Не кофе единым Заметки с выставки LAAD 2005

Александр ВЕЛОВИЧ

Роль Бразилии в современном мире со всей очевидностью возрастает с каждым годом. Вот уже и на место постоянного члена Совета безопасности ООН страна претендует с полным основанием наравне с Германией, Японией и Индией. Именно поэтому и значение выставки LAAD (Latin America Aero amp; Defence), проводимой в Рио-де-Жанейро весной по нечетным годам, с каждым разом неуклонно растет. Наш обозреватель Александр Велович был одним из немногих представителей российской специализированной прессы, принявших участие в освещении выставки. Он делится своими впечатлениями с читателями «Взлёта».


Русские в Рио

Рекламный слоган выставки laad – «Один континент – одно шоу». В нем сконцентрировано желание бразильцев достичь для LAAD доминирующего положения в Латинской Америке, но пока вполне сопоставимой с выставкой в Рио является чилийская FIDAE, которая, хотя и вынуждена была сменить место проведения, но, тем не менее, сдавать свои позиции не собирается. Один из медиа-партнеров и сторонников чилийской выставки удачно пошутил по поводу LAAD, дополнив ее слоган: «Один континент – одно шоу – один павильон», намекая на то, что в Сантьяго-то в прошлом году павильонов было несколько. Энди Брейли, директор группы авиакосмических и оборонных выставок международной компаннии Reed Exhibitions со штаб-квартирой в Лондоне, которая является организатором выставки в Рио-де-Жанейро, парировал:

«Да, у нас, в отличие от FIDAE, один павильон, но по суммарной площади оплаченных квадратных метров экспозиции мы уже опережаем чилийцев. Кроме того, наша выставка демонстрирует устойчивый рост по всем показателям, а у конкурентов тенденция обратная».

Действительно, в этом году бразильская выставка заняла самый большой, четвертый павильон выставочного комплекса «Риоцентро» общей площадью 23 000 м 2 , а суммарная площадь стендов экспозиции достигла 8500 м 2 , оба показателя выросли на 30% по сравнению с 2003 г. В выставке LAAD приняла участие 301 компания из 28 стран (на 20% больше чем прошлый раз), ее посетили более 12000 специалистов (+18%), включая высокопоставленные официальные делегации из 39 стран.

Российская экспозиция состояла из двух стендов – «Рособоронэкспорта» и АХК «Сухой». Ее общая площадь составила 184 м2 , и это почти в полтора раза меньше, чем в 2003 г. Несмотря на энергичные усилия «Рособоронэкспорта» и, казалось бы, большую перспективность бразильского и, в целом, латиноамериканского рынков, российские предприятия в Рио-де-Жанейро едут неохотно. Это сказывается и на количестве участвующих в выставке компаний из России: два года назад в Рио их было 11, сейчас – только семь. Несколько подслащивает общее нерадостное впечатление от свертывания российского присутствия на латиноамериканском рынке отличная демонстрация в Бразилии разработанного Московским вертолетным заводом (МВЗ) имени М.Л. Миля вертолета Ми-171А «Байкал» производства Улан-Удэнского авиационного завода (УУАЗ). Накануне выставки эта машина получила сертификат летной годности бразильских авиационных властей (см. «Взлёт» №5/2005, стр. 7), и в Рио состоялась ее блестящая презентация, выдержанная на уровне лучших PR-технологий, применяемых западными компаниями. Частью LAAD являлась экспозиция Helitech Latin America, и именно здесь УУАЗ и МВЗ имели отличный стенд, организованный совместно с их бразильским партнером – компанией Clapham.


Вверху и внизу: на HELITECH Latin America, которая стала частью LAAD, были представлены 11 вертолетов, в т.ч. Agusta Westland Super Lynx (вверху) и HELIBRAS/Eurocopter Esquilo военно- морской авиации Бразилии (справа)



Но даже если приплюсовать стенд наших вертолетчиков в общую копилку российского присутствия, то и тогда мы не дотягиваем до уровня 2003 г. Это особенно странно на фоне активных действий авиастроительной и оборонной промышленности других стран, даже серьезно уступающих России по суммарным объемам экспорта своей профильной для LAAD продукции. Например, индийская национальная экспозиция (196 м 2 ) превосходила нашу по площади, далеко оставили нас позади и испанцы (382 м 2 ), и итальянцы (390 м 2 ), не говоря уж об Израиле, Франции, Великобритании и США. Конечно, квадратными метрами экспозиционной площади нельзя напрямую измерить шансы на продвижение на тот или иной рынок, но связь между этим определенно существует. И если наши маркетологи военно-промышленного комплекса по- прежнему будут строго экономить на создании положительного имиджа российской продукции на мировых рынках, нас с этих рынков твердо и неуклонно вытеснят.

То же относится и к рынку гражданской авиационной техники, сопутствующей продукции и услуг. Предыдущие выставки в Рио-де-Жанейро назывались LAD, в этом году в названии добавилась еще одна буква «А», и это отражает важное дополнение в тематике выставки. Теперь LAAD становится и региональным форумом гражданской авиации. В рамках выставки Reed Exhibitions совместно с Airline Business, ведущим журналом в области бизнеса авиационных перевозок, организовали ABC Club (Airline Business Club – Бизнес-клуб авиакомпаний), а также представительную конференцию по проблемам гражданской авиации региона Латинской Америки. На ней выступили руководитель регионального отделения Международной ассоциации авиаперевозчиков IATA, исполнительный директор Латиноамериканской ассоциации авиаперевозчиков AITAL, руководители ведущих бразильских авиакомпаний GOL и VARIG, высокопоставленные представители всех четырех ведущих производителей гражданских самолетов – Boeing, Airbus, Bombarider и Embraer.

На фоне декларируемого стремления российских авиапромышленников вновь выйти на мировой рынок гражданской авиатехники могло бы показаться, что Латинская Америка – именно тот регион, где российским и украинским гражданским самолетам может способствовать успех. Но никто из представителей отечественных авиапроизводителей, широковещательно заявляющих о своих претензиях на долю мирового рынка гражданской авиации, на конференции увы замечен не был. Однако, все же один россиянин уже стал членом ABC-клуба. Борис Гальперин, начальник отдела компании НИТА из Санкт-Петербурга, которого можно встретить на многих авиационных выставках по всему миру, нашел немало интересного для развития бизнеса в программе конференции. НИТА специализируется на поставке оборудования систем управления воздушным движением, систем обучения и контроля знаний, программно-аппаратных комплексов для аэропортов и авиакомпаний.


Военная дипломатия на службе рынка

Региональный характер LAAD подчеркивала прошедшая в ее рамках и организованная Министерством обороны Бразилии конференция по методикам и подходам к закупкам вооружений и военной техники. В ней приняли участие несколько сот представителей заказывающих управлений военных ведомств практически всех стран Латинской Америки. Присутствие на LAAD старших офицеров многих стран, фактически определяющих решения по закупкам вооружений всего региона, явилось дополнительным фактором, увеличивающим привлекательность выставки для ее участников. Кстати, российская экспозиция была весьма удачно расположена прямо напротив входа в конференц-зал этого представительного форума, так что, надо признать, место для своего стенда специалисты Управления рекламно-выставочной деятельности «Рособоронэкспорта» выбрали с точным и дальновидным прицелом.

На конференции выступили с докладами представители заказывающих управлений министерств обороны Бразилии, Франции, Великобритании, Китая, Чили и, что особенно приятно, России. Генерал-лейтенант Владимир Михеев, первый заместитель начальника управления службы Начальника вооружений министерства обороны РФ, в беседе с автором статьи весьма положительно отозвался об уровне организации этого мероприятия.

Высокий уровень представительства службы Начальника вооружений российского Минобороны стал приятной неожиданностью. Здесь следует отметить, что все международные оборонные выставки с удовольствием приглашают к себе в гости представителей заказывающих управлений многих стран, в том числе и тех, кто относится к числу ведущих экспортеров вооружений. Однако в России официальная делегация на любую выставку составляется, прежде всего, из продавцов вооружений, а не покупателей, т.е. это, как правило, руководящие лица Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству и «Рособоронэкспорта». А латиноамериканские, ближневосточные или азиатские генералы и полковники хотели бы общаться прежде всего со своими коллегами из заказывающих управлений стран – ведущих экспортеров вооружений.

Кстати, по признанию генерального директора LAAD Хуана Пабло де Вера, расходы на прием официальных делегаций стали одной из самых значительных статей затрат оргкомитета выставки. Это и не удивительно: организаторы берут на себя оплату перелета в бизнес-классе в Рио-де-Жанейро, размещения в пятизвездочной гостинице, нескудного питания, транспорта, культурной программы и т.д. трех представителей Минобороны из каждой приглашенной к участию страны. Россия в их число входит всегда, но из-за неповоротливости военно- дипломатических служб вовсе не всегда посылает для участия в выставках представителей Начальника вооружений или Федеральной службы по Гособоронзаказу, которых организаторы и понимают под термином «официальной делегации». Как правило, такое прохладное отношение российского МО РФ к приглашениям на международные выставки оправдывается ограниченным бюджетом Управления международного военного сотрудничества. Но в случае с LAAD все затраты – это суточные членам делегации, за все остальное организаторы платят сами, причем делает это не министерство обороны Бразилии, а именно Reed Exhibitions из своих доходов от выставки, так что на ответные визиты, положенные по протоколу, нашему Минобороны раскошеливаться также не придется. Нет уверенности, что наши военные дипломаты подробно знают и понимают тонкости этого механизма. А хотелось бы надеяться, что представители наших ведомств, именно заказывающих вооружение и военную технику, станут регулярными участниками таких выставок, как LAAD. Это серьезно поднимает общий уровень участия страны в международном форуме, и, в конечном итоге, существенно способствует усилиям наших продавцов и производителей вооружений.


Успех корпоративного Legacy проложил бразильским авиастроителям путь к другим сегментам рынка деловой авиации








Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке