оружием. Именно советские противокорабельные ракеты первыми приняли боевое крещение, пройдя практическую проверку в ходе арабо-израильских войн. Буквально первое же применение в бою советских ракет П-15 с египетских катеров привело в 1967 г. к потоплению достаточно крупного по тем временам корабля – израильского эсминца «Эйлат».

С тех пор на вооружение отечественного флота было принято несколько поколений противокорабельных ракетных комплексов различной дальности. Была даже баллистическая противокорабельная ракета – для уничтожения авианосных и корабельных групп и соединений вероятного противника. Совершенствовалось и противокорабельное ракетное оружие морской авиации. Причем если раньше оно было прерогативой только тяжелых самолетов морской ракетоносной авиации, создаваемых на базе бомбардировщиков Ту-16, Ту-22 и Ту-22М, то с конца 70-х гг. начали создаваться противокорабельные ракеты и для самолетов тактической авиации. Сегодня такое оружие входит в арсенал большинства многоцелевых истребителей, штурмовиков и фронтовых бомбардировщиков, испытано оно и на вертолетах.

Предлагаемый вниманию читателей обзор содержит краткие сведения об основных типах противокорабельных ракетных комплексов, состоящих в настоящее время на вооружении ВМФ России и российской авиации, а также предлагаемых на экспорт в другие страны.


Основные сокращения, принятые в обзоре

АПП – атомная подводная лодка

АРГС – активная радиолокационная головка самонаведения

БПК – большой противолодочный корабль

БЧ – боевая часть

ДПЛ – дизельная подводная лодка

ИНС – инерциальная навигационная система

КАСУ – комплексная автоматическая система управления

КВ – корвет

КП – командный пункт

МРК – малый ракетный корабль

ПВРД – прямоточный воздушно-реактивный двигатель

ПКР – противокорабельная ракета

ПКРК – противокорабельный ракетный комплекс

ПЛ – подводная лодка

ПЛАРК- подводный атомный ракетный крейсер

ПО – производственное объединение

ПУ – пусковая установка

РГС – радиолокационная головка самонаведения

РДТТ – твердотопливный ракетный двигатель

РКА – ракетный катер

РКР – ракетный крейсер

СКР – сторожевой корабль

СПВРД – сверхзвуковой прямоточный воздушно- реактивный двигатель

СУ – система управления

ТАВКР – тяжелый авианесущий крейсер

TAPKP – тяжелый атомный ракетный крейсер

ТПК -транспортно- пусковой контейнер

ТРД – турбореактивный двигатель

ТРДД – двухконтурный турбореактивный двигатель

УРО – управляемое ракетное оружие

ЦВМ – цифровая вычислительная машина

ФР – фрегат

ЭМ – эсминец


ПКРК «Прогресс»

Комплекс «Прогресс» является модернизированным вариантом ПКРК П-35 и отличается увеличенной дальностью стрельбы и наличием более совершенной системы управления при сохранении внешнего облика и основных систем. Разрабатывался в ЦКБМ (ныне – НПО Машиностроения) с 1974 г. Принят на вооружение РКР проектов 58 и 1134 в 1982 г. Заменил также ПКР П-35 в береговом подвижном ракетном комплексе «Редут». В состав комплекса «Редут» входят самоходная пусковая установка СПУ-35В, система управления, ПКР «Прогресс», комплект наземного оборудования подготовки ПКР, транспортно-заряжающая машина. Принцип работы СУ – трансляция радиолокационного изображения, телеуправление, автономный захват цели и самонаведение на конечном участке полета. Маршевый двигатель ракеты – турбореактивный, стартовый – пороховой ракетный.


Основные данные ПКР «Прогресс»:

Длина, м…………………….. 10,0

Диаметр корпуса, м….. 1,54

Размах крыла, м……….. 2,67

Стартовая масса, кг .. 4200

Масса БЧ, кг………….. 800-1000

Скорость полета, М…… до 1,5

Высота полета, м:

– на маршевом участке 7000/400

– на конечном участке 20-40

Дальность стрельбы, км до 300


ПКРК «Малахит»

В 1962 г. ОКБ-52 (ныне НПО Машиностроения) вынесло на рассмотрение во- енно-политического руководства СССР предложение о создании унифицированной ПКР нового поколения, которая могла быть включена в состав вооружения как надводных кораблей, так и подводных лодок, т.е. иметь универсальность по типу носителей. При этом ставилась задача обеспечить возможность применения новых ракет из ПУ ПКРК предыдущего поколения «Аметист».

Постановление Совета Министров СССР о разработке ПКРК «Малахит» вышло 28 февраля 1963 г., в 1964 г. был выполнен эскизный проект. Новая ракета являлась, по сути, усовершенствованным вариантом ПКР «Аметист» и имела увеличенную в 1,5 раза дальность стрельбы, а также более совершенную двухканальную систему наведения (разработчик – НПО «Альтаир»), в т.ч. за счет улучшения избирательности АРГС и повышения ее помехозащищенности.


ПКРК «Малахит» был принят на вооружение 17 марта 1972 г. (для МРК проекта 1234), а в варианте для подводных лодок – 21 ноября 1977 г. (для АПЛ проекта 670М). Серийное производство ракет осуществлялось на заводе в Оренбурге (ныне – ПО «Стрела»).

Маршевый двигатель ракеты – твердотопливный. Универсальный твердотопливный стартовый агрегат обеспечивает возможность пуска из надводного и подводного положений. В последнем случае ПКР стартует из заполненного водой контейнера (т.н. «мокрый старт»).

Наведение на маршевом участке – ИНС, на конечном – АРГС. В качестве дополнительного на конечном участке полета может использоваться инфракрасный датчик, установленный в контейнере на внешней подвеске ПКР.

Носители: МРК проектов 1234, 12341 и АПЛ проекта 670М.


Основные данные ПКР «Малахит»:

Длина, м…………… 9,15 (8,84-9,0)

Диаметр корпуса, м………. 0,8

Размах крыла, м…………… 2,5

Стартовая масса, кг 3800 (3200)

Масса БЧ, кг…………………. 840

Скорость полета, М ……… 0,9

Высота полета

на маршевом участке, м.. 60

Дальность стрельбы, км . .110 (120-150)


Погрузка ПКР «Базальт» на борт крейсера «Москва»


ПКРК «Базальт»

Усиление угрозы со стороны авианосных ударных соединений вероятного противника заставили советское военно- политическое руководство СССР в первой половине 60-х гг. принять активные меры по ускорению разработки новых ПКР с дальностью пуска 500 км и более. Кроме того, учитывая наличие большого количества кораблей сопровождения в соединении, «интеллект» новой ракеты должен был позволять ПКР самой осуществлять селекцию главной цели ордера.

Работы по ПКРК «Базальт» начались в ОКБ-52 (НПО Машиностроения) по постановлению СМ СССР от 28 февраля 1963 г. В состав комплекса вошла сверхзвуковая ПКР, универсальная по типу носителя (надводный корабль или подводная лодка), являясь в этом смысле развитием концепции ПКРК П-6 и П-35. На ракете были сохранены принцип телеуправления и надводный старт с подводной лодки.

Отличительные особенности ПКРК «Базальт»:

– большая дальность и сверхзвуковая скорость полета (для получения последней применен подфюзеляжный секторный воздухозаборник с двухскачковым центральным телом);

– рациональная форма траектории, позволяющая на конечном участке обходить зону ПВО цели;

– использование в СУ повышенной помехозащищенности бортовой ЦВМ;

– применение на ПКР бортовой станции активных помех средствам ПВО противника (впервые в СССР);

– возможность целераспределения в залпе;

– целеуказание – от системы морской космической разведки и целеуказания или РЛС.

СУ ПКРК «Базальт» разработана в ЦНИИ «Гранит». Старт и разгон ПКР до маршевой скорости осуществляется с помощью двух пороховых двигателей. Маршевый двигатель – ТРД КР-17-300.

ПКРК «Базальт» принят на вооружение в варианте для подводных лодок 11 августа 1975 г. (для ПЛАРК проекта 675МК), надводных кораблей – 1 февраля 1977 г. (для ТАВКР проекта 1143, позднее – РКР проекта 1164) Серийное производство осуществлялось на ПО «Стрела» (г. Оренбург).

Носители: ПЛАРК проекта 675МК, РКР проекта 1164 (ПУ СМ-248) и ТАВКР

проекта 1143, 11434 (двухконтейнерные ПУ СМ-240 и СМ-241).


Основные данные ПКР «Базальт»:

Длина, м ……………………… 11,7

Диаметр корпуса, м……. 0,88

Размах крыла, м…………… 2,6

Стартовая масса, кг ….. 6000

Масса БЧ, кг…………………. 500

Скорость полета, М……. 2-2,5

Высота полета, м:

– на маршевом участке 5000

– на конечном участке……. 50

Дальность стрельбы, км 550


ПКР «Вулкан» на постаменте у проходной завода-изготовителя – ПО «Стрела»


ПКРК «Вулкан»

Разработан в НПО Машиностроения в соответствии с Постановлением СМ СССР от 15 мая 1979 г. Ракета создана на основе ПКР комплекса «Базальт» с сохранением того же маршевого двигателя. Благодаря более мощному стартовому ускорителю и использованию более легких современных материалов, а также ослаблению броневой защиты ПКР дальность ее стрельбы возросла до 700 км. СУ включает ИНС и АРГС, с целеуказанием по данным системы космической разведки и целеуказания. Старт ПКР – надводный, из поднятых под углом контейнеров. Перезарядка ПУ комплекса производится в базе.

Первый испытательный пуск ракеты комплекса «Вулкан» с наземного стенда состоялся в 1983 г. Испытания на ПЛАРК проекта 675МКВ (переоборудована из ПЛАРК проекта 675МК) начаты в декабре 1983 г. ПКРК «Вулкан» принят на вооружение 13 октября 1987 г. (для ПЛАРК проекта 657МКВ, РКР проекта 1164 и ТАВКР проекта 11434). Серийное производство ракет осуществлялось на ПО «Стрела» (г. Оренбург).

Носители: ПЛАРК К-1, К-22, К-34 и К-35 проекта 675МКВ (8х1, к настоящему времени уже списаны), РКР «Варяг» проекта 1164 (8х2).


Вверху: ПКР «Гоанит» в цехе завода

Внизу: пуск «Гранита» с борта ТАВКР «Адмирал Кузнецов»


ПКРК «Гранит»

Разработка универсального ПКРК с подводным стартом с подводных лодок и шахтным стартом с крупных надводных кораблей была начата в ЦКБМ (НПО Машиностроения) по постановлению СМ СССР от 10 июля 1969 г. Комплекс «Гранит» – первый ПКРК большой дальности стрельбы с автономной СУ, построенной на основе трехпроцессорной ЦВМ. На ракете установлена современная станция активных помех и помехозащищенная селективная СУ, включающая ИНС и АРГС. Возможность маневрирования ПКР комплекса «Гранит» позволила реализовать рациональное взаимное положение ракет залпа в полете (так называемый принцип «волчьей стаи») и наиболее эффективную форму траектории.

Стартовый двигатель – кольцевой твердотопливный, с подводным стартом. Маршевый двигатель – ТРД КР-93 разработки КБ УМПО. Велось также проектирование варианта ракеты с опытным прямоточным двигателем конструкции ОКБ-670 (МКБ «Красная звезда»), который позволял ракете развивать скорость до М=4.

Летно-конструкторские испытания ПКР комплекса «Гранит» начаты в 1976 г. (первый пуск из-под воды выполнен 26 февраля 1976 г.). ПКРК «Гранит» принят на вооружение 19 июля 1983 г.

Носители: ПЛАРК проекта 949/949А (24 ПКР, ПУ СМ-225А), ТАРКР проекта 1144/11442 (20 ПКР в ПУ СМ-233), ТАВКР проекта 11435 (12 ПКР, ПУ СМ-233А).


Основные данные ПКР «Гранит»:

Длина с ускорителем, м 10,0

Диаметр корпуса, м……. 0,85

Размах крыла, м…………… 2,6

Стартовая масса, кг …. 7000

Масса БЧ, кг………………… 750

Скорость полета, М:

– на большой высоте. около 2,5

– на малой высоте …. около 1,5

Дальность стрельбы, км более 550


ПКР Х-22М

Для вооружения бомбардировщиков- ракетоносцев Ту-22М в МКБ «Радуга» в 1967 г. началась разработка семейства модифицированных тяжелых ракет «воздух-поверхность» Х-22М с дальностью пуска более 300 км, в которое вошли противокорабельная ракета Х-22М с АРГС, ракета для поражения наземных целей с известными координатами Х-22МА с инерциальной системой наведения и противорадиолокационная ракета Х-22МП с пассивной РГС. В основу разработки этих ракет был положен опыт работ по созданию ПКР Х-22 с АРГС типа «ПГ», принятой в 1967 г. на вооружение сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22К.


Авиационная ПКР Х-22М на транспортировочной тележке (внизу) и под крылом самолета- носителя Ту-22М3 (вверху)


Ракета Х-22М выполнена по нормальной схеме, имеет треугольное крыло и крестообразное оперение. Двигательная установка ракеты включает жидкостный ракетный двигатель. СУ ПКР Х-22М состоит из автопилота и АРГС типа «ПГ» или «ПМГ». АРГС совместно с автопилотом обеспечивает наведение ПКР на цель, при этом захват цели осуществляется до пуска ракеты, по целеуказанию от РЛС «ПН» («ПН-А») самолета-носителя.

После прохождения испытания в 1974 г. ракеты Х-22М и Х-22МА приняты на вооружение. Ими оснащались самолеты Ту-22М2, поступавшие в части.

Дальней и морской ракетоносной авиации. Развитием этих ракет стали ПКР и крылатая ракета «воздух-земля» Х-22Н и Х-22НА, отличающиеся усовершенствованной системой управления, которая обеспечивает расширение условий их применения (добавлена так называемая «нижняя» траектория полета). Ракеты Х-22Н и Х-22НА приняты на вооружение в 1976 г. В настоящее время ими оснащаются бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3 Дальней авиации ВВС и морской ракетоносной авиации ВМФ России. На каждом из них может обеспечиваться применение одной, двух или трех ракет. Пуск ракет Х-22М возможен на высотах 10-13 км при скорости носителя 950-1500 км/ч, а для ракет Х-22Н нижняя граница зоны пуска снижена до 1000 м.


Основные данные ПКР Х-22М:

Длина ракеты, м……….. 11,65

Диаметр корпуса, м……. 0,92

Размах крыла, м…………… 3,0

Стартовая масса, кг …. 5780

Масса БЧ, кг………………… 900

Скорость полета, М ……… 4,0

Дальность пуска, км:

– Х-22М…………………………. 310

– Х-22Н…………………………. 350


ПКРК «Москит»

Разработка первой в стране сверхзвуковой низковысотной ПКР с маршевым прямоточным воздушно-реактивным двигателем 3М80 («Москит») начата в МКБ «Радуга» по постановлению СМ СССР, вышедшему в августе 1983 г. Первые проработки по ракете выполнены в 1967-1968 гг.

Двигательная установка ракеты – комбинированная: ПВРД 3Д80 (позднее – 3Д83) конструкции ОКБ-670 (МКБ «Красная звезда») и ТМКБ «Союз» совмещен с пороховым стартовым двигателем по типу «матрешка». РДТТ «вложен» внутрь камеры сгорания ПВРД. Через 3-4 с после старта РДТТ выгорает и выталкивается из камеры сгорания ПВРД набегающим потоком воздуха.

ПКР построена по нормальной аэродинамической схеме, фюзеляж – тело вращения с оживальной формой носовой части и Х-образным расположением крыла и оперения. На корпусе размещены четыре боковых воздухозаборника и воздуховоды сварной конструкции. Носовой обтекатель – с радиопрозрачным коком из стеклоткани, внутри которого размещена антенна активно-пассивной РГС. Разработчик СУ – НПО «Альтаир». БЧ – проникающего типа.


ПКР «Москит» на тележке (вверху) и ее макет на подвеске самолета Су-33 (внизу)



После старта ПКР делает «горку», а затем снижается на маршевую высоту полета около 20 м, при подходе к цели – менее 7 м. ПКР может выполнять противозенитные маневры (полет «змейкой» в курсовой плоскости) с 10-кратными перегрузками.

КАСУ ракеты осуществляет выбор цели, ввод данных целеуказания в ракету, ее предстартовую подготовку, выбор режима стрельбы и по команде производит старт ПКР. Управление в полете на маршевом участке полета обеспечивает ИНС. На расчетной дальности от цели включается комбинированная активно-пассивная РГС, осуществляющая поиск и захват цели с дальнейшим включением режима самонаведения ракеты на цель по активному или пассивному каналу в зависимости от типа цели и помеховой обстановки.

Летные испытания ПКР «Москит» в варианте корабельного базирования начаты в 1980 г., государственные испытания завершены 30 декабря 1982 г. Корабельный вариант ПКР 3М80 принят на вооружение в 1984 г. Им оснащаются БПК, эсминцы и ракетные катера различных типов. Ракета серийно выпускается на ААК «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина (г. Арсеньев). На базе ПКР 3М80 разработаны модификации 3М80Е и 3М80Е1 с большей дальностью стрельбы.

Кроме того, на базе ПКР «Москит» корабельного базирования с начала 90-х гг. разрабатывался вариант ракеты для применения с самолетов корабельной и фронтовой авиации. Он неоднократно демонстрировался на авиасалонах на подвеске самолетов Су-33 и Су-34, однако испытания его на указанных самолетах пока не проводились.

Носители: 3М80 – БПК проекта 11551, МРК проекта 1239, ЭМ проекта 956/956А (у всех – 2х4 ПУ КТ-190), РКА проекта 12411/12411М (2х2 ПУ КТ-152М) и опытный МРК-5 проекта 1240, экраноплан «Лунь» проекта 903 (4х2 ПУ); 3М80Е – ЭМ проекта 956Э/956ЭМ (2х4 ПУ КТ-190Э); 3М80Е1 – РКА проекта 12421 (2х2 ПУ КТ-152М).


Основные данные ПКР «Москит»:

Длина, м …………………… 9,385

Диаметр корпуса, м……. 0,76

Размах крыла……………….. 2,1

Стартовая масса, кг:

– 3М80 ………………………… 3950

– 3М80Е………………………. 4150

– 3М80Е1 ……………………. 3970

Масса БЧ, кг…………………. 300

Скорость полета, М……. 2-2,8

Дальность стрельбы, км:

– 3М80 ……………………………. 90

– 3М80Е ……………………….. 120

– 3М80Е1 ……………………… 100


ПКР Х-31А

Разработка сверхзвуковой противокорабельной ракеты самолетного базирования Х-31А для поражения быстроходных ракетных катеров, эсминцев и СКР началась в ОКБ «Звезда» (ныне – ГНПЦ «Звезда-Стрела» корпорации «Тактическое ракетное вооружение») в 1977 г. Параллельно создавалась унифицированная с ней противорадиолокационная ракета Х-31П.


Авиационная ПКР Х-31А на транспортировочной тележке (вверху) и на подвеске у самолета Су-24М на испытаниях в ГЛИЦ (внизу)


ПКР выполнена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образным расположением рулей и консолей крыла малого удлинения и большой стреловидности. Аэродинамическая схема ракеты оптимизирована для режимов полета на высокой сверхзвуковой скорости.

Двигательная установка – комбинированная, включает маршевый ПВРД типа «52М» (разработчик – ТМКБ «Союз») и твердотопливный ускоритель. БЧ – осколочно-фугасная проникающего действия, с контактным взрывателем с замедлением.

Система управления и наведения состоит из автопилота, активной РГС (типа АРГС-31) и радиовысотомера. АРГС ракеты может работать в режимах выбора цели до старта ракеты или на траектории полета.

Подвеска ПКР и ее связь с бортовыми системами носителя, транспортировка и пуск (при необходимости – аварийный сброс) обеспечиваются с помощью авиационного катапультного устройства АКУ-58. Пуск ракет Х-31А обеспечивается с высот 100-10 000 м при полете носителя со скоростью 600-1250 км/ч.

Первые пуски ПКР Х-31А выполнены в 1983 г. Опытная партия Х-31А выпущена в 1986 г., серийное производство на заводе «Стрела» (ныне – ГНПЦ «Звезда- Стрела» корпорации «Тактическое ракетное вооружение») начато в 1987 г. На базе семейства ракет Х-31А/П создано несколько дальнейших модификаций, в т.ч. ракета-мишень МА-31 (на базе ПКР Х-31А), выпускаемая серийно с 1990 г.

Носители: многоцелевые истребители Су-30МК2, Су-30МКИ, Су-27СМ (СМК), Су-35, МиГ-29К, МиГ-29М, модернизированные фронтовые бомбардировщики Су-24М, штурмовики Су-25СМ и Су-25ТМ (Су-39), многоцелевые фронтовые ударные самолеты Су-34 и др.


Основные данные ПКР Х-31А:

Длина, м ……………………….. 4,7

Диаметр корпуса………… 0,36

Размах крыла ………….. 0,914

Стартовая масса, кг…….. 610

Масса БЧ, кг…………………… 94

Скорость полета, М ……… 3,5

Дальность пуска максимальная, км . . .50


ПКР Х-35 и ПКРК «Уран»

Разработка дозвуковой маловысотной ПКР Х-35, первоначально в варианте авиационного базирования, была начата в ОКБ «Звезда» (ныне – ГНПЦ «Звезда-

Стрела» корпорации «Тактическое ракетное вооружение») в 1983 г. Ракета предназначалась для вооружения вертолетов морской авиации (в варианте со стартовым ускорителем), а также самолетов корабельной и фронтовой авиации (без ускорителя).

16 апреля 1984 г. вышло Постановление СМ СССР о разработке ПКРК «Уран» для вооружения РКА и кораблей среднего водоизмещения. Основой комплекса «Уран» должна была стать ПКР на базе авиационной ракеты Х-35. Разработчик КАСУ – ЦНИИ «Гранит», активной РГС – НПП «Радар ММС». Экспортный вариант комплекса «Уран» получил название «Уран-Э».

В состав ПКРК «Уран-Э» входят противокорабельная ракета Х-35Э, транс- портно-пусковой контейнер 3С-24Э палубногого типа со съемной рамой под блок из четырех ТПК и ракетопогрузочным устройством, КАСУ 3Р-60УЭ и КНО 3Ф-24Э.

ПКР Х-35Э выполнена по нормальной аэродинамической схеме с воздухозаборником трапециевидного сечения типа «полуутопленный тоннель» и Х-образным расположением консолей крыла и стабилизаторов. Крыло и стабилизаторы – складные.

Двигательная установка включает маршевый двухконтурный турбореактивный двигатель Р95ТМ-300 (разработчик – АМНТК «Союз», изготовитель – ОАО «Мотор Сич»), а на корабельном, береговом и вертолетном вариантах – еще и стартовый твердотопливный ракетный ускоритель, расположенный с маршевым двигателем по схеме «тандем». Запуск ракеты Х-35 с вертолетов типа Ка-27 и Ка-28 обеспечивается с высот 100-3000 м. В самолетном варианте (Х-35У) стартовый ускоритель ракете не требуется. Запуск ее обеспечивается с высот 200-5000 м при полете носителя со скоростью 600-1100 км/ч.

БЧ ракеты – проникающая осколочно- фугасная, подрыв осуществляется контактным взрывателем.

Система управления позволяет одновременно проводить предстартовую подготовку и пуск от одной до 16 ракет и обстреливать одновременно до шести целей. Целеуказание по надводным целям обеспечивается РЛС 3Ц-25Э. Система управления ракеты включает ИНС, прецизионный радиовысотомер и помехозащищенную активную РГС типа АРГС-35(Э).

На базе ПКРК «Уран» создан береговой ПКРК «Бал» (в экспортном варианте – «Бал-Э») с ПКР Х-35 (Х-35Э). Он включает до двух самоходных командных пунктов управления и связи, до четырех самоходных ПУ (по 8 ТПК), до четырех транспортно-перегрузочных машин и машину связи. К особенностям берегового ПКРК «Бал» относятся:

– наличие двух разнесенных радиолокационных каналов, позволяющих решать триангуляционные задачи в пассивном режиме;

– наличие двух каналов обнаружения – активного и пассивного;

– осуществление оптимального целераспределения СУ между ПУ;

– специальная машина связи позволяет получать оперативную информацию от вышестоящих КП и внешних средств целеуказания.

Ракета Х-35 была предъявлена на испытания в 1990 г. Производство начато на ГНПЦ «Звезда-Стрела». С 1992 г. ракета широко демонстрируется на авиационных и оборонных выставках. Корабельный ПКРК «Уран» принят на вооружение ВМФ России в 1993 г.

Носители: СКР «Сметливый» (проект 61М, в 1990-1995 гг. модернизирован по проекту 01090), СКР проекта 11660, ЭМ УРО типа «Дели» (Индия), ФР УРО типа «Брахмапутра» (Индия), КВ УРО типа «Кора» (Индия), КВ проекта 1234Э (Алжир), РКА проекта 12418 (Индия и Вьетнам).

В вертолетном варианте ракета Х-35 может применяться на модифицированных вертолетах типа Ка-27 и Ка-28, в самолетном варианте (Х-35У) – на многоцелевых истребителях типа МиГ-29К и МиГ-29М, модернизированных противолодочных самолетах Ил-38 и Ту-142М и др.


ПКР Х-35 на подвеске модифицированного вертолета Ка-27 (слева) и под крылом корабельного истребителя МиГ-29К (внизу)


Основные данные ПКР Х-35:

Длина ракеты, м:

– с ускорителем …………. 4,40

– без ускорителя………… 3,75

Диаметр корпуса, м…… 0,42

Размах крыла, м………… 1,33

Размеры ТПК, м:

– длина………………………… 4,69

– ширина ………………….. 0,892

– высота …………………… 0,965

Стартовая масса

с ускорителем, кг ……….. 620

Масса БЧ, кг………………… 145

Масса ТПК, кг …………….. 425

Скорость полета, М …….. 0,8

Высота полета, м:

– на маршевом участке 10-15

– на конечном участке .. 3-5

Дальность стрельбы, км 130


Макет авиационного варианта ПКР «Яхонт». До пуска с самолета-носителя воздухозаборник и сопло ракеты закрыты обтекателями


ПКР «Яхонт» («Оникс»)

К разработке перспективного ПКРК с унифицированной сверхзвуковой ПКР «Оникс» (позднее получила известность под названием «Яхонт») для поражения радиолокационно контрастных средних и крупнотоннажных надводных целей (эсминцы, крейсера, СКР) НПО Машиностроения приступило в начале 80-х гг. Эскизный проект по ракете был выпущен в 1982 г.

ПКР выполнена по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным складным крылом и оперением. Воздухозаборник СПВРД – носовой осесимметричный с центральным конусом, в котором размещена антенна АРГС. Принципиальное отличие ПКР «Оникс» от предыдущих ракет подобного назначения – «минометный» старт из ТПК. Стартово-раз- гонная двигательная установка (СРДУ) размещена в канале маршевого СПВРД (разработчик – НПО «Пламя»). Непосредственно перед окончанием работы СРДУ сбрасывается внутренний носовой обтекатель и происходит ее выталкивание.

Тип старта – наземный, надводный и подводный, угол наклона ПУ – от 15 до 90°.

СУ ракеты – автономная, с ИНС, радиовысотомером и АРГС на конечном участке траектории. Разработчик КАСУ – НПО «Гранит». После первоначального захвата цели АРГС выключается, и ракета выполняет снижение на предельно малую высоту.

Первый пуск макетного варианта ракеты состоялся 26 апреля 1985 г. Испытания с погружаемого стартового комплекса начались 21 декабря 1985 г. Испытания с МРК «Накат» проекта 12347 начаты в сентябре 1987 г., завершены в июне 1998 г. Первый пуск с опытовой ПЛ К-452 (проект 670М, переоборудованный по проекту 06704 с 8 ПУ СМ-315 на три ПКР каждая) состоялся 14 декабря 1990 г. ПКРК «Оникс» принят в опытную эксплуатацию в июне 1998 г., принят на вооружение ВМФ России 23 сентября 2002 г. Серийное производство ракеты осуществляется на ПО «Стрела» (г. Оренбург).

Носители: МРК «Накат» проекта 12347 (2х6 ПУ СМ-403), в перспективе – ПЛАРК проекта 885.

На базе морской ПКР «Оникс» («Яхонт») с начала 90-х гг. ведется разработка варианта авиационного базирования для вооружения модернизированных самолетов типа Су-30МК, Су-33, Су-34 и Су-35. В экспортном варианте авиационная ПКР «Яхонт-А» имеет длину 6,1 м, стартовую массу ПКР 2550 кг и может применяться с высот до 15 км. До момента пуска с самолета воздухозаборник и сопло ракеты закрываются сбрасываемыми обтекателями.

ПКР «Яхонт» демонстрируется на авиасалонах и оборонных выставках с 1997 г. С 2001 г. потенциальным заказчикам предлагается также созданный на базе ракеты «Яхонт» береговой ракетный комплекс «Бастион». Он может выполняться в подвижном и стационарном вариантах. Подвижный береговой ПКРК «Бастион-П» размещается на самоходной ПУ на базе автомобиля МАЗ-543 и имеет три ПКР. Стационарный береговой ПКРК «Бастион-С» имеет ПУ шахтного типа.

Кроме того, на основе ПКР «Яхонт» российско-индийским совместными предприятием «Брамос» разрабатывается одноименная противокорабельная ракета в корабельном, береговом и авиационном вариантах. К 2005 г. она прошла испытания и была запущена в серийное производство.


Основные данные ПКР «Яхонт»:

Длина ракеты, м …………… 8,0

Диаметр корпуса, м………. 0,7

Размах крыла, м…………… 1,7

Размеры ТПК, м:

– длина…………………………… 8,9

– диаметр…………………….. 0,72

Стартовая масса, кг…… 3000

Масса БЧ, кг…………………. 200

Масса ПКР в ТПК, кг…. 3900

Скорость полета, м/с:

– на маршевом участке по комбинированной траектории . . . .750

– по низковысотной траектории . . . .680

Высота полета, м:

– на маршевом участке до 14000

– на низковысотной траектории и конечном участке комбинированной траектории . . . .10-15

– у цели…………………….. менее 10

Дальность стрельбы, км:

– низковысотная траектория 120

– комбинированная траектория . . .до 300


Макет новой авиационной ПКР Х-59МК в экспозиции ГосМКБ «Радуга» на МАКС-2003


ПКР Х-59МК

В начале 2000-х гг. МКБ «Радуга» предложила свой вариант тактической противокорабельной ракеты авиационного базирования, предназначенной для поражения широкой номенклатуры радиолокационно контрастных надводных целей – от ракетного катера до крейсера. Новая ПКР, получившая название Х-59МК, спроектирована на базе серийной ракеты «воздух-земля» Х-59М, имеющей телевизионно-командную систему наведения и входящей в состав вооружения самолетов Су-24М, Су-30МК и др. Основные отличия Х-59МК от базовой ракеты заключаются в применении на ней принципиально новой системы наведения, включающей ИНС и АРГС разработки ОАО «Радар- ММС», а также нового типа маршевого двигателя – ТРДД «36МТ» (разработка НПО «Сатурн»). Ракета имеет цилиндрический корпус, расширяющийся в носовой части. В хвостовой части ракеты расположены Х-образные трапециевидные консоли крыла, а в носовой части – прямоугольное оперение. Маршевый двигатель размещается в гондоле под корпусом ракеты.

ПКР Х-59МК предназначается для оснащения самолетов типа Су-30МК и их модификаций. Пуск ракеты обеспечивается с высот от 200 м до 11 км при скорости носителя 600-1100 км/ч.


Основные данные ПКР Х-59МК:

Длина ракеты, м …………… 5,7

Диаметр корпуса, м……. 0,38

Размах крыла, м…………… 1,3

Стартовая масса, кг…….. 930

Масса БЧ, кг…………………. 320

Скорость полета, км/ч 900-1050

Высота полета, м:

– на маршевом участке 10-15

– в районе цели …………….. 4-7

Дальность пуска, км:

– по цели типа «эсминец» 285

– по цели типа «ракетный катер» . . .145


Сверхзвуковая трехступенчатая ПКР 3М54Э системы «Клаб»


Дозвуковая двухступенчатая ПКР 3М54Э1


ПКРК «Клаб»

Интегрированная ракетная система «Клаб», разработанная ОКБ «Новатор» (г. Екатеринбург), состоит из нескольких противокорабельных и противолодочных ракет, различающихся назначением, базированием и дальностью применения. При этом для всех ракет созданы единые унифицированные ПУ и КАСУ, а также некоторые другие элементы конструкции. Система управления и наведения ракет – ИНС и активная РГС (АРГС-54Э разработки ОАО «Ра- дар-ММС»).

Противокорабельные ракеты серии «Клаб-Н» (3М54ТЭ и 3М54ТЭ1), предназначенные для применения с надводных кораблей, хранятся и запускаются из ТПК. ПКР серии «Клаб-С» (3М54Э и 3М54Э1) предназначены для запуска из торпедных аппаратов подводных лодок.

Все ракеты выполнены по нормальной аэродинамической схеме с тоннельным воздухозаборником и имеют раскрывающееся после пуска трапециевидное крыло.

ПКР 3М54Э (ТЭ) включает три ступени – стартовую твердотопливную, низколетящую крылатую дозвуковую жидкостную маршевую и низколетяющую сверхзвуковую твердотопливную. В таком варианте ракета изначально создавалась для вооружения кораблей и подводных лодок ВМФ России. На удалении 30-40 км от ожидаемого места цели ПКР делает «горку» с включением АРГС. После обнаружения и захвата цели АРГС вторая ступень ПКР отделяется и начинает работать твердотопливная сверхзвуковая третья ступень, которая разгоняет ракету до числа М=3. При этом ПКР снижается на высоту менее 10 м над поверхностью воды.

ПКР 3М54Э1 (ТЭ1) – двухступенчатая, имеет стартовую твердотопливную и крылатую дозвуковую жидкостную маршевую ступени. Оптимизирована для запуска из ПУ и торпедных аппаратов зарубежных кораблей и подводных лодок.

На базе ПКР «Клаб» корабельного базирования разрабатывается вариант для применения с самолетов корабельной и фронтовой авиации, в т.ч. типа МиГ-29К, Су-30МК и др.

Носители: ФР УРО проекта 11356 (ВМС Индии), ДПЛ проекта 877ЭКМ (ВМС Индии) и др.


Основные данные унифицированных противокорабельных ракет системы «Клаб»
  3М-54Э 3М-54ТЭ 3М-54Э1 3М-54ТЭ1
Длина ракеты, м . .8,22 . . . . . . .8,916 . . . . 6,2 8,916
Диаметр корпуса, м . .0,533 . . . . . .0,645 . . . . (в ТПК) 0,533 . . . . 0,645 (в ТПК)
Стартовая масса(без ТПК), кг . .2300 . . . ....1951 . . . . 1780 . . . . 1505
Масса БЧ, кг ...200 . . . . 200 400 . . . . 400
Скорость полета, М:
- на маршевом участке .0,6-0,8 . . . .0,6-0,8 . . . . . . .0,6-0,8 . . . . . . .0,6-0,8
- на конечном участке . . .до 3 . . . . . ..до 3 . . . .0,6-0,8 . . . . . . .0,6-0,8
Высота полета, м:        
- на маршевом участке . .10-20 . . . . .10-20 . . . . . . .10-20 . . . 10-20
- на конечном участке .менее 10 . . .менее 10 . . . . . .менее 10 . . . . . .менее 10
Дальность стрельбы, км . . .220 . . . . 220 300 . . . . 275








Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке