ГЛАВА 14. ВСЕ ВЗАИМОЗАВИСИМО


Вопрос:

Когда мы говорили о мудрости, внутреннем постижении и просветлении, вы часто говорили: «Мы на востоке». Пожалуйста, объясните смысл этих слов?


Восток здесь не при чем. Восток — это просто символ внутреннего пространства, внутреннего мира сознания. Восток — это символ религии, запад — это символ науки. Поэтому даже на востоке человек, вставший на путь научного отношения, становится западным. Он может жить на востоке, он может родиться на востоке, а может родиться на западе, нет разницы. И когда человек достигает религиозного сознания, он может родиться на западе, нет отличия, - он становится частью востока. Иисус, Франциск, Экхарт, Беме, Витгенштейн, даже Генри Торуа, Эмерсон, Сведенбург — они все принадлежат востоку. Восток — это просто символ. Всегда помните о том, что меня не волнует география. Поэтому когда бы я ни говорил «мы на востоке», я имею в виду всех тех, кто познал внутреннюю реальность. И когда я говорю о западе, я просто имею в виду научный подход, технологический ум, ум Аристотеля, рациональный, математический, научный ум, но не интуитивный ум, объективный, но не субъективный ум.

Когда вы однажды поймете это, трудностей не будет. Все великие религии родились на востоке. Запад еще не стал родиной ни одной великой религии. Христианство, иудаизм, мусульманство, индуизм, джайнизм, буддизм, даосизм, - все они родились на востоке. Восток подобен женскому уму. Так и должно быть, потому что на каждом уровне происходит встреча инь и ян, мужской и женской энергии. Цикл должен быть разделен. Восток действует как женская энергия, а запад действует как мужская энергия.

Мужской ум агрессивен, наука агрессивна. Женский ум восприимчивый, религия восприимчива. Наука упорно пытается, она заставляет природу раскрыть свои тайны. Религия просто ждет, молится и ждет, провоцирует, но не насилует. Она зовет, кричит, рыдает, преследует, но эти усилия женственные. Именно поэтому появляется медитация. Когда усилия мужские, агрессивные, они подобны лаборатории. Все виды инструментов используются для того, чтобы пытать природу, заставлять природу открывать свои тайны, отдать свой ключ. Мужской ум олицетворяет собой нападение. Мужской ум — насильник, и наука — это насилие. Религия - это ум возлюбленного. Он может ждать. Он может ждать бесконечно.

Поэтому когда я говорю: «Мы на востоке», я говорю обо всех, не зависимо от того, где вы родились. Такие люди есть на всей земле. Восток распространен по всей земле, точно так же, как запад также распространен по всей земле. Когда кто-то в Индии получает нобелевскую премию за научные открытия, у него западный ум. Он больше не часть востока, он больше не часть восточной традиции. Он сменил свой дом, сменил свой адрес. Теперь он выпал из линии, он идет по пути Аристотеля.

Восток внутри вас, и мы называем его востоком, потому то восток ничто иное, как восходящее солнце: осознанность, сознание, бдительность.

Поэтому никогда не смущайтесь, когда я говорю: «мы на востоке». Я не имею в виду страны, которые расположены на востоке географически. Я имею в виду восточное сознание. Я не имею в виду Индию, когда использую слово Индия. Это нечто большее для меня. Это не просто страна, которую можно найти на карте, как другие страны. Это просто символ необычайной энергии, которую Индия направила на внутренний поиск. Поэтому когда вы рождаетесь, если вы начнете двигаться к Богу, вы станете индийцами. Внезапно начнется ваше паломничество к Индии. Вы можете приехать в Индию, а можете не приезжать, смысл не в этом. Но вы начали свое паломничество. И в тот день, в который вы поймете это, внезапно вы станете частью Гаутамы Будды, Махавиры, риши из Упанишад, риши из Вед, Кришны, Патанджали. Внезапно вы больше не будете частью технологического ума, логического ума, вы превзошли логику.


Вопрос:

Иисус Христос, Будда, Махавира, Лао-Цзы, все просветленные ходили по миру и проповедовали. Почему вы не делаете того же самого?


Я делаю то же самое, но просто по-другому. Я делаю так, что мир приходит ко мне. Таков мой путь. Будда проповедовал по-своему. А я проповедую по-своему.


Вопрос:

Я часто становлюсь одним из тех крокодилов, о которых вы говорите. Конечно Бодхи — это один из величайших философов. Это прекрасно, но как быть с сознанием несчастного крокодила?


Эта женщина долго страдала, потому что женский ум долго страдал. Женщин долго подавляли, потому что женский ум долго подавлялся. Многие столетия подавления, эксплуатация, много насилия совершалось по отношению к женщинам. Естественно они стали хитрыми. Естественно они стали очень умными в изобретении тонких способов пытки для мужчин. Это естественно. Таков путь слабых. Женщины научились дразнить, ругать мужчин. До тех пор, пока вы этого не поймете, вы не сможете отбросить этого.

Для чего женщины постоянно дразнят мужчину, постоянно ищут пути и средства для того, чтобы их пытать? Это происходит бессознательно. Столетия подавления отравили их бытие. И естественно они не могут нападать прямо. Это не возможно по многим причинам. Одна — это то, что они тоньше мужчин. Они могут научиться каратэ, айкидо, дзюдо, но это ничего не меняет. Они тонкие, и в этом их красота. Если они слишком сильно погрузятся в айкидо, дзюдо, каратэ, джиу-джитсу, они станут очень мускулистыми и сильными. Они потеряют что-то, не приобретя ничего. Они потеряют свою женственность, тонкость. Это не стоит того, чтобы добиваться этого.

Женщины тонкие. Они и должны быть такими. Они находятся в большей гармонии, чем мужчины. Они более музыкальные, более ритмичные, более округлые. Из-за своей тонкости, они не могут быть такими агрессивными, как мужчины. И еще нужно помнить о том, что мужчины подготовили их определенным образом, они дали женщине определенный ум, который не позволяет женщине выбраться из своего рабства. Их так долго обуславливали, что это въелось в их плоть и кровь. Они приняли это. Но свобода такая вещь, что все, что происходит, не может изменить вашей тяги к свободе. Вы никогда не можете потерять желание быть свободными, потому что именно это желание делает вас религиозными, оно скрывается за попытками быть божественными. Свобода остается целью, что бы ни происходило.

Так что же делать, когда нет возможности восстать и все общество — это общество, которым управляют мужчины? Как бороться? Как сохранить хотя бы немного достоинства? Поэтому женщины стали хитрыми и дипломатичными. Они начали делать то, что нельзя считать прямым нападением, но что становится косвенным нападением. Женщины борются с мужчинами косвенным образом. Это сделало их практически крокодилами. Они ждут возможностей отомстить. Они могут не осознавать, против чего они в точности борются, но они просто женщины, и они представляют собой всех женщин. За ними стоят столетия унижения и подавления. Ваш мужчина мог ничего не сделать вам, но он — это представитель всех мужчин. Вы не можете забыть этого. Вы любите мужчину, этого мужчину. Но вы не можете любить организацию, которую сотворили мужчины. Вы можете любить этого мужчину, но вы не можете простить мужчин как таковых. И когда вы смотрите на конкретного мужчину, вы видите в нем мужской ум, и тогда все начинается.

Это очень бессознательно. Это создает определенные неврозы в женщинах. Женщины более невротичны, чем мужчины. Это естественно, потому что они живут в обществе, которым управляют мужчины. Этот мир скроен для мужчин, они же должны как-то подстраиваться к нему. Им приходится отрезать многие части, свои части для того, чтобы соответствовать той механической роли, которую навязали им мужчины. Они сопротивляются, борются, и определенный невроз возникает из-за этой постоянной борьбы. Вот почему они дразнят мужчин.


Я слышал. Сладкая пожилая женщина отправилась в магазин для животных. Как раз в окне магазина была красивая собака. И она сказала хозяину магазина: «Какая красивая сладкая собачка сидит на подоконнике!» Продавец ответил: «Да, такая прекрасная сучка, разве не так?» женщина разгневалась. Она сказала: «Что! Следите за языком! Не пользуйтесь такими словами. Это уважаемая часть города. Будьте немного более культурными!» Хозяин магазина почувствовал небольшое смущение. Он сказал: «Извините, но разве вы никогда раньше не слышали, как используется это слово для обозначения собак?» Женщина ответила: «Я слышала раньше это слово, но никогда не слышала, как обзывают такую сладкую, красивенькую собачку».


Так всегда называли женщин.

Вчера я читал интересную книгу: «Стерва». Естественно ее написала женщина.

Что-то пошло не так, как надо. Вопрос не в одной женщине, а во всех женщинах. Но этот вопрос нельзя исправить благодаря постоянным ссорам, сценам. Здесь нужно другое лечение. Нужно понимание.

Этот вопрос, определенно, правильный. Мадхури — это крокодил. Она много ссорится и устраивает сцены Бодхи. Естественно Бодхи вырос из этого. Он многое изменил в себе. И вся заслуга принадлежит Мадхури. Когда вам приходится жить постоянно с женщиной, бороться и сориться, вы либо убежите, либо станете философом. Это определенно. Возможны только два варианта: вы либо убежите, либо начнете думать, что это майя, сон, иллюзия. Вы начнете думать, что эта Матхури - просто иллюзия. Вы станете отреченными. Это также способ бегства. Вы остаетесь там физически, но духовно вы уходите далеко. Вы создаете расстояние. Вы слышите звуки, которые издает Матхури. Но они раздаются как будто бы на другой планете. Пусть она продолжает свое занятие, постепенно вы станете отреченными, безразличными. Для Бодхи это было хорошо.

Теперь Мадхури спрашивает: «Это хорошо для Бодхи, но как быть с сознанием несчастного крокодила?» Делай то же самое, что делает Бодхи. Что же он делает? Он становится все больше и больше наблюдателем. Он не оскорбляется из-за того, что ты делаешь и говоришь. Даже если ты ранишь его, он просто наблюдает, как будто бы происходит что-то естественное. Старые листья падают с дерева, что же делать? Лает собака, что же делать? Ночь темна, что делать? Он принимает, и в этом принятии наблюдает за всем, что происходит. Делай то же самое. Просто Бодхи наблюдает за тобой, ты также наблюдай за собой. Потому что этот крокодил — это не твоя внутренняя сущность. Нет, крокодил не может быть ничьей внутренней сущностью. Этот крокодил появился просто из-за внешних ран, которые вы несете в уме. И эти раны не имеют ничего общего с Бодхи. Эти раны мог нанести кто-то другой, или, не нанес никто определенный, но они могли быть нанесены обществом.

Смотрите, когда вы начинаете вести себя невротически. Наблюдайте!

Точно так же, как Бодхи наблюдает за вами, вы также наблюдайте за собой.

Возникнет расстояние, вы сможете увидеть, как ваш собственный ум создает ненужные трудности. Вы соберете осознанность. Когда вы постоянно наблюдаете за чем-то, вы выбираетесь из грязи. Потому что наблюдатель выше ума.

Если вы не будете этого делать, существует возможность того, что по мере того, как Бодхи будет становиться все более по-философски настроенным, будет приобретать все большее понимание, вы будете все больше и больше становиться стервой. Потому что вы будете думать, что он охладел, вы будете думать, что он уходит от вас. И вы начнете его ранить все сильнее и сильнее, вы начнете больше бороться. Когда вы увидите, что он удаляется от вас, оставляет вас, вы захотите ему мстить больше. Перед тем, как это случится, осознайте.


Я слышал. Один человек решил заплатить за похороны жены чеком, но через несколько месяцев он разорился и не смог выплатить чек. В конце концов, ему позвонили утром и сказали: «Посмотри, либо ты немедленно заплатишь деньги, либо она сейчас воскреснет!»


Поймите, не создавайте таких ситуаций, из—за которых, те, кто вас любит, начинают мечтать о вашей смерти. Тот, кому бы хотелось, чтобы вы стали вечными, начинает надеяться, что вы умрете, начинает думать, что было бы лучше, если бы вы умерли.


Мулла Насреддин обожает художественные фильмы. Каждую ночь он ходит в кино. Однажды его жена сказала: «Мне кажется, что если хотя бы на одну ночь ты останешься дома, я просто умру». Мулла ответил: «Не пытайся меня подкупить».

Не создавайте таких ситуаций.


Жена одного из самых старых и почтенных членов клуба недавно скончалась. Его товарищи выразили ему свои соболезнования. И один из них сказал: «Тяжело терять жену...» Другой товарищ сказал: «Тяжело? Но такого просто не может быть!»


Никто не говорит этого, но именно такую ситуацию создают люди. И я знаю, что вы создаете ее бессознательно. И я знаю, что вы создаете ее в надежде противоположного результата. Иногда происходит так, что женщина начинает ранить мужчину просто для того, чтобы разбить его холодность, чтобы просто сломать лед. Она хочет, чтобы он, по крайней мере, был хотя бы теплым: «Гневайся, будь теплым. Ударь меня в ответ, но сделай хоть что-нибудь! Не будь таким отстраненным». Но чем больше вы создаете такую ситуацию, тем больше мужчина защищается и удаляется от вас. Постепенно он начинает путешествовать в пространстве. Его тело остается рядом, а он далеко. Это астральные путешествия.

Это порочный круг. Вы хотите, чтобы он был близким и теплым, чтобы он приставал к вам, но вы создаете такую ситуацию, в которой это становится все труднее и труднее. Просто посмотрите за тем, что вы делаете. Этот мужчина не сделал ничего плохого вам. Он не принес вам вреда. Я знаю, что бывают такие ситуации, в которых два человека не могут ужиться. Но это часть роста. Вы не можете найти такого человека, который бы полностью согласился с вами. Особенно мужчина и женщина не могут найти согласие, потому что у них разные умы. У них совершенно разное отношение ко всему. Они действуют из разных центров. Поэтому это совершенно естественно, что они не соглашаются так легко, но в этом нет ничего ошибочного. И когда вы принимаете человека и признаете его, вам также нравится то, что он или она не соглашаются с вами. Вы не начинаете бороться, вы не начинаете управлять. Вы просто пытаетесь понять точку зрения другого человека. И даже если вы не можете согласиться, вы можете согласиться с несогласием. Но, тем не менее, существует глубокое внутреннее согласие: «Хорошо, мы согласны на несогласие. Если мы не придем к соглашению по этому вопросу, это хорошо. Но бороться не нужно». Борьба не сделает вас ближе. Она создаст еще большее расстояние. И практически, девяносто пять процентов ваших ссор совершенно безосновательны. Это просто непонимание. И мы настолько зациклены в своей голове, что мы не даем другим высказать свои мысли.

Но женщины боятся. Трудность в мужском и женском уме. Мужчины более аргументированы. Этому женщины не научились. Если они начнут спорить с мужчинами, они проиграют. Поэтому они не спорят с мужчинами, они ссорятся. Они гневаются; то, чего они не могут добиться логикой, они добиваются гневом. Они заменяют аргументы гневом. Естественно, мужчины думают: «К чему создавать столько беспокойств ради таких мелочей?» И возникает соглашение. Но это не истинное согласие. И оно становится блоком между ними.

Послушайте аргументы мужчины. Существует возможность того, что он, может быть, прав. Потому что к половине мира, к внешнему миру нужно подходить с точки зрения разума. Поэтому, когда бы вопрос ни касался внешнего мира, существует больше вероятности того, что мужчина прав. Но когда вопрос касается внутреннего мира, больше вероятность того, что права женщина, потому что там разум не нужен. Поэтому если вы хотите купить машину, слушайте мужчину, а если вы хотите выбрать церковь, послушайтесь женщину. Но это практически невозможно. Если у вас есть жена, вы не можете выбрать машину, это практически невозможною. Она будет выбирать. И не только это. Она будет сидеть сзади и будет вести машину.

Мужчина и женщина должны прийти к определенному пониманию. Если вопрос касается внешнего мира, скорее всего, будет прав мужчина. Он действует посредством логики. Он более научен, он более западный. Но когда действует женщина, она действует больше исходя из интуиции, и она более восточная, более религиозная. Больше возможности, что ее интуиция приведет ее на правильный путь. Поэтому, если вы идете в церковь, следуйте за женщиной. Она более чувствительна к внутреннему миру. И если вы любите человека, постепенно между вами возникает взаимопонимание, вы начинаете понимать, кто прав и в какой ситуации.

Любовь всегда понимает.


Два монстра из космического пространства шли по улице, когда увидели светофор. «Мне кажется, что ты ей нравишься», — сказал один из них. «Вон той, которая тебе подмигивает». Как раз в это мгновение сигнал светофора снова зажегся красным светом. Второй монстр пробормотал: «Все женщины одинаковы, не могут быть постоянными ни одного мгновения».


Женщине очень трудно настроить ум, потому что она более текуча, подвижна. Она больше находится в процессе изменений, и менее тверда. В этом ее красота и величие. Она больше похожа на реку, продолжает меняться. Мужчина более твердый, более квадратный, более определенный, более обманчивый. Поэтому, ты можешь помочь Бодхи в том, что требует большей подвижности, течения, и он будет тебя слушать.

Женский ум может раскрыть множество тайн, точно так же, как мужской ум может открыть множество тайн. Но точно так же, как существует противоречие между наукой и религией, существует противоречие между женским умом и мужским. Есть надежда, что однажды мужчина и женщина начнут делать друг другу комплименты, и не будут ссориться. Но это будет тот же день, в который наука и религия найдут общий язык. Наука будет слушать с пониманием то, о чем говорит религия. А религия будет слушать с пониманием то, о чем говорит наука. И не будет столкновений, потому что эти области совершенно отличаются. Наука исследует внешний мир, а религия исследует внутренний мир.

Женщины более медитативны, мужчины более рассудительны. Они могут думать лучше. Это хорошо, потому что когда нужно мышление, вы будете слушать мужчин. Женщины тогда будут чувствовать себя лучше. Когда нужны будут чувства, слушайте женщин. И мышление и чувства делают жизнь целостной. Поэтому если вы действительно любите, вы станете инь и ян. Вы видели китайский символ инь и ян? Две рыбы практически встречаются вместе и растворяются друг в друге, завершая цикл энергии. Мужчина и женщина, женское и мужское, день и ночь, работа и покой, мышление и чувства. Это не противоречит друг другу, но дополняет. И если вы любите женщину или мужчину, вы оба необычайно обогащаете ваше бытие. Вы становитесь завершенными.

Именно поэтому я говорю, что индуистская концепция Бога более совершенна, чем христианская, джайнская, иудейская, мусульманская. Махавира в одиночестве. Нигде рядом с ним невозможно найти женщину. Это мужской ум. Ему не хватает дополнения. Лишь одна рыба в кругу, другой рыбы нет. Это половина круга. Поэтому это вообще не круг, так, как, что за круг, который состоит лишь из одной половинки? Цикл должен быть полным, лишь тогда он будет кругом. Иначе это не круг.

Христианский Бог одинок. Вокруг него нет никаких женщин. Чего-то не хватает. Именно поэтому христиане и иудеи создали Бога слишком мужеподобного, мстительного, сердитого, гневливого, который готов уничтожить за малые проступки, который готов бросить людей в ад на вечные муки. У него нет сострадания, он очень суровый, твердый, как скала. Индуистская концепция Бога ближе к реальности, она направлена по кругу. Рама живет вместе с Ситой, Шива с Деви, Вишну с Лакшми. Всегда есть дополнение. Индуистские Боги более человечны, в сравнении с другими Богами, которые практически нечеловеческие. Индуистские Боги как будто бы принадлежат вам, они живут практически посреди вас. Они, как вы, только более чистые, более целостные, но они связаны с вами.

Пусть любовь будет также вашей молитвой. Наблюдайте! Наблюдайте за крокодилом в себе и отбросьте его, потому что этот крокодил не позволит вам расцвести в глубокой любви. Это разрушит вас. А разрушение никогда никому не приносит удовлетворения. Разрушение приносит разочарование. Удовлетворение приходит только благодаря глубокому творчеству.


Маленький, удрученный горем человек возвращался с похорон своей жены. Когда он приблизился к дверям своего дома, на него упала труба и ударила по спине. Он ругнулся и произнес: «О, она уже пришла».

Не создавайте такие образы о вас в умах тех, кто любит вас.

Мужчина нуждается во многом от женщины, чтобы расти. Он нуждается в ее любви, в ее сострадании, в ее тепле. Восточное понимание мужчины и женщины таково: женщина в основном — это мать. Даже маленькая девочка — это мать, растущая мать. Материнство — это не нечто, что приходит внезапно. Это просто рост женщины. Отцовство — это социальная формальность. Это необходимость. На самом деле оно не естественно. Это понятие существует только в человеческом обществе. Мужчина создал это. Это целый институт. Материнство — это не институт, а отцовство — это институт. У мужчины нет внутренней потребности, стать отцом.

Когда мужчина занимается любовью с женщиной, он ищет возлюбленную. Когда женщина занимается любовью с мужчиной, она ищет кого-то, кто сделает ее матерью. Она ищет кого-то, кого бы ей хотелось сделать отцом ее детей. Именно поэтому когда женщина пытается найти себе мужчину, ее критерии другие, они более строгие, потому что ей нужно найти большую защиту. Дети будут нуждаться в защите, в богатстве. Поэтому ей понадобится защита и детям понадобится защита. Когда мужчина находит женщину, его волнует лишь жена. Его волнует то, чтобы найти себе красивую женщину, с которой он может наслаждаться, и рядом с которой он может находиться. Его не слишком то волнует то, чтобы быть отцом. Если он становится отцом — это происходит случайно. Если ему начинает это нравиться, это также случайно, потому что ему нравится эта женщина, и дети родились у нее. Он любит детей благодаря этой женщине, а женщина любит мужчину благодаря детям. Естественно, так и должно быть, цикл становится завершенным. Женщина в основном — это мать, она хочет стать матерью.

Поэтому восточная концепция заключается в том, что женщина хочет стать матерью, а мужчина глубоко внутри хочет найти потерянную мать. Он вышел из лона матери, потерял материнское тепло, любовь матери. И он снова ищет женщину, которая может стать матерью.

Мужчины в основном похожи на детей. Даже взрослые семидесяти летние или девяносто летние мужчины — это дети. И даже самая маленькая девочка в своей сути мать. Так завершается круг.

На востоке в дни Упанишад, видящие, обычно, благословляли молодоженов, высказывая очень нелепую идею. Западным людям это покажется очень смешным. Они обычно говорили: «Бог должен дать вам десять детей, и, в конце концов, должен дать вашему мужу возможность стать вашим сыном». Итого получается одиннадцать детей. Десять детей от мужа и, в конце концов, муж также становится ребенком, одиннадцатым ребенком. Женщина удовлетворена, когда муж также становится ее ребенком.

Мужчина продолжает искать свою мать. Когда мужчина любит женщину, он снова начинает любить свою мать. Каким то образом эта женщина напоминает ему о матери. Ее походка, ее лицо, цвет ее глаз, цвет волос, звук голоса. Что-то напоминает ему о матери. Тепло ее тела, забота, которой она его окружает. Это помогает ему найти потерянную мать. Он ищет лоно.

Психоаналитики говорят, что мужчина стремится проникнуть в тело матери, и это ничто иное, как попытка снова проникнуть в лоно. Это полно смысла. Само усилие мужчины проникнуть в тело женщины — это ничто иное, как попытка найти снова лоно. Когда однажды вы начинаете понимать, что происходит между женской энергией и мужской энергией, что действительно происходит между вами, наблюдайте за процессом. Постепенно энергия начнет двигаться по кругу.

Помогайте друг другу. Мы здесь для того, чтобы помочь друг другу, чтобы сделать друг друга счастливыми и блаженными. И, в конце концов, дать возможность встретиться мужчине и женщине, и благодаря этой встрече, встретиться с Богом. Любовь приносит удовлетворение лишь тогда, когда она переходит в самадхи. Если она еще не стала самадхи, тогда продолжаются ссоры, борьба, склоки. И ваша любовь никогда не станет гармоничным целым. Вы никогда не найдете Бога, который может быть найден только через любовь.


Вопрос:

Взаимозависимость — это прекрасная концепция, но как может быть так, что вы советуете нам всем быть эгоистичными?


Во-первых, взаимозависимость не прекрасна и это не концепция.

Она совершенно не прекрасная. Независимость кажется красивой, зависимость кажется горькой, очень горькой, а взаимозависимость и не красивая и не горькая. Это очень уравновешенное состояние. Нет отклонений ни вправо, ни влево. Она не отклоняется в стороны, это равновесие. И это не концепция, это реальность. Это все так, как есть. Просто наблюдайте за жизнью, и вы не сможете найти ничего, что было бы независимым. Все, что существует, существует в океане взаимозависимости. Это не концепция, не теория. Вы должны просто отбросить все теории, все предрассудки, и смотреть на жизнь.

Посмотрите на маленькое дерево, на розу, и вы увидите, как все существование находится в нем. Оно связано через землю со всем. Если бы не было земли, дерева бы не было. Дерево дышит, оно связано с атмосферой. Оно получает энергию от солнца. Роза — это роза благодаря солнцу. И это можно легко увидеть. Те, кто тяжело трудился, чтобы заглянуть в этот вопрос глубже, говорят, что есть также невидимое влияние. Они говорят, что не только солнце дает энергию розе, потому что ничто в этом мире не может двигаться лишь в одну сторону. Движение не может осуществляться в одну сторону. Иначе жизнь была бы очень несправедливой. Роза продолжала бы получать и ничего бы не давала. Должно быть так, что роза также должна давать что-то солнцу. Без розы, солнце также бы упустило что-то. Это еще должно быть открыто наукой, но оккультисты всегда чувствовали, что жизнь дает и забирает. Этот процесс не может быть односторонним. Иначе все равновесие было бы утеряно. Роза должна давать что-то, может быть определенную радость. Определенно она дает благоухание воздуху. И определенно она дает какую-то творческую энергию, она создает ситуацию в земле, благодаря которой она может быть творческой. Земля, должно быть, чувствует себя счастливой из-за розы. Она родила розу. Это, должно быть, приносит ей чувство удовлетворения. Глубокое удовлетворение и наслаждение направлено на землю.

Все связано. Нет ничего не связанного. Поэтому когда я говорю взаимозависимость, я не имею в виду того, что это концепция, теория и так далее. Нет.

Зависимость — это концепция, потому что она совершенно ложная. Никто никогда не видел ничего независимого. Абсолютная зависимость ложная также, потому что никто еще никогда не мог встретиться ни с чем абсолютно зависимым.

Рождается ребенок. Вам кажется, что он совершенно беспомощный, вам кажется, что он полностью зависит от матери. Но разве вы не видите того, что мать также получает так много от него? На самом деле в тот день, в который рождается ребенок, мать также рождается как мать. До этого она была обычной женщиной. Теперь же происходит что-то совершенно новое. Это происходит вместе с рождением ребенка. Она обрела материнство. И поэтому не следует думать, что только ребенок зависит от матери, мать также зависит от него. Вы можете увидеть, как определенное величие спускается на женщину, когда она становится матерью, определенная гармония приходит к ней. Если мать умирает; естественно ребенок не сможет выжить. Но если ребенок умирает, разве мать может выжить? Нет, мать также умрет. Снова останется лишь женщина, материнство исчезнет вместе со смертью ребенка. И эта женщина будет меньше, чем та женщина, которая была до тех пор, пока у нее не родился ребенок. Она всегда будет упускать что-то. Часть ее бытия исчезла вместе с ребенком. Эта недостающая часть будет действовать постоянно как рана.

Все взаимозависимо.

Дерево продолжает питаться землей, и оно дает плоды, вы едите эти плоды. Потом вы умираете, и земля съедает вас, и дерево снова ест землю. Как насчет плодов? Ваши внуки будут есть эти плоды благодаря дереву. Все развивается. Когда вы едите плоды с дерева, вы должны помнить о том, что в них может быть ваши прадедушки и прабабушки. Переваривайте плоды лучше. Иначе старикам это может не понравиться. Пусть они снова станут частью вашего бытия. Они снова вернулись.

Все взаимозависимо. Поэтому это и не хорошее и не горькое. Это простой факт. Вы не можете развить его, потому что хорошее и горькое — это наше развитие событий. Это наши объяснения. Причем это не концепция. Это реальность.

Но как может быть так, что вы советуете нам всем быть эгоистичными?

Да, это единственная возможность, вы должны быть совершенно эгоистичными. Если вы будете совершенно эгоистичными, вы увидите, что если вы хотите стать совершенно счастливыми, вы должны делать других счастливыми, потому что жизнь взаимозависима. Когда я советую вам быть эгоистичными, я советую вам просто подумать о вашем счастье. Но в это счастье включено многое. Если вы хотите быть здоровыми, вы должны жить со здоровыми людьми. Если вы хотите быть чистыми, вы должны жить с чистыми соседями. Вы не можете жить как острова. Если вы хотите быть счастливыми, вы должны распространять ваше счастье вокруг. Не может быть такого, что вокруг вас будет несчастье повсюду, а вы будете как на острове счастливыми. Вы можете быть счастливыми лишь в счастливом мире, вы можете быть счастливыми лишь тогда, когда у вас взаимоотношения счастливые. Вы можете быть красивыми только с красивыми людьми. Поэтому если вас действительно интересует красота, создайте красоту вокруг вас.

Человек, действительно эгоистичный, становится альтруистом. Быть действительно эгоистичным — это значит превзойти. Быть действительно эгоистичным - это значит стать Буддой, Иисусом. Это совершенно эгоистичные люди, потому что они думают только о блаженстве. Но, думая о своем блаженстве, им приходится думать также о блаженстве других людей. Я совершенно эгоистичный. Я никогда не думал ни о чем другом, кроме как о себе. Но благодаря этому через черный ход входит все остальное.

Меня интересует ваше счастье, ваше блаженство. Мне хочется создать общину блаженных. Мне хочется создать сад красивых людей. Потому что если вы красивы и блаженны, я также стану необычайно блаженным и красивым.

Блаженство растет благодаря тому, что вы делитесь. Если вы не будете делиться вашим блаженством, оно исчезнет. Если вы не будете делиться вашим экстазом, вскоре вы обнаружите, что ваши руки пустые. Поэтому когда я говорю вам, чтобы вы были совершенно эгоистичными, я имею в виду, что если вы попытаетесь понять, что такое ваша душа, ваша эгоистичность, вы увидите, что все включены в этот процесс. Вы будете вовлекаться все больше и сильнее. Наступает мгновение, когда вы можете увидеть то, что целое включено также.


Есть прекрасная история о Будде.

Он достиг высшей двери. Дверь была открыта, но он не входил. Хранитель двери сказал: «Все готово. Мы ждали миллионы лет. Теперь ты пришел. Редко происходит так, что человек становится буддой. Входи. Почему ты стоишь? Почему ты выглядишь таким печальным?» Будда ответил: «Как я могу войти? Есть миллионы людей, которые борются на пути. Есть миллионы людей, которые несчастны. Я войду только тогда, когда все остальные войдут. Я буду стоять здесь и ждать».


Эта история содержит много разных значений. Одно значение таково: до тех пор, пока целое не станет просветленным, как один человек может стать просветленным? Мы — это части друг друга. Мы включены друг в друга, части друг друга. Вы во мне, а я в вас. Как же я тогда могу отделять себя? Это невозможно. Эта история необычайно истинная и многозначная. Целое должно стать просветленным.

Естественно вы можете прийти к какому-то пониманию, но это понимание откроет то, что другие также включены в этот процесс. Сознание едино. Быть эгоистичным — это значит полностью раствориться в целом. Потому что только глупые люди могут защитить себя. И пытаясь защитить себя, они разрушают себя. Иисус говорит: «Спасите себя и вы потеряете. Потеряйте себя, и тогда вы себя найдете!» Он дает вам лучшую технику того, как быть эгоистичным. Потеряйте себя, и вы приобретете. Вы обретаете, теряя себя. Вы становитесь счастливыми, распространяя счастье вокруг, вы становитесь спокойными, распространяя спокойствие вокруг.

Но как может быть так, что вы советуете нам всем быть эгоистичными?

Это возможно лишь тогда, когда вы тотально эгоистичны. Тогда вы всегда увидите смысл. Если вы живете в семье, если вы муж или жена, вы сможете увидеть, вы увидите, что если ваш супруг или супруга будут счастливы, это в вашу пользу. Это эгоистично, если вы хотите, чтобы ваш муж оставался счастливым, чтобы он пел и восхищался, потому что если он будет оставаться печальным, сердитым и депрессивным, вы не можете оставаться счастливыми сами долго. Он передаст вам свое состояние. Все заразительно. Если вы хотите быть счастливой, вам нужно, чтобы ваши дети плясали и радовались. Потому что только так ваша энергия будет танцевать. Если все они будут печальными, больными, если они будут сидеть в углу, тупые, ваша энергия немедленно ослабеет. Просто наблюдайте. Когда вы общаетесь с людьми, которые счастливы, внезапно ваша печаль исчезает. Исчезает! Когда вы общаетесь с людьми, которые печальны, внезапно ваша энергия ослабляется.

Математика простая. Если вы хотите быть счастливыми, пусть окружающие вас люди будут счастливы. Если вы хотите быть по настоящему просветленными, вы должны нести просветление окружающим вас людям. Если вы хотите медитировать, создайте медитирующий мир. Именно поэтому Будда создал великий орден санньясинов. Этот орден стал океаном, в который люди могли прийти и погрузиться с головой.

Вчера один саньясин пришел и сказал: «Я чувствую дискомфорт из-за саньясы, потому что мне кажется, что я стал частью стада». Это очень эгоистичное отношение. Часть стада? Все хотят быть в стороне. Все хотят быть независимыми. Все хотят быть как вершина, которая стоит совершенно одна, отделена от всех остальных. Это ловушка эго. Я дал вам охровые одежды, изменил ваши имена, чтобы вы постепенно потеряли себя в океане. В котором вы не можете жить отдельно. Вы начинаете растворяться в других. Естественно эго чувствует себя раненным при этом, чувствует дискомфорт, напряжение. Но эго — это ваша болезнь. Его нужно отбросить. Вы должны научиться наслаждаться тем, чтобы не быть пупом земли, чтобы быть обыкновенными людьми. Вы должны наслаждаться общением с другими, вы не должны даже чувствовать, что вы отделены от других. Но у эго есть лишь одна идея, - как быть отделенным и отличным.

Я не сказал этому санньясину этого, мне бы хотелось сказать ему это, но я не сказал, потому что подумал, что это его ранит. Такой эгоист одевает оранжевые одежды, и чувствует из-за этого дискомфорт, чувствует неудобство из-за того, что стал частью стада. Мне хочется посоветовать ему обрить половину головы, половину усов, половину бороды, чтобы всегда чувствовать себя отделенным от всех остальных. Можно еще нанести татуировку на голову и сделать такое, что никто не делает. Тогда ты всегда будешь чувствовать себя прекрасно и удобно. Это делает эго.

Я услышал об одном человеке, который хотел стать очень известным. Он хотел увидеть свои фотографии в газете. Он сбрил половину волос с головы, половину усов, половину бороды и он отправился гулять по городу в таком виде. Во всех газетах напечатали его фотографии, вокруг него бегали дети, они кричали и дразнили его. Он очень наслаждался этим. Вы можете поступить также.

Эго хочет быть отделено. И как раз, поэтому - эго ложное, потому что отделение ложное. Быть вместе — это, значит, быть истинным.


Вопрос:

Во время лекции вы часто говорили: «достигнуть счастья…», но мой ум вмешался и сказал: «Работай больше, работай напряженнее». Но как я могу работать, чтобы сдаться? Это кажется сумасшествием?


Этот вопрос от Амиды. У нее ум очень сильно ориентирован на работу. Она считает, что работа ценна, а игра бессмысленна. И она считает, что все, чего можно достигнуть, можно достигнуть только через работу. Это превратилось во врожденную привычку ее ума. Но этому учат каждого. Весь мир живет согласно этике работы. К игре относятся самое большее, как к тому, с чем можно мириться. Работа приветствуется.

Поэтому, даже здесь, когда я говорю о работе. Когда я говорю о том, что нужно быть восприимчивым и женственным, ваш ум продолжает вмешиваться. Когда бы он ни находил какую-то поддержку, немедленно он вмешивается и говорит: «Да». Само слово достижение пробуждает цепь мыслей в вас. «Достижение? Для этого нужно тяжело трудиться». Простое слово вызывает в вас определенную череду мыслей, как будто бы ум просто ждал и наблюдал, чтобы вцепиться за что-то, что может создать в вас ощущение непрерывности.

Вот как вы слушаете меня. Мне приходится использовать слова, слова, которые очень тяжелы. Слова, которые вы интерпретируете по-своему, которые вызывают в вас разные ассоциации, разный смысл. Не приходится использовать язык, а язык - это очень опасная вещь. Когда вы просто слышите слово «достижение», начинает действовать ум, настроенный на работу. И потом вы меня больше не слушаете, не слышите, что я вам говорю. Я вам говорю, что вы можете достигнуть лишь в том случае, если не стремитесь достигнуть. Достижение возможно лишь тогда, когда все усилия, направленные на достижение, отброшены. Потому что то, чего вы хотите достигнуть, уже рядом. Этого нельзя достигнуть. Само усилие мешает вам и создает препятствия между вами и вашей реальностью. Но ум продолжает наблюдать, и он всегда готов найти какую-то поддержку для себя.


Позвольте мне рассказать вам одну историю.

Один полицейский работал в деревне двадцать лет, причем он не пользовался уважением местных жителей. Он был таким же полицейским, как и мясником. Он всегда воображал из себя шерифа, фильмов о которых он насмотрелся по телевизору в западных вестернах, и относился даже к мелким провинностям, как к великим преступлениям, достойным внимания Скотланд-Ярда. Благодаря его неустанным попыткам, каждый житель деревни получил по той, или иной причине повестку. К тому времени, он уже начал отвечать за семь деревень, одну из которых он считал местом своего обитания. К тому времени, как он уже должен был выйти на пенсию, он внезапно осознал, что еще ни разу не вызывал местного викария. И его гордость не могла позволить ему уйти на пенсию, не призвав этого человека к правосудию. Но эта задача казалась ему безнадежной. Но когда однажды он увидел, как викарий едет вокруг деревни, он внезапно разработал прекрасный план. Он забрался на единственный холм в деревне, он подождал, пока викарий проедет круг по деревне. И когда викарий был примерно на расстоянии в ярд от него, он придумал, выскочить внезапно перед ним, когда тот к нему приблизится. И, несмотря на то, что ему будет больно, он его арестует за это. Но, тем не менее, реакция викария была прекрасной, и это позволило ему остановить велосипед на расстоянии полу дюйма от ботинок полицейского. Признав свое поражение, полицейский сказал: «Мне казалось, что на этот раз я тебя поймал, викарий».

Викарий ответил: «С божьей помощью, мне удалось избежать твоей ловушки!» «Ага, попался, двое на велосипеде», — прогремел полицейский.


Именно так продолжает работать ум. Он наблюдает. Любой предлог: рациональный, иррациональный, любой предлог, даже любая нелепость, и ум немедленно вмешивается и продолжает пытаться жить по старому. Я говорю вам так много разного, и конечно, мне приходится использовать язык. Будьте бдительными, будьте внимательными к хитрому уму, который просто прячется за вами. Он просто ждет предлога, которым может воспользоваться для того, чтобы усилить себя.

Работа прекрасна, но работа ради работы уродлива, а не хороша. Работа хороша тогда, когда она превращается в игру. Она прекрасна, если она имеет внутреннюю ценность. Вы рисуете из-за того, что вам нравится рисовать, потому что вы наслаждаетесь тем, что рисуете. Конечно, если вы продаете картины, вы получаете какие-то деньги. Это вторично, это не существенно, не в этом смысл. Если вы получаете деньги, это хорошо, но если вы их не получаете, это не значит, что вы что-то упустили, потому что вы были так восхищены, когда рисовали. Вы практически получили награду. Вы получили награду, которая превышает ваши усилия. Если картина может быть продана, то это дополнительная награда: Бог к вам слишком милосерден. Но что касается вашей награды, вы уже получили ее. Когда вы рисуете, когда вы трудитесь в саду, когда вы потеете на солнце, вы получаете награду.

Работайте, как будто бы вы играете, как будто бы вы наслаждаетесь, как будто бы вы поклоняетесь. Тогда она будет прекрасна, она будет величественна. Но работа, как экономическая деятельность, уродлива. Тогда вы становитесь частью биржевых спекуляций. Вы начнете думать лишь о том, что вы получите за нее. И тогда вы никогда не будете здесь и сейчас, результат будет в будущем. Никогда не ориентируйтесь на результат, в этом несчастье человеческого ума, он ориентирован на результаты. И тогда вы не обретете ваше внутреннее бытие посредством работы. Вы получите его только тогда, когда будете в настоящем, когда будете осознавать. Поэтому используйте вашу работу как ситуацию.

Но что происходит? Вы слушаете меня, вы продолжаете отмечать внутри ума то, что я говорю. Но на самом деле вы не слушаете меня. Вы продолжаете собирать реплики. Вы не собираете понимание. Вы собираете реплики, и именно это создает трудности.


Позвольте мне рассказать вам другую историю.

В старые времена врач вместе со своим помощником подошел к постели больного пациента. Это был ирландский священник, его лицо было красное, и у него была температура. Врач похлопал его по спине: «Вставай и поешь кукурузы и капусты». На следующий день ирландский священник вернулся к своей работе. Помощник сделал запись в своем блокноте: поп корн и капуста.

Вскоре после этого, когда врача не было рядом, самого помощника позвали к кровати больного немца, у которого было красное лицо, и была высокая температура. Помощник прописал ему поп корн и капусту. На следующий день помощнику сообщили, что пациент был мертв. И тогда он сделал запись в своем блокноте: поп корн и капуста — хороша для ирландцев, но убивает немцев.

Именно так вы поступаете со мной. Вы собираете мои слова. Но вам нужно просто попытаться понять то, о чем я говорю. Не собирайте мои реплики. Просто наблюдайте за мной, сморите на то, что я делаю. Смотрите на то, что передается от вас мне, прямо в настоящее мгновение. Наблюдайте за тем обменом энергии, который происходит между вами и мной, чувствуйте это. Пусть это растворится в вашем бытии. Не делайте записей, иначе у вас постоянно будут неприятности.


Это очень серьезный вопрос. Пожалуйста, не воспринимайте его как шутку. Спрашивает Чит Ананда.


Вы единственный человек в этом мире, который лишен неврозов. Нет ли у вас детей? Были ли у просветленных дети?


Я никогда не думал об этом.

Вы можете ничему не научиться, когда я отвечаю. Но я продолжаю учиться, когда вы задаете мне вопросы. Я помню все ваши вопросы. Но тут есть практическая трудность. Очень трудно найти женщину, которая была бы лишена неврозов.

Во-первых, очень трудно вообще найти человека, который не был бы невротиком, но найти лишенную неврозов женщину, практически невозможно. Трудности женщин возрастают.


Позвольте мне рассказать вам одну историю.

Очень богатый горожанин был знатоком игры на бирже ценных бумаг, но плохо играл в гольф. Он обычно вымещал свое плохое настроение на мячиках. И однажды после особенно плохо сыгранного матча, он заорал: «Ты, должно быть, самый плохой мячик в мире». Мячик ответил: «Вряд ли. Это было бы слишком большое совпадение!»


Найти лишенную неврозов женщину очень трудно, это было бы слишком большое совпадение. Раньше такого еще не случалось, и я не думаю, что такое может случиться впредь. Никогда еще у просветленного не было детей. Да, вы могли слышать, что у Будды был сын, но это случилось еще до того, как он стал просветленным.

У Махавиры была дочь, но она родилась также до того, как он стал просветленным. У Гурджиева было много детей от многих женщин, но они также родились до того, как он стал просветленным. И вы, должно быть, хорошо знаете, что все эти дети, даже сын Будды, Рахул, не были похожими на своих родителей. Сын Будды не был на него похож, дочь Махавиры не была на него похожа. Она была обыкновенной. Она была настолько обыкновенной, что одна из сект джайнов верит в то, что это просто легенда. Они верят в то, что Махавира никогда не был женат, и у него никогда не было дочери. Дочь Махавиры была настолько обыкновенной, что создавалось такое впечатление, как будто бы ее не было. Разве вы когда-нибудь слышали, чтобы сын или дочь просветленного стали просветленными? Это было бы слишком большое совпадение.

И тут нужно помнить еще кое о чем. Во-первых, помните вот о чем: не невротичный мужчина ищет не невротичную женщину, и потом они ищут не невротичного ребенка, который должен у них родиться. Такая схема не совершенна потому, что вы ищите женщину лишь потому, что вы невротичны. Вы ищите женщину из-за того, что еще не встретились с внутренней женщиной. Вы ищите мужчину из-за того, что еще не встретились с внутренним мужчиной. Вы выходите наружу из-за того, что вы еще не единое целое.

Быть святым — значит стать целым внутри. Святой — это полный человек. И такому человеку не нужно искать во внешнем мире. Это не нужно. Но вместе с тем, вам не нужно бежать, если вам встретится женщина на пути, вы не будете бежать. И вы не будете сообщать об этом в полицию, вы не будете жаловаться, что на вашем пути встретилась женщина. Вам все равно. Если вам встречается женщина, это хорошо, если она уходит от вас, это тоже хорошо.

Вы рожаете детей, это также происходит из-за невроза. Потому что вам всегда хочется быть занятыми, вам хочется как-то занять себя. В основном вас заботит будущее. А дети делают будущее доступным вам. Посредством детей ваши амбиции смогут двигаться в будущее. Когда вас не будет, будут ваши дети. Когда вы пытались стать премьер министрами и не смогли этого добиться, ваши дети смогут осуществить вашу мечту. Вы будете готовить их, и возникнет непрерывность.

Когда кто-то умирает, если у него не остается детей, он чувствует, как будто бы это мертвый конец. Но если у вас остаются дети, вы чувствуете своего рода бессмертие, благодаря ним. Все хорошо. Я умираю, но не о чем беспокоиться. Часть меня будет жить в детях. Люди слишком сильно интересуются детьми из-за того, что они боятся смерти. Дети дают вам ложное ощущение бессмертия, своего рода непрерывности. Если человек не невротичен, он не интересуется детьми. Он нашел вечное, и его не беспокоит смерть.

Несколько историй, в которых рассказывается о том, почему так трудно найти женщину, которая не была бы невротичной. Я не буду комментировать. Я просто прочитаю несколько историй.

Миссис Кохен заработала немного денег и попросила строителей сделать небольшой ремонт в доме. Мистер Джоунс спросил: «Я был бы рад помочь вам, миссис Кохен. Но можете ли вы хотя бы немного намекнуть на ваш вкус? Вам нравится современный стиль?»

«Нет».

«Шведский стиль?»

«Нет».

«Итальянский провинциальный?»

«Нет!»

«Испанский?»

«Нет».

«Понимаете, миссис Кохен, вы должны действительно помочь мне, чтобы я понял, каков ваш вкус. Иначе я не могу даже начать. Что же действительно вам хочется?»

«Декор, шмекор, мне хочется, чтобы, когда мои друзья пришли ко мне в гости, они сразу упали бы замертво от зависти».


Следующая история: Молодая чета очень нежно обнимались, когда внезапно кто-то вставил ключ в замочную скважину. Молодая женщина немедленно отпрянула, с выражением ужаса на лице: «О небеса, это же мой муж. Быстро, прыгай в окно!» Молодой человек, в равной степени пришедший в ужас, сделал шаг к окну и потом сказал: «не могу, мы же на тринадцатом этаже!» Молодая женщина закричали: «О боже, разве сейчас время для предрассудков!»


Еще одна история: Жена пришла домой в новой шляпе. Муж спросил: «Откуда у тебя эта новая шляпа?»

«Новая распродажа».

«Не удивительно, что они попытались продать ее, в ней ты выглядишь просто как идиотка».

«Я знаю об этом».

«Тогда почему ты купила ее, черт возьми?»

«Скажу тебе вот что. Когда я надела ее и посмотрела на себя в зеркало, я выглядела настолько глупой, что постеснялась спорить с продавцом».


И последняя история: Мулла Насреддин рассказал мне о том, что брак — это процесс, в результате которого ты выясняешь, какого мужчину бы твоя жена предпочла.


Моя жена сказала мне сегодня утром: «Если бы ты действительно любил меня, ты бы женился на ком-то другом». Я стал уверять ее, что очень счастлив из-за того, что женился именно на ней». И потом я добавил: «Если бы даже мне предложили поменяться женами с Бельмондо, я бы ни за что не согласился». Она ответила: «Я знаю, что ты бы не согласился, ты никогда не делаешь того, что мне приятно».









Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке