ГЛАВА 1. ГОСПОДСТВО НАД ПЯТЬЮ ЭЛЕМЕНТАМИ


Система йоги Патанджали — это не философская система, она эмпирическая. Это определенный инструмент, с которым нужно работать. Но, тем не менее, в ней есть философия, и она существует для того, чтобы дать вам интеллектуальное понимание того, куда вы движетесь, что вы ищете. Философия очень удобна, она помогает для того, чтобы дать вам доступную картину территории, которую вы открываете, но эту философию нужно понять.

Первое, что касается философии Патанджали, что нужно понять — это вот что. Он разделяет человеческую личность на пять видов семени, на пять видов тела. Он говорит, что у вас не одно тело, что у вас есть несколько слоев тел, пять слоев. Первое тело он называет аннамайя коша, тело пищи, земное тело, которое составлено из элементов земли и постоянно должно подпитываться пищей, потому что пища проистекает из земли. Если вы перестанете есть, ваше тело аннамайя коша вскоре умрет. Поэтому вы должны быть очень бдительны относительно того, что едите, потому что это будет воздействовать на вас миллионами способов, потому что раньше или позже ваша пища переварится, и она будет не просто пищей. Она войдет в кровь и плоть, в костный мозг, она будет вращаться в вашем бытии и будет воздействовать на вас. Поэтому чистота пищи создает чистую аннамайя кошу, чистое тело пищи.

Если первое тело чистое, светлое, нетяжелое, вам будет легко войти во второе тело, иначе это будет сложно, вы будете перегружены. Наблюдали ли вы картину того, что когда вы едите слишком много и тяжелую пищу, что с вами происходит? Немедленно вы начинаете чувствовать сонливость, своего рода летаргию. Вам хочется идти поспать, и ваша осознанность немедленно начинает исчезать. Когда первое тело перегружено, очень трудно добиться великой осознанности. Вот почему такое большое значение приобрели посты в религиях. Но посты — это наука, и вы не должны упрощать этот процесс.

Прошлым вечером одна санньясинка пришла ко мне и сказала, что она постилась, и теперь все ее тело, все ее бытие обеспокоено, необычайно обеспокоено. Теперь ее желудок перестал хорошо работать, а когда желудок работает плохо, все ослабевает. Жизненность теряется, и вы не можете быть живыми. Вы становитесь более и более бесчувственными и омертвелыми.

Но посты важны. Просто их нужно практиковать очень внимательно. Вы должны понять, как действует аннамайя коша, и только тогда вы можете поститься. Кроме того, нужно принимать посты под правильным руководством, под руководством того, кто полностью познал свою аннамайя кошу. И не только это: под руководством того, кто вышел за пределы аннамайя коши и кто может смотреть на аннамайя кошу как свидетель, иначе посты будут опасны.

Вы должны принимать надлежащее количество пищи и пищу надлежащего качества. Если бы это было, вам посты были бы не нужны.

Но они нужны потому, что аннамайя коша — это ваше первое тело, а в большей или меньшей степени люди привязаны к первому телу. Они никогда так и не попадают во второе. Миллионы людей даже не осознают того, что у них есть второе тело, более глубокое тело, которое спрятано за первым. Первое покрытие очень грубо.

Второе тело Патанджали называет пранамайя коша, это энергетическое тело, тело энергии. Второе тело состоит из электрических полей. Вот для чего нужна акупунктура. Это второе тело более тонкое, чем первое, и люди, которые начинают двигаться от первого тела ко второму телу, превращаются в поле энергии, необычайно привлекательное, магнетическое, гипнотическое. Если вы подойдете к этим людям, вы почувствуете себя освеженными, обновленными.

Если вы подойдете к человеку, который живет только в теле пищи, вы будете чувствовать себя плохо, он будет высасывать вас. Вы часто сталкиваетесь с такими людьми, которые как будто высасывают вас, и после того как они вас оставили, вы чувствуете себя разбитыми, вы чувствуете себя плохо, в вас создается такое ощущение, как будто бы кто-то вытягивает из вас энергию. Первое тело сосет, первое тело очень грубое, поэтому если вы слишком много живете в первом теле, то вы будете чувствовать себя всегда обремененными. Вы будете чувствовать в себе напряжение, вы будете чувствовать скуку, сонливость, у вас не будет энергии, вы будете всегда чувствовать, что вам энергии не хватает, и вы всегда будете чувствовать, что у вас недостаточно энергии, которая может быть использована для высшего роста.

Такой вид людей, первый вид людей, которые ориентированы на аннамайя кошу, живет для того, чтобы есть. Они едят, едят, и в этом заключена вся их жизнь. Они остаются своего рода детьми. Первое, что делает ребенок, когда приходит в этот мир — он всасывает воздух, и потом сосет молоко. Первое, что должен ребенок делать, когда приходит в этот мир — это обеспечить свое тело пищей. Если человек привыкает к еде, он остается ребенком, его рост прекращается.

Второе тело, пранамайя коша, дает вам новую свободу, дает вам больше пространства. Второе тело больше, чем первое, оно не ограничено физическим телом, оно находится внутри физического тела и снаружи физического тела также, оно окружает вас как тонкая атмосфера, аура энергии. Теперь в Советской России они открыли особую фотографию, которая может сфотографировать энергетическое тело. Они назвали эту энергию биоплазмой, но в точности это — прана, энергия, жизненная энергия, которую даосы называют «ци». Её теперь можно сфотографировать, теперь это практически стало научным феноменом.

И одно великое открытие было сделано в России. Оно заключается в следующем. Еще до того как ваше физическое тело начинает страдать какой-то болезнью, энергетическое тело начинает страдать за шесть месяцев до этого, и только после шести месяцев эта болезнь переходит в физическое тело. Если у вас будет туберкулез, или рак, или какая-то другая болезнь, ваше энергетическое тело начинает показывать признаки этой болезни за шесть месяцев до того, как вы заболеете. Никакая проверка, никакое тестирование физического тела не сможет показать болезни, но электрическое тело показывает. Сначала болезнь появляется в пранамайя коше, а потом входит в аннамайя кошу. Поэтому теперь они говорят, что стало возможным лечить людей до того, как они еще заболели, и когда это станет достижимым, человечество больше не будет болеть. Еще до того, как вы осознаете, что, увы, больны, фотографии по методу Кирлиана могут показать, что у вас есть болезнь, и что скоро она перейдет в физическое тело, и она может быть предотвращена благодаря лечению пранамайя коша.

Вот почему йоги настаивают так много на чистоте дыхания — потому что пранамайя коша составляет тонкую энергию, которая путешествует внутри вместе с вашим дыханием. Если вы правильно дышите, ваша пранамайя коша остается здоровой, целостной и живой. Такой человек никогда не чувствует усталости, такой человек всегда способен сделать что-то, такой человек всегда восприимчивый, всегда готов отвечать на определенную жизненную ситуацию, готов принять вызов. Он всегда готов. Вы никогда не сможете обнаружить, что он к чему-то не готов, ни в какое мгновение. Он не планирует будущее, нет, у него столько энергии, что бы ни происходило, он готов встретиться с этим. Он истекает энергией. В тай-чи действует пранамайя коша. Пранаяма действует в аннамайя коше.

Если вы знаете просто, как правильно дышать, естественно дышать, вы вырастите ваше второе тело, а второе тело сильнее, чем первое, второе тело живет дольше, чем первое.

Когда кто-то умирает, еще три дня вы можете видеть ауру, которая от него исходит. Иногда эту ауру путают с привидением. Физическое тело умирает, но энергетическое тело продолжает двигаться. И те, кто глубоко экспериментировали со смертью, говорят, что в течение трех дней человек, который умер, с трудом верит в то, что он умер, потому что в нем сохраняется одна и та же форма, но она даже еще более жизненная, более здоровая, чем когда-либо, более прекрасная, чем когда-либо. Она окружает его. Все зависит от того, насколько большую биоплазму он имеет. Это может продолжаться даже тринадцать дней, а может даже и больше.

Представьте себе йога, который находится в самадхи. В Индии мы сжигаем тело каждого, кроме тех, кто достиг самадхи. Мы не сжигаем их тела по определенной причине. Когда вы сжигаете тело, биоплазма начинает двигаться от земли. Вы можете чувствовать ее еще несколько дней, но потом она исчезает в космосе. Но если физическое тело оставляется, то биоплазма может привязаться к нему, а человек, который достиг самадхи, кто стал просветленным, если его биоплазма может оставаться рядом с тем местом, на котором он обрел самадхи, многие люди будут получать благо от этого. Вот почему многие люди приходят для того, чтобы посмотреть на самадхи своего гуру.

Тело Ауробиндо поместили в самадхи, они его не разрушили, не сожгли. И многим людям казалось, что они как будто видели Ауробиндо рядом. Иногда они могли услышать поступь его шагов, а иногда он просто представал прямо перед ними. Но это не Ауробиндо, это его биоплазма. Ауробиндо ушел, но биоплазма, пранамайя коша, может оставаться столетиями. Если человек действительно был в гармонии с пранамайя коша, она может сохраняться очень долго. У нее может быть свое собственное существование.

Нужно понять, что такое естественное дыхание. Посмотрите на маленького ребенка. Они дышат естественно. Вот почему маленькие дети так полны энергии. Родители устают, но они не устают.

Один ребенок говорил другому ребенку: «У меня столько энергии, что я снашиваю свои ботинки за семь дней».

А другой сказал: «Это ничто. А я изнашиваю свою одежду за три дня. Вот сколько у меня энергии!»

А третий сказал: «Это тоже ничто. У меня столько энергии, что я довожу своих родителей за один час».

В Америке был осуществлен очень важный эксперимент, во время которого один очень сильный человек с атлетическим телом, с необычайным количеством энергии должен был следовать за маленьким ребенком и имитировать его. Все, что делал ребенок, должен был делать этот атлет: просто имитировать его восемь часов. Но уже через четыре часа атлет не смог продолжать. Он просто упал на пол, потому что ребенку очень понравилась такая игра, и он начал делать очень многие вещи. Он начал прыгать, кричать, бегать, а атлету приходилось все повторять. Но через четыре часа ребенок все еще был полон энергии, а атлет был полностью истощен. Он сказал: «Да он просто убьет меня. Восемь часов. Все. Конец. Я не могу больше ничего сделать». Но он был известным боксером, но бокс — это одно. Вы не можете соревноваться с ребенком.

Откуда же идет энергия? Она идет из пранамайя коша. Ребенок дышит естественно, естественное дыхание ребенка таково, что он вдыхал больше праны, больше энергии ци, и накапливал ее в своем животе. Живот — это место накапливания, резервуар. Посмотрите на ребенка: вот как нужно дышать, как он. Когда ребенок дышит, его грудь совершенно не движется. Его живот поднимается вверх и вниз, он дышит животом. У всех детей живот большой. Их животы большие потому, что они дышат так, что живот постоянно двигается, и в нем накапливается энергия.

Вот как нужно правильно дышать. Помните о том, что не нужно пользоваться грудью слишком сильно. Иногда ей можно пользоваться: в мгновения чрезвычайных ситуаций. Допустим, вы бежите и хотите спасти свою жизнь, и ваша грудь тогда должна использоваться. Это устройство для чрезвычайных ситуаций. Тогда вы можете использовать плоское короткое дыхание и бежать. Но обычно грудь не должна использоваться, и вы должны помнить одно: грудь предназначена только для чрезвычайных ситуаций, потому что в чрезвычайных ситуациях очень трудно дышать обыкновенным образом, потому что если ваше дыхание естественное, вы остаетесь спокойными, а когда вы спокойны, вы не можете бежать, вы не можете бороться. Вы настолько спокойные и собранные, что вы подобны Будде. А во время чрезвычайных ситуаций, допустим, когда ваш дом горит, если вы будете дышать естественно, вы не сможете ничего спасти. Или если тигр прыгает на вас в лесу, если вы будете дышать естественно, вас ничто не будет волновать, вы скажете: «Хорошо. Пусть делает все, что хочет», и вы тогда не сможете защитить себя.

Поэтому природа дала вам особое устройство для чрезвычайных ситуаций. Грудь — такое устройство; и когда тигр атакует вас, вы должны отбросить естественное дыхание и должны начать дышать грудью. Тогда у вас будет больше возможности бежать, бороться, быстрее сжигать энергию. И в таких чрезвычайных ситуациях есть только две возможности: либо бороться, либо убегать. И то, и другое нуждается в интенсивном поверхностном дыхании, а поверхностное дыхание — это очень напряженное состояние, полное беспокойства.

Теперь, если вы постоянно будете дышать грудью, у вас будет всегда напряжение в уме. Если вы будете постоянно дышать грудью, вы будете всегда бояться, потому что дыхание грудью предназначено только для ситуаций, в которых вы боитесь, и если вы сделали дыхание грудью своей привычкой, вы будете постоянно бояться, вы будете постоянно в напряжении, даже в полете. Даже когда не будет врага, вы будете врага воображать. Вот как возникает паранойя.

На Западе есть несколько человек, которые столкнулись с этим явлением. Александр Ловен и несколько других биоэнергетических людей, которые работали над биоэнергией. Это есть прана. Они столкнулись с тем, что люди, которые боятся, сохраняют какое-то напряжение в груди, их дыхание поверхностно. Если их дыхание сделать глубже, если подойти и прикоснуться к их животу, к центру хары, их страх исчезает. Они должны расслабить свои мышцы, так, как это делал рольфинг. Рольф изобрел один из наиболее прекрасных методов изменения внутренней структуры тела, потому что если вы дышали неправильно на протяжении многих лет, вы наработали определенную мускулатуру, которая не позволяет вам правильно дышать и глубоко дышать. И даже если вы на несколько секунд вспомните, что вы должны дышать глубоко, снова, когда вы будете заниматься работой, вы начнете дышать поверхностно, поэтому вам нужно изменить мускулатуру, и когда ваша мускулатура меняется, страх исчезает, и напряжение исчезает. Рольфинг необычайно помогает в этом. Он работает над пранамайя коша, над вторым телом, телом биоплазмы, биоэнергетическим телом, телом чи, или можете назвать его как хотите.

Посмотрите на ребенка: как естественно он дышит. И дышите также. Пусть ваш живот поднимается вверх и вниз, когда вы вдыхаете и выдыхаете, и пусть ваше дыхание содержит в себе такой ритм, чтобы он превратился практически в песню вашей энергии, в танец, ритмичный танец, в гармонию, и чтобы вы почувствовали себя такими расслабленными, такими живыми, такими жизненными. Раньше вам это даже не снилось.

Потом есть еще третье тело, маномайя коша, ментальное тело. Третье еще больше, чем второе, еще тоньше, чем второе, еще выше, чем второе. У животных есть второе тело, но у них нет третьего тела. Животные такие жизненные. Посмотрите на льва — как он ходит, с какой красотой, с какой грацией, с каким величием. Человек всегда завидует льву. Посмотрите на то, как бежит олень, какой он невесомый, сколько в нем энергии, какой это прекрасный образчик энергии. Люди всегда завидовали животным. Но дело в том, что человеческая энергия движется выше.

Третье тело, маномайя коша — ментальное тело (в системе Патанджали – прим.). Оно больше, оно более специфичное, чем второе. Если вы не будете его растить, вы будете оставаться просто подобием человека, а не истинным человеком. Слово «человек» происходит от слова «маномайя». На английском языке это слово в точности совпадает с санскритским корнем «ман». Индуистское слово для человека — манушья. Оно тоже проистекает от того же корня «ман», потому что именно ум делает вас человеком, но в большей или меньшей степени у вас его нет. То, что у вас есть вместо него — это просто механизм обусловленности. Вы живете благодаря имитации, и тогда в вас нет ума, но когда вы начинаете жить сами, спонтанно, когда вы начинаете отвечать на трудности вашей жизни самостоятельно, когда вы становитесь ответственными, вы начинаете выращивать маномайя кошу, и тогда растет тело ума.

Обычно если вы индуист, мусульманин или христианин, у вас ум заимствованный. Это не ваш ум. Может быть, Христос достиг великого взрыва маномайя коша, и тогда люди начали просто повторять за ним, и это повторение становится препятствием в росте. Это повторение будет препятствием. Не повторяйте, скорее, пытайтесь понять. Станьте все более и более жизненными, искренними, ответственными. Даже если есть возможность отклонения, отклонитесь, потому что вы не сможете расти, если вы будете бояться совершать ошибки. А ошибки прекрасны. Ошибки должны быть совершены. Но никогда не совершайте одну и ту же ошибку снова, но вместе с тем не бойтесь совершать ошибки. Люди, которые так сильно боятся ошибок, никогда не растут. Они продолжают сидеть на своем месте и боятся двигаться.

Ум растет, когда вы сталкиваетесь с ситуациями лицом к лицу, самостоятельно. Когда вы используете свою собственную энергию для того, чтобы решить эти ситуации. Когда вы не спрашиваете совета у других. Когда вы берете вожжи управления в свои собственные руки. Вот что я имею в виду, когда говорю, чтобы вы самостоятельно решали свои трудности. Допустим, у вас трудность. Конечно, более безопасно следовать за другими. Это удобно: следовать за обществом, следовать за обыденными традициями, писаниями. Это очень легко, потому что каждый так поступает. Каждый следует, и вы должны стать просто мертвой частью стада, вы должны двигаться просто вместе со стадом, куда бы оно ни шло, и вы лишаетесь всякой ответственности. Ваше ментальное тело, маномайя коша, будет страдать необыкновенно, будет чрезвычайно страдать. Оно не будет расти. У вас не будет вашего собственного ума, вы будете упускать нечто очень-очень прекрасное, нечто, что действует как мост к высшему росту.

Поэтому всегда помните: что бы я вам ни говорил, вы можете это воспринимать двояким образом. Вы можете просто полагаться на мой авторитет: «Ошо сказал так, значит, это правда», и тогда вы будете страдать, тогда вы не будете расти. Что бы я ни сказал, вы слушаете. Попытайтесь понять это. Попытайтесь применить это в своей собственной жизни. Попытайтесь увидеть, как это действует, и тогда приходите к своим собственным выводам. Они могут совпадать с моими, а могут и не совпадать. Они никогда не могут быть в точности такими же, потому что у вас другая личность, у вас уникальное бытие. Все, что я говорю, принадлежит мне, и это вынуждено очень глубоко быть укорененным во мне. Вы можете прийти к тому же выводу, но этот вывод может не быть в точности таким же. Поэтому мои заключения не должны быть вашими заключениями, вы должны пытаться понять меня, вы должны пытаться меня слушать, но вы не должны собирать у меня знания, вы не должны собирать выводы у меня, и тогда ваше тело-ум будет расти.

Но люди пытаются срезать на поворотах. Они говорят: «Если ты познал, этого достаточно. Для чего нам пытаться экспериментировать? Мы верим тебе». Но у того, кто верит, нет тела маномайя коша, у него ложное маномайя коша, которое исходит не из его собственного бытия, но навязано снаружи.

Есть еще вигьянамайя коша. Она выше, чем маномайя коша, больше, чем маномайя коша. Это тело интуиции. Оно очень-очень просторно. Теперь разума больше нет, и оно превосходит разум, оно становится очень-очень тонким, оно способно постигать интуитивно. Оно непосредственно видит природу вещей и не пытается размышлять над ними. Кипарисы в саду. Вы просто смотрите на них. Вы не думаете о них. В интуиции нет размышления. Вы просто становитесь восприимчивыми и доступными, и реальность раскрывается перед вами, раскрывает свою природу. Вы не проецируете. Вы не ищете никаких аргументов, никаких выводов, ничего. Вы не ищете даже, вы просто ждете, и реальность раскрывается. Это просто открытие. Интуитивное тело показывает вам очень далекие горизонты, но, тем не менее, есть еще одно тело. И это пятое тело — анандамайя коша, тело блаженства. Оно действительно очень далеко. Оно составлено из чистого блаженства, даже превосходя интуицию.

Эти пять семян — это просто семена, помните об этом. Кроме этих пяти семян, выше них лежит реальность, ваша реальность. Это просто семена, которые окружают вас. Первое тело очень грубое, вы заключены в этом шестифутовом теле. Второе тело больше, третье еще больше, четвертое еще больше, а пятое очень большое, но, тем не менее, это только семена, все они ограничены. Это семена, если вы их отбросите, вы будете стоять обнаженными в своей реальности, вы будете безграничными, и йога говорит: вы — это бог, ахам брахмасми, вы — это сам Брахма, вы — это сама высшая реальность. Теперь все препятствия отброшены.

Попытайтесь понять это. Препятствия окружают вас. Первое препятствие очень-очень твердое, выбраться из него очень сложно. Люди остаются заключенными в физическом теле, и они думают, что физическое тело — это все, что есть в жизни. Не успокаивайтесь. Физическое тело — это лишь ступень к энергетическому телу. Энергетическое тело — это снова лишь ступень к телу ума, но ум, в свою очередь — только ступень к интуитивному телу, а оно, в свою очередь, только ступень к телу блаженства, и из тела блаженства вы можете прыгнуть. Больше ступеней нет. Вы прыгаете в пропасть вашего бытия, в эту безграничность, в эту вечность.

Это пять семян. В йоге есть еще другая доктрина о пяти бхутах, которая соотносится с этими пятью семенами, пятью великими элементами. В точности так же, как ваше тело составлено из еды, земли. Земля — это первый элемент. Этот элемент земли не имеет ничего общего с той землей, по которой мы ходим, помните об этом. Этот элемент просто говорит о том, что есть определенная материя, это земля. Это определенный материал, он такой же грубый, как земля. В вас он составляет тело, снаружи это — вселенское тело. Звезды сделаны из земли, все, что существует, сделано из земли. Первое покрытие — это земля. Пять бхут означает пять великих элементов: земля, огонь, вода, воздух, эфир.

Земля соответствует первому телу, аннамайя коше, телу пищи. Огонь соответствует второму телу, энергетическому телу, биоплазме, чи, пранамайя коше. Он несет качество огня. Третье — это вода. Она соответствует третьему телу, маномайя коше, ментальному телу. Оно имеет качество воды. Посмотрите на ум: какой он подвижный, всегда движется, движется, подобно реке. Четвертый элемент — это воздух. Он практически невидим, вы не можете его увидеть, но он есть. Вы можете только почувствовать его. Он соответствует телу интуиции, вигьянамайя коше. И потом идет Акаша, эфир. Вы не можете его даже почувствовать. Он стал даже более тонким, чем воздух. Вы можете просто поверить в него. Вы можете довериться тому, что он есть. Это чистое пространство, это блаженство.

Но вы чище, чем чистое пространство, тоньше, чем чистое пространство. Ваша реальность такова, что ее практически нет. Вот почему Будда говорит - анатта, не личность. Ваша личность подобна не личности, ваше бытие — это практически небытие. Почему не-бытие? Потому что оно удалилось очень далеко от всех грубых элементов. Это чистое бытие, о нем ничего нельзя сказать, никак нельзя описать.

Есть пять бхут, пять великих элементов, которые соответствуют пяти кошам, телам внутри вас.

Но есть еще третья доктрина. И мне бы хотелось, чтобы вы поняли все это, потому что все это поможет вам понять сутры, которые мы будем обсуждать сегодня. Есть еще семь чакр. Слово «чакра» не означает в точности «центр». Слово «центр» не может объяснить или описать чакры. Это неправильный перевод, потому что когда мы говорим «центр», он кажется чем-то статичным. А чакра означает нечто динамичное. Слово «чакра» означает «колесо, движущееся колесо», поэтому чакра — это динамический центр вашего бытия. Он подобен водовороту, воронке, это середина циклона. Он динамический, он создает энергетическое поле вокруг.

Семь чакр. Первая чакра — это мост, а последняя — также мост. Оставшиеся пять соответствуют пяти махабхутам — великим элементам, пяти семенам. Секс — это мост, мост между вами и грубым, миром Пракрити, природой. Сахасрара — это седьмая чакра, это также мост, мост между вами и пропастью между высшим. Это два моста. Оставшиеся пять центров соответствуют пяти элементам и пяти телам.

Вот такова общая картина системы Патанджали. Помните, что она произвольна. Она просто используется как инструмент, она не обсуждается как догма. Это не доктрина и не теология, это просто карта, которая используется для удобства. Вы идете на какую-то территорию, в какую-то странную страну, неизвестную, и вы берете эту карту с собой. Карта на самом деле, не отражает территорию, на которую вы попадаете. Как карта может быть самой территорией? Карта такая маленькая, а территория такая большая. На карте города — это просто точки. Как эти точки могут соответствовать большим городам? На карте дороги — это просто линии. Как могут дороги быть обычными линиями? Горы — просто значки, реки — тоже значки, маленькие значки, которые расставлены на карте, причем маленькие речки вообще не отмечены, только большие отмечаются. Такова карта. Это не доктрина.

И есть не только пять тел, есть много тел, потому что между двумя телами лежит еще одно тело, которое их соединяет, и так далее, и так далее, и так далее. Вы подобны луковице, слой за слоем, но эти пять основные. То есть, есть главные тела, основные. Но пусть вас это не слишком беспокоит, потому что буддисты говорят, что есть семь тел. А джайны говорят, что есть девять тел. В этом нет ничего неправильного, и нет противоречий, потому что это просто карты. Если вы проверите карту всего мира, то вы обнаружите, что на карте всего мира часто не хватает даже больших городов, больших рек. Но если вы посмотрите на карту определенной страны, то вы заметите, что на ней появляется еще много разного того, чего нет на всемирной карте. Но если вы будете исследовать карту определенной провинции, вы обнаружите, что там появилось еще много разного. Если вы будете изучать карту определенного района, то появится еще больше, а если вы будете смотреть на карту одного города, то вы увидите еще больше, а если вы посмотрите на карту одного дома, то тогда все продолжает появляться. Все зависит от масштаба.

Джайны говорят, что девять. Будда говорил, что семь тел. Патанджали говорит, что пять. Это разные школы. А есть такие школы, которые говорят, что есть всего три тела. Но они все правы, потому что они не обсуждают, не дают аргументы. Они просто дают вам какие-то определенные инструменты, над которыми вы можете работать.

И мне кажется, что пять — это наиболее совершенное количество, потому что больше, чем пять — это слишком много, меньше, чем пять — это слишком мало. Пять — это совершенство, и Патанджали — это очень уравновешенный мыслитель.

Теперь кое-что хочется сказать об этих чакрах. Первая чакра, первый динамический центр — это сексуальный центр, Муладхара. Он соединяет вас с природой, он соединяет вас с вашим прошлым и также соединяет вас с вашим будущим. Вы родились от двух людей в результате сексуальной игры. Ваши родители занимались сексом, и их сексуальная игра стала причиной вашего рождения. Вы связаны с вашими родителями через сексуальный центр, а также с вашими прадедами и так далее. Вы связаны через сексуальный центр со всем вашим прошлым, нить тянется через сексуальный центр. Если вы родите какого-то ребенка, вы будете связаны с будущим.

Иисус часто говорил эти грубые слова: «Если вы не ненавидите мать и отца, вы не сможете следовать за мной». Это выглядит очень жестоким. В это даже трудно поверить: что такой человек, как Иисус, мог сказать такие жестокие слова. Вместе с тем он — инкарнация сострадания, он есть любовь. Почему же он так сказал: «Вы должны возненавидеть свою мать, и возненавидеть отца своего, если хотите следовать за мной»? Но смысл вот в чем: вы должны отбросить сексуальный центр. Вы должны отбросить его символически, в том смысле, что вы должны возвыситься над сексуальным центром, и тогда немедленно вы больше не будете связаны с прошлым, вы будете больше связаны с будущим.

Именно секс делает вас частью времени, и когда однажды вы возвыситесь над сексом, вы станете частью вечности, а не времени. Тогда внезапно будет существовать только настоящее. Вы есть это настоящее, но если вы будете смотреть на себя через сексуальный центр, вы будете также и прошлым, потому что ваши глаза будут иметь оттенок глаз вашей матери и вашего отца. В вашем теле будут атомы и клетки миллионов поколений. Вся ваша структура, ибо структура — это часть длинной цепочки, вы часть этой большой цепочки.

В Индии они говорят, что ваш долг перед родителями не может быть выполнен до тех пор, пока вы не родите ребенка. Если вы хотите выполнить свой долг перед прошлым, вы должны создать будущее. Если вы действительно хотите отплатить, нет другого пути. Ваша мать любила вас, ваш отец любил вас. Но что вы можете теперь сделать, когда они умерли? Вы можете стать сами матерью и отцом, и таким образом вы отдадите долг природе, родив детей. Это тот же резервуар, из которого появились ваши родители, появились вы, и из него же появляются ваши дети.

Секс — это великая цепочка. Это великая цепочка мира, сансара, и это связь с другими. Наблюдали ли вы это? В то мгновение, в которое вы чувствуете себя сексуальными, вы начинаете думать о других, а когда вы не чувствуете сексуальности, вы никогда не думаете о других. Человек, который выше секса, также выше и других. Он может жить в обществе, но он не есть часть этого общества. Он может двигаться в толпе, но он не принадлежит толпе, он один. А человек, который полон секса, может сидеть на вершине Эвереста в одиночестве, но он будет думать о других людях. Его можно выслать на Луну, чтобы он там медитировал, но он будет медитировать, размышляя о других людях.

Секс — это мост к другим, и когда однажды секс исчезает, цепочка ломается. Впервые вы стали индивидуальностью. Вот почему люди могут быть слишком одержимы сексом, но они никогда не счастливы, потому что это палка о двух концах. Она связывает вас с другими и не позволяет вам быть индивидуальностью, она не позволяет вам быть самим собой, она заставляет вас погружаться в определенные правила, быть рабами, слугами. Если вы не знаете, как это превзойти, это единственный способ того, как вы можете использовать вашу энергию, и это становится безопасной нишей.

Люди, которые живут в первом центре, в Муладхаре, живут только для очень глупой причины. Они продолжают создавать энергию, и потом они перегружаются ей, и они ее выбрасывают. Они едят, они ходят, они спят, они делают многое для того, чтобы создать энергию, и потом они говорят: «Что делать с этим? Это очень тяжело». И тогда они ее выбрасывают. Это кажется злосчастным кругом. Когда они ее выбрасывают, они снова чувствуют опустошенность. И они снова наполняются новым топливом, новой едой, новой работой, и снова их энергия присутствует в них, и они чувствуют жажду падения, они говорят так: «Нужно куда-то ее высвободить». А секс как раз становится таким высвобождением. Это злосчастный круг: накапливание энергии, а потом выбрасывание энергии, накапливание энергии и снова выбрасывание энергии. Это выглядит, практически, нелепо.

До тех пор пока вы не узнаете, что в вас есть высшие центры внутри, которые могут принять эту энергию, использовать ее в творческих целях, вы будете заключены только в злосчастный сексуальный круг. Вот почему все религии так настаивают на своего рода контроле секса. Секс может быть подавленным, и это может стать опасным. Если другие центры не открываются, а вы продолжаете подавлять вашу энергию, осуждать, насиловать, то вы попадаете в ситуацию вулкана. В любой день вы можете взорваться, вы можете стать невротичными, вы можете просто сойти с ума, и тогда лучше ее высвободить. Но есть такие центры, которые могут поглощать энергию, и тогда большее бытие, более великие возможности могут открыться перед вами.

Помните, что за последние несколько дней мы говорили, что второй центр около сексуального центра называется харой. Это центр смерти. Вот почему люди боятся двигаться выше секса: потому что в то мгновение, когда энергия начинает двигаться выше секса, она прикасается к центру хары, и человек начинает бояться. Вот почему люди боятся даже глубоко любить, потому что когда вы глубоко любите, сексуальный центр создает такие круги, которые попадают в центр хары, и вырастает страх.

Так много людей приходят ко мне, и они говорят: «Почему мы чувствует столько страха к другому полу, к противоположному полу? Почему мужчины так боятся женщин, а женщины так боятся мужчин? Почему мы чувствуем такой испуг?» Но это не страх другого пола, это страх самого секса, потому что если вы будете глубоко погружаться в секс, тогда центр становится более динамичным, он создает большие энергетические поля, и эти энергетические поля начинают перекрывать центр хары. Наблюдали ли вы это? Во время сексуального оргазма что-то начинает двигаться, и вы ощущаете какое-то шевеление под пупком, какую-то щекотку, и эта щекотка возникает из-за того, что сексуальный центр связывается с харой. Вот почему люди боятся также и секса. Особенно люди боятся глубокой интимности самого оргазма.

Но этот второй центр должен быть заработан. Его нужно пронзить, его нужно открыть. Вот в чем смысл того, когда Иисус говорит: «До тех пор пока вы не будете готовы умереть. Вы не можете родиться заново».

Всего лишь два-три дня перед этим был праздник, и кто-то задал такой вопрос: «Сегодня праздник. Ошо, можете ли вы что-то сказать?» Но я могу сказать только одно: каждый день — это праздник. А это был праздник воскрешения Иисуса, его распятия и воскрешения, его смерти и его рождения. Каждый день — это Пасха, если вы готовы двигаться к центру хары. Сначала вас распнут, а крест находится внутри вас, в центре хары. Вы уже несете этот крест, вы просто должны попасть в него, и вы должны умереть через него, и тогда будет распятие.

Когда вы однажды умираете в центре хары, смерть исчезает, и тогда впервые вы начинаете осознавать новый мир, новые измерения, и тогда вы можете увидеть высший центр, чем хара. Это центр пупка. Центр пупка становится распятием, потому что центр пупка наиболее энергетичный. Это поглощающий центр, и он становится резервуаром энергии.

И когда вы узнаете о том, что вы передвинулись из сексуального центра в центр хары, вы знаете, что теперь для вас есть возможность движения внутрь. Вы открыли дверь. Теперь вы не можете отдыхать до тех пор, пока не откроете всех дверей. Теперь вы не можете оставаться на веранде, вы должны войти во дворец. Тогда вы можете открыть другую дверь, а потом еще другие двери.

И как раз посередине находится сердечный центр. Сердечный центр разделяет низшее и высшее. Сначала идет сексуальный центр, потом идет хара, пупочный центр, а потом идет сердечный центр. Ниже сердечного центра есть три центра, и выше сердечного центра есть три центра. И сердце в точности посередине.

Вы, должно быть, видели печать Соломона. В иудаизме, особенно в кабалистических учениях, печать Соломона — один из наиболее важных знаков. Печать Соломона — это символ сердечного центра. Секс движется вниз, секс подобен трезубцу, который направлен вниз. Сахасрара движется вверх, поэтому Сахасрара - это трезубец, направленный вверх. А сердце как раз посередине. И как раз в нем трезубец секса встречается с трезубцем Сахасрары. Оба трезубца встречаются, растворяются друг в друге, и поэтому появляется шестиконечная звезда. Это печать Соломона. Сердце — это печать Соломона.

И когда вы однажды открываете эту дверь, вы обретаете возможность получить высшее. Ниже сердца вы остаетесь человеком, а выше сердца вы становитесь сверхчеловеком.

После сердечного центра следует горловой центр, потом центр третьего глаза, а потом Сахасрара.

Сердце чувствует любовь, сердце поглощает любовь. Она становится любовью. Горло — это выражение, это связь, это стремление поделиться, отдать другим. Если вы отдаете другим людям любовь, начинает действовать третий глаз. Когда вы начинаете давать, вы идете выше и выше. Человек, который продолжает брать, идет ниже и ниже, а человек, который продолжает отдавать, идет выше и выше. Скупость — это самая лучшая возможность для человека упасть, а щедрость — это лучшая возможность для человека, чтобы подняться. Это высшее, что может быть доступно человеку.

Пять тел, пять махабхут, пять центров плюс два моста — таков общий узор, общая карта. Но кроме этого общего узора есть еще усилие йога. Он должен направлять самьяму на каждый центр, в каждый угол, чтобы стать просветленным, полным света.


Теперь сутра. Способность входить в соприкосновение с состоянием сознания, которое лежит выше ментального тела и которое поэтому непостижимо, называется махаведеха. Благодаря этой способности разрушается завеса света.


Когда вы оказываетесь за пределами тела-ума, впервые вы осознаете, что вы не ум, но свидетель. Ниже ума вы отождествляетесь с ним, но когда вы узнаете мысли, ментальные образы, идеи, когда вы понимаете, что это просто объекты, что это просто облака, которые плывут в вашем сознании, вы отделяетесь от них немедленно.


Способность входить в соприкосновение с состоянием сознания, которое лежит выше ментального тела и которое поэтому непостижимо, называется махаведеха.


Вы возвышаетесь над телом. Махаведеха означает того, кто выше тела, того, кто больше не определен рамками никакого тела. Махаведеха означает того, кто знает, что он не есть тело, что он не есть ни грубое, ни тонкое тело; того, кто знает, что он бесконечен, что в нем нет границ. Махаведеха означает того, кто прочувствовал, что у него нет границ. Все границы — это определенные рамки, это тюрьма, и он может сломать их, отбросить их и может стать единым с безграничным небом.

В то мгновение, когда вы осознаете себя как безграничное, происходит вот что: благодаря этой способности завеса света разрушается. Разрушается та завеса, которая скрывала ваш собственный свет. Вы подобны свету, который был спрятан под покрывалами, и постепенно, когда вы снимаете одно покрывало за другим, пробивается все больше и больше света.

Когда вы однажды отбрасываете маномайя кошу, ментальное тело, вы становитесь медитацией, вы становитесь не умом. Все наши усилия здесь направлены на то, чтобы возвыситься над маномайя кошей, чтобы осознать то, что вы не есть процесс мышления.


Совершая самьяму на грубое, неизменное, тонкое, все проникающее и действенное состояния, вы овладеваете способностью господствовать над панчабхутами — пятью элементами.


Эта сутра содержит в себе очень много возможностей, и она очень важна для будущей науки. Однажды наука раскроет смысл этой сутры. Наука уже находится на пути к этому. Эта сутра говорит о том, что все элементы в этом мире, панчаматабхуты: земля, воздух, огонь и так далее — появляются из ничто, и снова уходят в ничто на покой. Все происходит из ничто, и все снова уходит в ничто, покоится в ничто.

Теперь наука, особенно физика, соглашается с этим. Они соглашаются с тем, что материя появляется из ничто. Чем глубже физики погружаются в материю, тем яснее становится то, что нет ничего подобного материи. Чем больше погружаются ученые в материю, тем более, подвижной становится материя, в конце концов, она начинает проскальзывать через пальцы. Ничего не остается, просто пустота, просто чистое пространство. И из чистого пространства все рождается. Это выглядит очень нелогичным, но жизнь также нелогична. Вся современная наука стала нелогичной, потому что если вы будете настаивать на вашей логике, вы не можете попасть в реальность, а если вы попадете в реальность, то вы вынуждены будете оставить логику. И естественно, когда есть выбор между логикой и реальностью, как вы можете выбрать логику? Вы будете вынуждены отбросить логику.

Всего лишь пятьдесят лет назад, когда ученые осознали электрические частицы, электроны, они обнаружили, что эти частицы ведут себя очень смешно. Они ведут себя как дзенские мастера. Они ведут себя невероятно и нелепо. Иногда они выглядят как волны, а иногда выглядят как частицы. До этого открытия существовало твердое мнение о том, что могут быть либо электромагнитные волны, либо твердые частицы. До этого твердо верили в то, что ничто не может быть одновременно и волной, и частицей. Либо частица, либо волна. А это означает то, что может быть точка, может быть линия одновременно. Но это невозможно. Евклид бы с этим не согласился, Аристотель бы просто отверг эту мысль. Он бы сказал, что вы сошли с ума. Точка — это точка, а линия содержит множество точек, поэтому как одна точка может быть линией и одновременно оставаться точкой? Это выглядит нелепым. Евклид и Аристотель тогда главенствовали. Всего лишь пятьдесят лет назад, вся наука взорвалась, потому что были открыты электроны, электрические частички, которые вели себя одновременно и как волны, и как частицы.

Логики начали задавать вопросы. Они сказали: «Но это невозможно». Но физики сказали: «Что мы можем сделать? Вопрос не в том, возможно это или невозможно. Это так, мы не можем ничего с этим поделать. И если электрон не ведет себя согласно законам Аристотеля, что же мы можем сделать? Если электрон ведет себя не по-евклидовски, если он не следует законам геометрии Евклида, что мы можем сделать? Он ведет себя так, как ведет, и мы вынуждены прислушаться к его поведению. Это есть реальность». Это один из наиболее критических эпизодов в истории человеческого сознания.

Потом есть еще очень интересный эпизод. Всегда верили в то, что что-то может произойти из чего-то. Это просто и естественно, это очевидно. Как что-то может произойти из ничего? И после этого открытия материя исчезла. Ученые пришли к выводу о том, что все происходит из ничего и все снова возвращается в ничто. Теперь ученые очень много говорят о черных дырах. Черные дыры — это сосредоточение необыкновенного ничто. Я вынужден называть это сосредоточение необыкновенным ничто. Потому что ничто — это не просто отсутствие чего-то. Это ничто полно энергии, но это энергия ничто. Там ничего нельзя найти, но там есть энергия. Теперь они говорят, что существуют черные дыры в существовании. Они параллельны звездам. Звезды положительны. Но параллельно каждой звезде есть черная дыра. Есть звезда, и есть черная дыра. И каждая звезда, когда она сгорает, исчерпывает себя, превращается в черную дыру, и каждая черная дыра через какое-то время, превращается в звезду.

Материя и не материя продолжают меняться. Материя становится не материей, а не материя становится материей. Жизнь становится смертью, смерть становится жизнью. Любовь становится ненавистью, а ненависть становится любовью. Эта двойственность постоянно меняется.


Эта сутра говорит: Совершая самьяму на грубое, постоянное, тонкое, все проникающее и действенное состояние, вы можете овладеть панчабхутами, пятью элементами.


Патанджали говорит, что если вы познали вашу истинную природу свидетельствования, если вы сконцентрируетесь, вы можете привести самьяму к чему угодно. Если вы направите ее на какой-то предмет, вы можете сделать так, что он либо появится, либо исчезнет. Вы можете материализовывать предметы, потому что они появляются из ничто, и вы можете их дематериализовывать.

Теперь осталось просто пронаблюдать это экспериментально: возможно ли это или нет. Может ли материя измениться и превратиться в не материю, а не материя превратиться в материю? Наука столкнулась со столькими нелепостями на протяжении этих пятидесяти лет. Это один из наиболее много давших науке веков. Так много было открыто и исследовано, и ей становится практически невозможным все это систематизировать. Как сделать из этого систему? Пятьдесят лет назад все было очень просто. Тогдашняя система была самоочевидной, но теперь все это стало невозможным. На самом деле, разрушились все доктрины, все системы, все догмы. Реальность оказалась намного богаче.

Ученые говорят, что это происходит. Патанджали говорит, что можно так сделать. Патанджали говорит, что если это так происходит, почему не осуществить это на опыте? Просто наблюдайте. Вы нагреваете воду до ста градусов, и она начинает исчезать. Это всегда происходило. Так было еще до того, когда был открыт огонь. Солнечные лучи испаряли лужи воды. Они испаряли воду рек и океанов, и облака собирали эту воду, и она снова выливалась в виде дождя и попадала в реки, и снова испарялась. Но человек открыл огонь, он начал нагревать воду, и она начала испаряться.

Все, что происходит, происходит, и всегда можно найти определенные средства, чтобы проверить это на опыте. Это уже происходит. Не думайте, что это только что стало реальностью. Вы просто должны найти определенные средства, чтобы показать, как это происходит. Если материя становится не материей, а не материя становится материей, если вещи меняются и переходят из одной противоположности в другую, если все исчезает в ничто, и из ничто опять появляется что-то, если это уже происходит, то, как говорит Патанджали, есть определенные средства, посредством которых можно осуществить это на практике. И он говорит, что путь таков: если вы распознали свое бытие, которое выше пяти семян, вы способны материализовывать и дематериализовывать вещи.

Ученые еще должны экспериментально обнаружить, возможно это, или нет, но кажется, что это так. Кажется, что в этом нет трудности.


Отсюда проистекают возможности анимы, совершенствования тела, а также возможность удалять из тела элементы, которые мешают телу.


И потом обретаются восемь сиддх, восемь возможностей, которыми обладают йоги. Первая — это Анима. Потом идет логима и говима, и так далее. Восемь сил, которыми обладают йоги, могут помочь йогу исчезнуть. Йоги могут сделать свое тело таким маленьким, таким маленьким, что оно становится практически невидимым, и также они могут сделать свое тело большим, очень большим. Это находится в их власти. Они могут сделать свое тело маленьким, или большим, или полностью исчезнуть, или появиться сразу одновременно в нескольких местах.

Это выглядит невозможным, но все, что кажется невозможным, постепенно становится возможным. Раньше человек не мог летать. Никто не мог даже поверить в это. Сначала к братьям Райт относились как к сумасшедшим. Когда они впервые создали свой первый аэроплан, они так боялись рассказать об этом людям. Они думали, что если люди узнают об этом, то их просто поймают и положат в больницу, и поэтому первый полет был осуществлен тайно, никто об этом не знал, знали только два брата, и они изобрели свой первый аэроплан, и они его спрятали, чтобы никто не видел, чем они занимаются. Все думали, что они просто сошли с ума: еще раньше ведь никто не летал. И первый полет длился всего лишь шестьдесят секунд, всего лишь шестьдесят секунд. Но он необыкновенно изменил все течение истории, все человечество. Невозможное стало возможным. Никто никогда не думал, что атом можно разделить, но он был расщеплен, и теперь человек никогда не будет таким же снова, как раньше.

Многое произошло, что раньше казалось просто невозможным. Мы достигли Луны, что было символом невозможного. На всех языках мира есть такое выражение: не тянись к Луне, которое означает: не тянись к невозможному. И теперь нам пришлось изменить язык, пришлось изменить эти выражения, потому что мы достигли Луны. Теперь невозможное стало возможным. Теперь все стало возможным, вопрос только во времени.

Эйнштейн сказал, что если мы сможем изобрести корабль, который мог бы двигаться со скоростью света, то человек мог бы путешествовать в нем и никогда не стареть. Если бы он сел в корабль, который движется со скоростью света, когда ему было тридцать лет, и вернулся обратно через тридцать лет, ему бы осталось тридцать, а его друзьям и братьям было бы столько, сколько им было плюс тридцать лет. Некоторые из них были бы уже мертвыми, но этому человеку осталось бы всего тридцать лет. Но это кажется такой чепухой поначалу. Эйнштейн говорит о том, что время и его следствия исчезают, когда вы движетесь со скоростью света, и поэтому человек может отправиться в путешествие по космосу и вернется через пятьсот лет. Все люди, которые жили на Земле, когда он улетал, уже будут мертвы, и никто не узнает его, и он не узнает никого, но ему будет столько же лет, сколько было, когда он улетал. И мы старимся из-за скорости Земли. Если бы скорость Земли была скоростью света — а это действительно огромная скорость — то мы бы вообще не старились.

Патанджали говорит, что если вы превзошли все пять тел, то вы превзошли все пять элементов. И теперь вы находитесь в том состоянии, из которого вы можете контролировать все по своему желанию. Просто если у вас появится желание стать маленьким, вы можете стать маленькими, а если вы захотите стать большими, вы станете большими. Если вы захотите исчезнуть, вы можете исчезнуть.

Это не обязательно так, не следует думать, что йоги обязательно должны это сделать. Будда никогда не знал об этом. Патанджали сам не знал, как этого добиться, но то, что говорит Патанджали, он раскрывает все возможности.

На самом деле, человек, который достиг своего высшего бытия — для чего ему становиться маленьким? Для чего? Он не может быть таким глупым. Для чего? Для чего ему становиться таким, как слон? В чем смысл? И для чего ему хотеть исчезнуть? Он не может быть заинтересован в том, чтобы удивлять людей, тешить их любопытство. Он не волшебник. Он не заинтересован в том, чтобы ему аплодировали. Для чего? На самом деле, в те мгновения, в которые человек достигает высших вершин своего бытия, все желания исчезают. Сиддхи появляются тогда, когда желания исчезают. В этом дилемма. Сиддхи приходят к вам именно тогда, когда вы не хотите ими пользоваться. На самом деле, они приходят только тогда, когда исчез тот человек, который хотел их иметь.

Поэтому Патанджали не говорит, что йоги будут делать это. Они никогда этого не делали. А те несколько человек, которые пытались это сделать — не йоги. Те несколько человек, которые пытались это сделать, на самом деле, не могут этого делать. Они просто фокусники.

Теперь Сатья Саи Баба материализует швейцарские часы. Но это все только фокусы, и мне бы не хотелось, чтобы эти фокусы кого-то обманули. Все, что делает Сатья Саи Баба, могут сделать тысячи других фокусников во всем мире очень легко. Но вы никогда не идете к фокусникам и не прикасаетесь к их стопам, потому что вы прекрасно понимаете, что это просто фокусы. Но если кто-то, кого считают религиозным, делает какой-то фокус, вы начинаете думать, что это чудо.

Эта часть йога-сутр Патанджали предназначена для того, чтобы вы осознали, что невозможное становится возможным. Но люди, которые добиваются этого, никогда этим не пользуются. Потому что того человека, который хотел этого, который хотел потешить свое эго благодаря этим способностям — этого человека больше нет. Эти удивительные силы приходят к вам только тогда, когда вы не заинтересованы в них, и в этом экономика существования. Если вы хотите, то вы остаетесь бессильными, но если вы не хотите, вы становитесь безгранично могущественными. Вот это я называю законом равновесия. Если у вас нет денег, ни один банк не даст вам их. Но если у вас есть деньги, любой банк с радостью даст вам деньги. Когда вы не нуждаетесь, все доступно, но когда вы нуждаетесь, ничто не доступно.

Красота, величие, сила и упругость — это элементы совершенного тела.

Патанджали не говорит об этом теле. Это тело может быть прекрасно, но оно никогда не может быть совершенно прекрасным. Второе тело может быть прекраснее, чем это, третье — еще более, потому что они всё ближе и ближе приближаются к центру. Красота идет из центра. Чем дальше вы отдаляетесь из центра, тем более ограниченными вы становитесь. Четвертое тело еще прекраснее, пятое тело на девяносто девять процентов совершенно.

Но то, что принадлежит вашему действительному бытию, ваша истинная реальность есть красота, грация, величие и упругость. Она упруга, и в то же время она мягкая, подобна лотосу. Она красивая, но не слабая, она сильная. Она сильная, но не просто твердая. Все противоположности встречаются. Можете себе представить цветок лотоса, который сделан из бриллиантов, и бриллиант, который сделан из цветка лотоса. Мужчина и женщина встречаются там, и вы превосходите и того, и другого. Солнце и Луна встречаются, и вы превосходите.

Старый термин для йоги — это хатха. Слово «хатха» очень многозначительно. «Ха» означает «Солнце», «тха» означает «Луна». «Хатха» означает «встреча Солнца и Луны», Это единение Солнца и Луны в йоге, это унио мистико.

В человеческом теле, в соответствии с хатха-йогой, есть три канала энергии. Один известен как Пингала, это правый канал, который связан с левым полушарием мозга, солнечный канал; другой известен как канал Ида, левый канал, который связан с правым полушарием мозга, это лунный канал. Есть еще третий канал, средний канал — Сушумна, центральный, уравновешенный. Он представляет собой единение Солнца и Луны.

Обычно ваша энергия движется либо по Пингале, либо по Иде. Но энергии йога начинают двигаться через Сушумну, и эта энергия называется энергией кундалини, когда энергия движется между этими двумя каналами, между правым и левым, по среднему каналу. Эти каналы соответствуют позвоночнику, и когда энергия начинает двигаться по среднему каналу, вы становитесь уравновешенными. Тогда человек перестает быть и женщиной, и мужчиной, он перестает быть и твердым, и мягким, и он одновременно и мужчина, и женщина, и твердый, и мягкий. Все противоположности исчезают в Сушумне, и Сахасрара — это вершина Сушумны.

Если вы живете на низшей точке вашего бытия, то это Муладхара, сексуальный центр. Тогда ваша энергия движется либо по Иде, либо по Пингале, либо по солнечному каналу, либо по лунному. И вы остаетесь разделенными. Вы продолжаете искать другого, вы продолжаете просить другого. Вы чувствуете несовершенство в себе, вы зависите от других.

Но когда однажды ваша собственная энергия встречается внутри, там происходит великий оргазм, космический оргазм, когда Ида и Пингала растворяются в Сушумне, тогда вы чувствуете трепет, вечный трепет. Тогда вы чувствуете экстаз, постоянный экстаз, и этот экстаз не имеет конца. Вы никогда не спускаетесь вниз, вы никогда не падаете вниз, вы остаетесь наверху, и эта вершина становится вашей внутренней обителью, вашим бытием.

Помните об этом. Мне бы хотелось сказать вам, что такова карта. Мы говорим не о действительных вещах. Есть глупые люди, которые даже пытаются расчленить человеческое тело, чтобы увидеть Иду, и Пингалу, и Сушумну, но их невозможно найти в человеческом теле. Это просто указатели, это символы. Есть глупые люди, которые пытались расчленить тело и обнаружить центры, пытались обнаружить расположение центров. Даже один врач написал целую книгу, чтобы доказать, какой центр относится в точности к какой части тела в соответствии с физиологией тела. Но это все глупые попытки.

Йога в этом смысле не научна, она аллегорична. Это великая метафора. Она что-то показывает, и если вы погрузитесь внутрь, вы увидите это. Но вы никогда не сможете этого обнаружить, если будете расчленять тело. Вы не сможете обнаружить всех этих вещей в морге. Это живое явление. Эти слова просто намекают. Пусть они вас не заключают в определенные рамки, пусть они не сделают вас одержимыми и последователями какой-то определенной доктрины. Оставайтесь текучими. Воспользуйтесь этими намеками и продолжайте путешествие.

Еще одно слово: Урудварет. Оно означает поток энергии, направленный вверх. В настоящее мгновение вы существуете в сексуальном центре, и из этого центра энергия продолжает падать вниз. Урудварет означает то, что ваша энергия начинает двигаться вверх. Это тонкое, очень тонкое явление, и вы должны быть очень бдительными, чтобы работать с этим. Если вы не будете бдительными, существует возможность того, что вы станете извращенцами. Это опасно. Вот почему йогическая сила называется змеиной силой. Она очень опасна, она подобна змее. Вы играете со змеей. Если вы не знаете, что делать, это опасно. Вы играете с ядом.

И многие люди стали извращенцами, потому что они пытались подавить свою сексуальную энергию для того, чтобы стать урудварита, для того, чтобы направиться вверх. Но она никогда не шла вверх. Они стали еще более извращенными, чем обычные люди.

Я читал одну историю. «Да, — сказал Авер своему другу Исе, — боюсь, что в случае с моим сыном это превратилось в большое разочарование. Ты знаешь, как мы боролись с тем, чтобы дать ему образование, лучшее образование. Я послал его в лучшую школу бизнеса в нашей стране, и что случилось? Он подъезжает к моей швейной фабрике в десять часов утра, в одиннадцать часов он начинает пить чай, в двенадцать часов он отправляется на обед и не возвращается до двух, с двух до четырех он заигрывает с моделями. В какое дерьмо он превратился!»

«Авер, — ответил Иса, — трудность, с которой ты столкнулся — это просто ничто. Моя в тысячу раз хуже. Ты помнишь, как мы волновались о том, чтобы дать нашему сыну такое необычное образование, и я послал его в самую лучшую школу бизнеса в стране, и что теперь случилось? Он приезжает на мой завод в десять часов утра, в одиннадцать часов начинает пить чай, в двенадцать часов он идет на обед и не возвращается до двух, а потом с двух до четырех он заигрывает с моделями. В какое же дерьмо он превратился!»

«Ну, Иса, но почему же тогда это в тысячу раз хуже, чем у меня? Это, кажется, та же самая история, которую я тебе рассказывал». «Авер, ты забываешь одну вещь: твоя фабрика производит женскую одежду, а моя фабрика производит мужскую одежду».

Усекли? Если вы не знаете, что делать с вашей сексуальной энергией, и вы начинаете подавлять ее, вы начнете либо заниматься мастурбацией, либо станете гомосексуалистами, или что-нибудь другое. Существуют тысячи извращений. Тогда уж лучше оставить все как есть.

Вот почему нужен мастер, нужен тот, кто знает, где вы находитесь, куда вы идете, что случится в следующее мгновение; кто может увидеть ваше будущее, и кто может увидеть, по правильным ли каналам будет идти энергия, или нет, иначе бы весь мир превратился в массу сексуальных извращенцев.

Никогда не подавляйте. Лучше быть нормальным и естественным, чем подавлять. Но просто быть нормальным недостаточно. Возможно много больше. Преобразите. Подавление — это не способ достижения урудварета. Преображение — это способ. И вы можете добиться этого, только если очистите свое тело, если очистите ум, если выбросите весь мусор, который вы собрали в теле и в уме. Только благодаря чистоте, свету, невесомости вы сможете помочь энергии двигаться вверх.

Обычно она подобна свернутой змее, вот почему мы называем ее кундалини, или кундали. «Кундали» означает «свернутый». Когда она поднимает свою голову, она начинает двигаться вверх, это необыкновенный опыт. Когда она проходит через высший центр, у вас будет все более и более высокий опыт. В каждом центре разные вещи раскрываются вам. Вы — это великая книга. Но энергия должна пройти через эти центры, и только тогда эти центры могут раскрыть вам свою красоту, свое видение, свою поэзию, свою песню, свои танцы. Каждый центр — это высший оргазм, и он более высокий, чем низший.

Сексуальный оргазм — самый низший. Еще выше оргазм хары. Еще выше оргазм пупка — нави. Еще выше оргазм любви — сердце. Но еще выше оргазм горла, творчество, стремление поделиться, и еще выше оргазм третьего глаза — видение жизни такова, как она есть, без каких-либо проекций, ясность видения, незамутненность, и высшее — это оргазм Сахасрары, седьмого центра.

Такова карта. Если вы хотите, вы можете двигаться вверх, вы можете стать урудварета, но не пытайтесь стать урудварета в погоне за сиддхами, за определенными способностями, потому что это глупо. Попытайтесь стать урудварета, чтобы познать, кто вы. Не ради власти, но ради спокойствия и мира. Пусть покой будет вашей целью, но не сиддхи.

Эта глава называется Вибхути пада. «Вибхути» означает «сила». Патанджали включил эту главу в сутры для того, чтобы его ученики и те, кто будет следовать за ним, могли бы быть бдительными к тому факту, что многие сиддхи могут приходить тогда, когда вы идете по пути, появляются многие способности. Но вы не должны привязываться к ним, потому что когда однажды вы привязываетесь к этим способностям, когда вы попадаете в ловушку этих способностей, вы оказываетесь в трудности. Ваш полет будет остановлен, и вы забросите якорь в этом месте. А вы должны продолжать лететь до самого конца, когда открывается бездна, и вы снова погружаетесь в космическую душу.

Да будет покой вашей целью.









Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке