4.1. Темперамент

Понятие о темпераменте. Основные виды темпераментов

Темперамент (от лат. temperamentum- соотношение, смешение частей, соразмерность) – комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности – интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности.

Темперамент – природно обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации, способность к волевым усилиям.

Психодинамические особенности поведения человека обусловлены особенностями его высшей нервной деятельности.

И.П. Павловым были выявлены три основных свойства нервных процессов сила, уравновешенность и подвижность . Различные их комбинации образуют четыре типа высшей нервной деятельности, лежащих в основе четырех типов темпераментов (рис. 1). Название темпераментов впервые ввел древнегреческий врач Гиппократ (460–377 гг. до н. э.), который связывал типы темпераментов с преобладанием в организме человека различных жидкостей: крови (сангвис) – у сангвиников, желтой желчи (холэ) – у холериков, слизи (флегмы) – у флегматиков и черной желчи (мелайна холэ) – у меланхоликов.

Совокупность свойств нервной деятельности, интегрирующихся в темпераменте, обусловливает ряд психических особенностей индивида:

1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическую активность, мышечно-моторную экспрессивность.

2. Преимущественную подчиненность поведения внешним впечатлениям (экстраверсия) или внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям (интроверсия).

3. Адаптированность к внешним изменяющимся условиям.

4. Чувствительность, синтезитивность, восприимчивость, эмоциональную возбудимость, силу эмоций, их устойчивость.

5.  Пластичность или ригидность психической деятельности. Ригидность – это инертность, консервативность, плохая переключаемость психической деятельности. Существуют несколько видов ригидности:

•  сенсорная – пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула;

•  моторная — трудность перестройки привычных движений;

•  эмоциональная — продолжение эмоционального состояния после прекращения эмоционального воздействия;

•  памяти — персеверация, навязчивость образов памяти;

•  мышления – инерция суждений, установок, способов решения задач.

Качества, противоположные ригидности, – гибкость, подвижность, адекватность.

К особенностям темперамента относится и такое психическое явление, как тревожность, – напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих.

Личности с повышенным уровнем тревожности склонны к поведению, не адекватному степени угрозы Повышенный уровень тревожности вызывает стремление уйти от восприятия угрожающих событий, непроизвольно сужая поле восприятия в стрессогенной ситуации.

Исследования И.П. Павлова послужили основанием для выделения еще трех типов темперамента по особенностям соотношения двух сигнальных систем в высшей нервной деятельности: Темперамент как врожденно-конституциональный и пластичный тип психической саморегуляции Темперамент не определяет потребности, интересы, взгляды личности. В одном и том же виде деятельности люди с различными темпераментами могут достичь выдающихся успехов за счет своих компенсаторных возможностей.

•  художественный тип. Отличается склонностью к непосредственному, живому, яркому восприятию, впечатлительностью, эмоциональностью, образностью мышления, повышенной ролью представлений в решении практических задач, яркостью воображения;

•  мыслительный тип. Люди с этим типом рассудительны, вдумчивы, склонны к анализу, логическим построениям, аргументированным доказательствам, обоснованным выводам, продумыванию своих поступков, самоотчету и самоконтролю;

•  художественно-мыслительный (средний) тип сочетает в себе в равных пропорциях особенности полярных типов.

Получила распространение в психологии и классификация типов личностей, основанная на психофизиологической особенности, именуемой экстравертированность – интровертированность, которая была предложена швейцарским психологом К. Юнгом. Людям экстравертированного типа свойственны преобладающая направленность психической деятельности вовне, в окружающий мир, открытость и сильная подверженность внешним воздействиям, стремление к утверждению себя в поступках и мнении других, речевая и двигательная активность, хорошая приспособляемость к внешним условиям. Для интровертированного типа, напротив, характерны направленность на внутренний мир, выраженное развитие воображения, повышенное внимание к собственным ощущениям, переживаниям, мыслям, некоторая замкнутость, затрудненность адаптации к внешним условиям.

Всякая типология дискретна. Относя человека к определенному типу, руководствуются преобладающими особенностями темперамента.

Психофизиологические особенности обычно маскируются другими личностными качествами, Так, невыдержанность отнюдь не обязательно свидетельствует о холерическом темпераменте, а может быть продуктом невоспитанности, бескультурья, неуважения к другим людям. И, напротив, неуравновешенность, импульсивность, «взрывчатость» холерика может не обнаруживаться в результате сформированной привычки контролировать себя, управлять своими реакциями и др.

Научный подход к пониманию поведения личности несовместим с жестким привязыванием поступков людей к их природным особенностям. Исследования И.П. Павлова показали, что свойства личности зависят от природной нейрофизиологической организации человека, но не определяются ею . В экспериментах И.П. Павлова было доказано, что нервная деятельность пластична, поддается изменениям: «Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, то есть зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее свойство – высочайшая пластичность».

В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. Темперамент, несмотря на его природную обусловленность, можно отнести к свойствам личности , так как в нем объединяются природные и социально приобретенные качества человека.

Как говорилось выше, зарубежные психологи делят темпераментные особенности преимущественно на две группы – экстраверсию и интроверсию. Эти понятия означают преимущественную направленность индивидов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир (от лат. extra – вне, intro— внутрь и verto – поворот).

Проблемы экстра– и интроверсии занимают центральное место в факторных теориях личности (Р. Кеттел, Г. Айзенк и др.). Г. Айзенк установил, что интроверты имеют более высокий уровень активности коры мозга. Экстраверты компенсируют недостаточность этой активации дополнительными движениями, повышением внимания к внешним сигналам, внося разнообразие в любую монотонную ситуацию. Интроверты и экстраверты имеют различный стиль интеллектуальной деятельности.

Долгое время темперамент человека трактовался лишь как прямое следствие его типа высшей нервной деятельности. В последнее время эта концепция пересмотрена в свете учения П.К. Анохина о функциональных системах, а также других теоретических позиций отечественных и зарубежных исследователей (В.Д. Небылицин, В.М. Русалов, H.J. Eysenck, J. Rasch).

Так, В.М. Русалов рассматривает темперамент как системное обобщение инвариантных биологических компонент, вовлеченных в функциональные системы поведения данного индивида. При этом «первоначально генетически заданная система индивидуально-биологических свойств человека, включаясь в самые различные виды деятельности, постепенно трансформируется и образует независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально-устойчивую систему инвариантных свойств, но уже не биологических, а психобиологических свойств индивидуального поведения».








Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке