• Дар
  • Дар исцеления
  • Девица
  • Девство
  • Девы падшие
  • Делание внешнее
  • Делание духовное (умное, внутреннее)
  • Демонские брани
  • Демонские козни
  • Деньги
  • Дерзновение
  • Дети
  • Детоубийство
  • Доброделание
  • Добродетели
  • Добросовестность
  • Доброта
  • Доверие к ближнему
  • Долг
  • Должник
  • Дружба
  • Друзья
  • Духовник
  • Дух Святой
  • Душа
  • диавол
  • Диакон
  • Д

    Дар

    См. также: Кротость № 360; Непослушание № 648.

    205. Авва Антоний Великий видел Духа Божия, сходящего на святых подвижников Афанасия, Пахомия и Макария

    См. также: Дух Святой

    Говорят об авве Антонии, что он сказал: "Я видел Духа Божия нисходящим на троих: на авву Афанасия (и дано ему патриаршество), на авву Пахомия (и дано ему начальство над общежитиями), и на авву Макария (и дана ему благодать исцеления недугов)." (Еп. Игнатий. Отечник. С. 40. № 197).

    Дар исцеления

    206. Имея дар исцеления, авва Иоанн исцелил женщину, болевшую раком

    См. также: Исцеление; Рак

    После кончины своего старца авва Иоанн постился сорок дней, и ему было небесное видение, причем он слышал голос: "На какого больного ты ни возложишь свои руки, он исцелится." И вот утром, по Промыслу Божию, подходит к нему человек и приводит свою жену, у которой был рак. Муж начал просить, чтобы он исцелил ее. Авва назвал себя грешником и недостойным такого дела. Однако муж неотступно молил его, чтобы он склонился на его просьбу и помилосердовал о его жене. Тогда он, возложив руку, осенил грудь (крестным знамением), и женщина немедленно получила исцеление. С той поры Бог явил через него много других знамений не только при жизни, но и по его смерти. (Луг духовный. С. 73).

    Девица

    См. также: Бесстыдство № 31.

    Девство

    См. также: Клевета № 311; Мужество № 565; Подвиг мирянина № 744.

    207. Девственница, желая уврачевать юношу, пылавшего к ней страстью, удалилась в пустыню; там в продолжение 17 лет Бог чудесно хранил ее

    См. также: Подвижница; Помощь Божия; Самопожертвование; Целомудрие; Чудо

    Пришли мы однажды к отшельнику авве Иоанну, по прозвищу Огненный. Вот что рассказал он нам со слов аввы Иоанна Моавитского: "Во святом граде была одна монахиня, отличающаяся благочестием и великим усердием в угождении Богу. диавол, позавидовав девственнице, внушил одному молодому человеку сатанинскую страсть к ней. Но удивительная дева, усмотрев козни диавола и сожалея о молодом человеке, взяла корзинку и, положив в нее немного моченых бобов, удалилась в пустыню. Устраняя юношу от соблазна, она заботилась о спасении его души и себе самой искала безопасное место в пустыне. Прошло довольно много времени. Промысл Божий устроил так, что не осталась неизвестной ее добродетельная жизнь. В пустыне Иордана увидел ее один отшельник. "Мать, что ты делаешь в этой пустыне?" — спросил он ее. "Прости меня, — отвечала она, желая скрыть свой подвиг. — Я сбилась с пути. Сделай милость, отче, ради Господа, укажи мне дорогу." Но отшельник, узнав свыше об ее подвиге, сказал: "Поверь мне, мать, ты вовсе не теряла пути и не ищешь его. Хорошо зная, что ложь от диавола, расскажи мне всю правду, зачем пришла ты сюда?" — "Прости, отче! — отвечала дева. — Один юноша соблазнился мной, почему я и удалилась в эту пустыню. Я предпочла скорее умереть здесь, чем служить для кого-нибудь соблазном, по слову Апостола." — "Сколько же времени ты прожила здесь?" — "По благодати Христа, семнадцать лет." — "Но как же ты питалась?" Отшельница, показав корзинку с мочеными бобами, отвечала: "Вот эту самую корзинку, которую ты видишь, я взяла с собой, когда вышла из города. В ней было немного бобов. Но Бог оказал мне, недостойной, такую милость, что столько уж времени я питаюсь ими, а они не убавляются. И знай, отче, что Его благость так покрывала меня, что в течение этих семнадцати лет — до нынешнего дня — не видел меня ни один человек, а я видела всех." Выслушав это, отшельник прославил Бога." (Луг духовный. С. 212).

    208. Чудесная помощь деве, схваченной нечестивым военачальником

    См. также: Помощь Божия.

    Был некий военачальник, старый летами, но нечестивый. Некая дева, принадлежавшая его ведомству, не вступившая в брак, хотя уже имевшая возраст законный для брака, оставив мать и родных, убежала в общество жен-подвижниц (женщины тоже, подобно мужчинам, подвизаются и вступают на поприще добродетели). Военачальник, узнав о ее бегстве, наказал мать и держал ее в оковах до тех пор, пока она ему не указала жилище благочестивых жен. Пользуясь своей силой, он похитил оттуда девицу и привел в свой дом. Несчастный, он надеялся насытить свое невоздержание. Но Тот, Кто фараона подверг великим и тяжким наказаниям за Сарру, жену Авраама, Кто поразил слепотой содомлян, когда они покушались напасть на бестелесных, как на странников, Тот, ослепив и этого нечестивца, предоставил девице возможность убежать. Когда военачальник вошел в терем, та, которую стерегли здесь, тотчас вышла и исчезла и вернулась в вожделеннейшее для себя убежище. Таким образом, этот безрассудный увидел, что не может победить предызбравшую обручение Богу, и принужден был успокоиться и больше уже не искать ту, которая была им похищена, но при Божией помощи скрылась. (Блаж. Феодорит. История боголюбцев. С. 113).

    209. Пресвитер и его супруга сохранили девство до старости

    См. также: Супруги; Целомудрие; Чистота

    Игумен авва Исидор поведал: "За восемь миль от города Саввии есть селение, и в нем — храм. Там служит досточудный священник, родители которого против воли заставили его вступить в брак. Однако не только он сам чуждался плотских вожделений, хотя был молод и состоял в законном супружестве, но убедил и свою супругу проводить свою жизнь с ним в целомудрии и чистоте. Они выучили Псалтирь и вместе занимались псалмопением в храме, сохранив девство до старости." (Луг духовный. С. 132).

    210. Принужденный против своего желания вступить в брак, Амун убедил свою супругу хранить девство; прожив с ней в одном доме в подвигах труда и молитвы 18 лет, он по ее предложению удалился в пустыню, где принял монашество и через 22 года скончался

    См. также: Бесстрастие; Супруги

    Оставшись после родителей сиротой, Амун на двадцать втором году от роду принужден был своим дядей вступить в супружество. Не сумев воспротивиться настоятельному требованию дяди, он решил обвенчаться, пробыть в брачном покое и выполнить все брачные обряды. Но как только все провожавшие их в брачный покой вышли, блаженный Амун запер дверь и начал беседовать со своей блаженной супругой: "Приди сюда, госпожа и сестра моя, я поговорю с тобой. В нашем браке ничего особенно хорошего нет. И правильно мы сделаем, если с нынешнего же дня станем спать порознь. Сохраняя таким образом свое девство, мы угодим и Христу." Вынув потом из-за пазухи Библию, как бы от лица Апостолов и Самого Спасителя, начал он читать юной девице, незнакомой с Писанием, изъясняя ей большую часть прочитанных мест своим богопросвещенным умом и наставляя ее в девственной и непорочной жизни, так что она, исполнившись благодатью Христовой, сказала: "И я, господин мой, решилась с радостью проводить святую жизнь и буду делать все, что повелишь мне." — "Я повелеваю и прошу, — отвечал он, — чтобы каждый из нас жил отдельно." Но это еще было тяжело для нее, и она сказала: "Останемся в одном доме, только ложе у нас будет разное." Так жил он с ней в одном доме лет восемнадцать. Весь день работал в саду и в роще. Вечером, придя домой и помолившись, он вместе с супругой вкушал пищу, потом возносил ночные молитвы и совершал молитвословия. Рано поутру уходил в свой сад. Когда они оба достигли бесстрастия, — воздействовали молитвы святого Амуна, — наконец, блаженная говорит ему: "Я хочу сказать тебе нечто, господин мой. Если ты меня послушаешь, я удостоверюсь, что ты меня истинно по Богу любишь." Он сказал ей: "Говори, что ты хочешь сказать." Она продолжала: "Ты муж благочестивый и подвизаешься в правде, и я ревную твоему житию, нам, действительно, лучше жить отдельно. Многие получат от этого пользу; теперь же, когда ты непорочно живешь со мной о Господе, твое столь великое совершенство любомудрия от всех сокрыто мной. Это неблагоразумно." Поблагодарив ее и воздав хвалу Богу, Амун говорит ей: "Хорошо ты придумала, госпожа и сестра моя. Если тебе угодно, оставайся в этом доме, а я построю себе другое жилище." Разлучившись с ней, он пошел внутрь горы Нитрийской. Прожив еще двадцать два года в пустыне и достигнув высоты подвижнической добродетели, святой Амун скончался, или, лучше сказать, почил в монашеской жизни шестидесяти двух лет от роду. (Лавсаик. С. 24).

    Девы падшие

    См. также: Воздаяние праведникам и грешникам № 147.

    Делание внешнее

    См. также: Лицемерие № 372.

    211. Человек, увлекающийся одним внешним деланием, подобен селению, которое внешне красиво, но разграблено

    См. также: Обида; Оскорбление.

    Братия хвалили авве Антонию одного монаха. Когда этот монах пришел, Антоний захотел испытать, перенесет ли он оскорбление, и, увидев, что не переносит, сказал ему: "Ты похож на село, которое на вид красиво, а по сути — разграблено разбойниками." (Достопамятные сказания. С. 6).

    Делание духовное (умное, внутреннее)

    См. также: Бодрствование № 96; Ученость мира № 1171.

    212. Заботящийся о богоугодности внутреннего делания победит внешние искушения

    См. также: Искушения

    У аввы Арсения один брат попросил наставления. Старец сказал ему: "Всеми своими силами подвизайся так, чтобы твое внутреннее делание было благоугодно, и победишь внешние искушения. (Достопамятные сказания. С. 14).

    Демонские брани

    См. также: Блудная брань № 61; Грех № 195; Монашество № 527; Помощь Божия № 788.

    213. Авва Маркелл во время ночной молитвы слышал звук трубы и шум битвы; явившийся бес объяснил, что бесы воюют с подвизающимися

    См. также: Леность; Молитва; Подвиг.

    Авва Маркелл рассказал братии следующее. Однажды, когда встал он ночью на молитву, вдруг услышал трубный звук и шум, как-будто от воинской брани. Старец пришел в смятение и недоумевал: откуда этот трубный звук и какая брань может быть в пустыне? Когда он так размышлял, вдруг предстал перед ним бес и закричал: "Что задумался? Подлинно, здесь происходит брань, но если не хочешь, чтобы мы с тобой воевали, то ступай и спи, и не будем нападать. С ленивыми мы не воюем, а имеем дело лишь с постниками и с бдящими в молитвах. Лишь с ними у нас брань." (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 496).

    214 Рассказ старца-сына идольского жреца о том, что сатана не был доволен своими князьями, сотворившими войну, бурю, убийство на свадьбе, но возвеличил демона, сорок лет боровшегося с пустынником и склонившего его на грех

    См. также: Блуд; Монашество

    Рассказывал о себе один из фиваидских старцев, что он — сын идольского жреца. Будучи ребенком, он сиживал в храме и видел своего отца, приносившего жертву идолам. Однажды, после того как отец вышел из храма, сын вошел тайно в храм и увидел там сатану. Тот сидел на троне, многочисленное воинство предстояло ему. И вот! Приходит один из его князей, поклоняется ему. Сатана спрашивает его: "Откуда ты?" Князь отвечает: "Я был в такой-то стране, возбудил там войну и большое смятение, произвел кровопролитие и пришел возвестить об этом тебе." Сатана спросил: "За какое время ты это сделал?" — "За тридцать дней." Сатана велел бить его бичами, сказав: "Только-то и всего, что ты сделал за такое продолжительное время!" Тут другой пришел и поклонился ему. Сатана спросил: "Откуда ты?" Демон отвечал: "Я был в море, воздвиг бурю, потопил корабли, умертвил множество людей и пришел возвестить тебе об этом." Сатана спросил: "За какое время ты это сделал?" Он отвечал: "В двадцать дней." Сатана повелел и этого бить бичами, сказав: "Почему ты за столько дней сделал так мало?" И третий пришел и поклонился ему. И этого он спросил: "Ты откуда?" Демон отвечал: "Я был в таком-то городе. Там праздновалась свадьба, я возбудил ссору и произвел большое кровопролитие, убил самого жениха и пришел возвестить тебе об этом." Сатана спросил: "За сколько дней ты это сделал?" Демон отвечал: "За десять." Сатана повелел и этого, как действовавшего неревностно, бить бичами. И еще один демон пришел поклониться ему. Сатана спросил: "Откуда?" Демон отвечал: "Из пустыни. Исполнилось сорок лет, как я борюсь там с одним из монахов и едва одержал над ним победу: вверг его этой ночью в любодеяние." Сатана, услышав это, встал с трона, начал целовать демона, снял царский венец, который был на его голове, возложил на голову демона и посадил его возле себя на престоле: "Ты совершил великое и славное дело." Увидав и услыхав это, сын жреца сказал сам себе: "Монашеский чин, должно быть, имеет великое значение." Он принял христианство и вступил в монашество. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 479. № 82).

    Демонские козни

    См. также: Беспечность № 21; Бесстрашие № 28; Ближний № 44; Блудная брань №№ 64, 71; Кончина праведника № 332; Крестное знамение № 356; Легковерие № 370; Молитва Иисусова № 478; Молитва умная № 511; № 527; Мужество № 563; Непослушание № 651; Неразумие № 658; Осуждение пресвитера № 690; Падение № 697; Подвижник № 758; Праведник № 861; Превозношение № 886; Прелесть №№ 889, 891, 894; Смирение №№ 1038, 1058; Старец № 1099; Храм № 1183; Чародейство № 1212.

    215. Демоны во сне показывали жен юноше, который их никогда не видел

    См. также: Женщина

    Рассказывали об одном старце: "Пришел он в скит с сыном, который еще питался молоком и не знал, что такое женщина. Когда мальчик достиг мужского возраста, то демоны представили ему ночью женские образы. Он открыл это своему отцу. Старец подивился. Случилось однажды сыну быть с отцом в Египте. Увидел он там женщин и говорит своему отцу: "Вот те самые, которые ночью приходили ко мне в скит." Старец отвечал ему: "Это сельские иноки, сын мой, они имеют иной вид, чем пустынники." При этом старец удивился, каким образом в скиту демоны могли показать ему женские образы? И тотчас возвратились они в свою келию." (Древний патерик. 1874. С. 93. № 24).

    216. Демоны в виде ангелов являлись монаху и будили его на службу, а затем оклеветали перед ним старца

    См. также: Мудрость

    Брат безмолвствовал в своей келии. Демоны, приняв вид ангелов, хотели обольстить его: они приходили к нему, будили его, показывали ему свет и приглашали к божественной службе. Брат пошел к некоему старцу и сказал: "Авва! Ангелы приходят ко мне и приглашают к божественной службе." Старец сказал: "Не слушай их, сын, это — демоны, и когда они придут будить тебя, скажи им: "Я, когда мне захочется, встану." Получив такое наставление, брат возвратился в келию. На следующую ночь демоны, по принятому ими обычаю, опять пришли будить его. Но он отвечал так, как было ему заповедано: "Я, когда захочу, встану, а вас не послушаю." Они возразили: "Этот злой старик, лицемер, сбил тебя с толку! К нему приходил брат, прося денег взаймы. Деньги у старца были, но он обманул брата, сказал, что у него нет денег, и не дал брату. Из этого следует, что он лицемер." Брат встал рано утром, пошел к старцу и пересказал ему слышанное от бесов. Старец сказал на это: "Что у меня были деньги — правда, а что я не дал брату, просившему взаймы, то поступил так, зная, что причиню вред его душе, если дам. Я признал за лучшее нарушить одну заповедь, чтоб исполнением ее не впасть в нарушение десяти. Из-за этого могло бы произойти значительное смущение, причиной которого были бы деньги, если бы я их дал. А ты не слушай демонов, которые хотят обольстить тебя." Убежденный словами старца, брат ушел в свою келию. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 500. № 110).

    217. Демоны явились авве Бвагрию под видом священников и спорили с ним о вере

    Однажды явились авве Евагрию три демона в священнических одеяниях, намереваясь препираться с ним о вере. Один назвал себя арианином, другой — евномианином, третий — последователем Аполлинария. Евагрий, имевший Духа премудрости, легко победил их. Авва умер пятидесяти четырех лет от роду, "скончался вмале и исполнив лета долга," по изречению Писания. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 111).

    218. Явление подвижнику демона в виде отрока-сарацина

    См. также: Псалмопение

    Авва Павел, настоятель монастыря аввы Феогния, рассказывал, что говорил ему один старец-подвижник. "Однажды он сидел в своей келии и занимался рукоделием — плел корзины — и пел псалмы. Вдруг через окно вошел в келию как бы отрок-сарацин и начал плясать. "Старик, хорошо ли я пляшу?" — спросил он. Тот ничего не отвечал. "Как тебе нравится моя пляска, старик?" — снова спросил он. Последовало абсолютное молчание. "Что ж, по-твоему, негодный старик, ты что ль великое дело делаешь? Так я тебе скажу, что ты соврал в шестьдесят пятом, в шестьдесят шестом и в шестьдесят седьмом псалмах." Тогда он встал, повергся перед Богом, и пришедший тотчас исчез." (Луг духовный. С. 190).

    219. Явление демонов иноку в виде ангелов с огненной колесницей и предложение демона поклониться ему, чтобы затем вознести инока на Небо, подобно пророку Илии

    Авва Ор поведал: "Знал я такого человека, к которому явились однажды злые духи в образе небесного воинства и в ангельском одеянии на огненных колесницах и со множеством оружия. Точно собрались на войну против какого-нибудь сильного властителя. И тот, кто казался царем над ними, сказал: "Человек, ты исполнил уже все. Тебе остается только поклониться мне, и я вознесу тебя, подобно Илии." Услыхав это, инок впал в раздумье: "Что ж это значит? Ежедневно поклоняюсь я Спасителю и Царю моему. Если бы это был Он, стал ли бы требовать от меня того, что, как Ему хорошо известно, я делаю беспрестанно?" И тотчас ответил: "У меня есть Царь, Которому я неустанно служу, а ты — не царь мой!" И после этих слов враг никогда более не являлся." (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 29).

    220. Пресвитер Апеллий схватил голой рукой раскаленное железо и бросил его в лицо демона, явившегося к нему в виде красавицы

    См. также: Праведник

    Праведный муж пресвитер Апеллий был по ремеслу кузнецом и изготовлял то, что нужно было для братии. Однажды в безмолвии ночи он занят был своей работой. диавол, приняв вид красавицы, пришел к нему как бы с заказом. Апеллий схватил голой рукой из горна кусок раскаленного железа и бросил ей в лицо. Страшно и пронзительно вскрикнув так, что услышали все жившие по соседству братия, она исчезла, и с тех пор он без всякого вреда стал брать голой рукой раскаленное железо. (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 74).

    221. Демон явился авве Иоанну в образе пресвитера и хотел причастить его, но авва узнал искусителя и отверг его; тогда диавол признался, что подобным обманом ему удалось лишить рассудка одного из подвижников

    Однажды сатана, приняв образ пресвитера, пришел к авве Иоанну и всем видом показывал, будто очень спешит и хочет побыстрее преподать ему Причастие. Но блаженный Иоанн, узнав его, сказал: "Отец всякого обмана и всякого лукавства, враг всякой правды! Ты не только непрестанно обольщаешь души христиан, но и дерзнул надругаться над самими Святыми Таинствами." диавол отвечал ему: "Не удалось мне уловить тебя. Подобным способом я обольстил одного из твоих братии и, лишив рассудка, довел его до сумасшествия. Многие праведники много молились за него и едва смогли привести его в разум." Сказав это, демон удалился. (Лавсаик. С. 137).

    222. Демон, принимая вид аввы Иакова, брал воду у слуги аввы и выливал ее, оставляя подвижника без воды

    Дважды в неделю приносили авве Иакову из-под горы воду. Демон, приняв вид аввы, встречал несущего по дороге и забирал воду; несшему же приказывал идти назад, а воду выливал. Сделав это два-три раза, он заставил авву Иакова страдать от жажды. Измучившись, авва спросил того, кто обыкновенно приносил воду, почему он уже в продолжение пятнадцати дней не приносит ему воды? Тот отвечал: "Я приносил ее три-четыре раза, и ты же брал ее у меня." — "Где, — спросил авва, — я брал у тебя принесенную воду?" Когда слуга показал место, Иаков сказал: "Хотя бы тысячу раз ты видел меня на этом месте, не отдавай сосуда прежде, чем придешь в келию." Таким образом он разрушил злой навет демона. (Блаж. Феодорит. История боголюбцев. С. 176).

    223. Явление преподобному Петру Афонскому демона в образе слуги и его стремление убедить святого вернуться в мир; беседуя с обольстителем, святой произнес имя Богородицы, и демон сразу же исчез

    См. также: Богородица; Подвижник.

    Демон всегда злобен, лукав, хитер, бесстыден. После нескольких поражений он через год после поселения святого Петра на Афоне избрал новое средство к низложению великого подвижника, средство самое хитрое, а потому только горше посрамился он в своих злоухищрениях. Окаянный демон преобразился в одного из слуг святого Петра и явился в его пещеру. С крайним бесстыдством стал обнимать и лобызать своего господина, потом сел и начал беседу, прикрытую самой ловкой и бесстыдной лестью, даже сопровождая ее слезами. "От многих слышали мы, господин мой, честь моя и свет мои, — говорил бес, — что варвары и безбожники, схватив тебя на войне, увели пленным в Самарскую крепость. Вдруг мы слышим, что Он, Всеблагой, извел тебя из той гнусной темницы и под Своим руководством привел в Рим. Но Богу снова было угодно повергнуть нас в глубокую печаль и неутешный плач: нам неизвестно было, куда ты скрылся из Рима. Когда же не могли не только найти тебя, но даже и слышать, что с тобой, мы начали усердно просить великого Чудотворца Николая. Святой Николай, теплый помощник всем с верой призывающим имя его, не презрел нас, недостойных, и скоро открыл нам тебя, сокровенное и многоценное наше сокровище. И вот я, любящий тебя сильнее всех твоих рабов, предварил их и пришел к тебе, моему господину. Само собой ясно, что теперь тебе, господин мой, ничего другого не остается, как принять на себя труд отправиться со мной в наш славный дом и явлением своим в кругу домашних и друзей неизреченно обрадовать их. Ты сам знаешь, как много в нашем месте людей, преданных страстям, которые для обращения от диавольской лести к истинному богопознанию имеют нужду, кроме Бога, еще и в другом каком-либо наставнике. Великая тебе готовится от Бога награда, если ты этих обольщенных диаволом возвратишь законному Владыке Богу." Это и другое и больше того говорил демон. Святой, сам не постигая причины своего волнения во время бесстыдной демонской беседы, начал смущаться и невольно чувствовал неприятный трепет сердца. Но иначе и быть не могло: при демонских явлениях человеку его душа всегда смущается; в присутствии же Ангела Божия она радуется и чувствует неизъяснимое удовольствие. Находясь в этом гнетущем состоянии, святой плакал и, орошая лицо свое слезами, говорил демону: "Знай, человече, что в это место привел меня не Ангел, не человек, а Сам Бог и Пресвятая Богородица, и потому без Их воли я не могу выйти отсюда." Демон, лишь только услышал пресвятое имя Пренепорочной, вдруг исчез, как призрак. Святой Петр не мог надивиться злоумышлению, коварству и дерзости демона и, от всей души возблагодарив Бога и Царицу Небесную, начал снова подвизаться со смирением и сокрушением сердца в молитве, воздержании и посте, так что достиг в меру истинной любви и чистоты ума. (Афонский патерик. Ч. 1. С. 25).

    224. Демон, явившись в образе архангела, стремился вернуть святого Петра Афонского в мир, но как только подвижник произнес имя Богородицы, демон исчез

    См. также: Богородица; Подвижник.

    Однажды сын тьмы, коварный и многокозненный демон преобразовался в ангела света. Дерзко и нагло похитив не принадлежащий ему образ, он с обнаженным мечом в руке встал близ пещеры святого Петра Афонского и сказал ему: "Петр, искренний служитель Христов! Изыди вне, выслушай от меня некие таинства Божии и душеполезные наставления." Святой на то сказал демону: "А ты кто, и откуда пришел и с какими полезными для меня назиданиями явился сюда?" — "Я архистратиг силы Божией, — отвечал демон. — Всемогущий послал меня возвестить тебе некие пренебесные тайны. Мужайся же, крепись и радуйся, ибо уготован тебе неувядаемый венец и божественная слава. Ныне ты должен оставить это место и идти в мир, чтобы от твоего добродетельного жития и высокого учения восприняли пользу и другие души человеческие. В намерении переселить тебя отсюда Господь иссушил и источник воды, из которого ты пил." Для лучшего обольщения святого прехитрый изобретатель зол, злокозненный враг спасения человеческого, попущением Божиим, действительно, тогда воспрепятствовал течению воды. Но святой Петр на надутую лесть падшей гордыни отвечал самым смиренным образом: "Неужели я, смердящий и паршивый пес, стою того, чтоб пришел ко мне Ангел Господень?" А лжеангел в ответ: "Не удивляйся, святе! Ты в нынешние времена своими подвигами превзошел древних святых и пророков Моисея, Илию, Даниила и Иова. Великим ты признан на Небесах за превеликое твое терпение. Илию и Моисея ты превзошел постом, Даниила — житием со смертоносными змеями, а Иова — совершенством терпения. Но выйди отсюда, своими собственными глазами удостоверься в оскудении воды и потом без всякого сомнения иди в мирские монастыри. "Там, — так глаголет тебе Господь Вседержитель, — там Я всегда буду с тобой, и многих тобой спасу." Вот прямая о тебе воля Божия!" Но святой явившемуся самозванцу отвечал: "Знай, что, если не придет сюда Госпожа моя Богородица, Которая посылала меня в это место, и помощник в моих нуждах Святитель Николай, я не выйду отсюда." диавол, как только услышал имя Пренепорочной, тотчас исчез. Тогда блаженный Петр увидел и крайнее злоумышление врага, и беспредельную вражду его против рабов Божиих, а вместе с тем — при державной защите их всемогущей десницей Божией — и все его бессилие перед ними. "Христе Иисусе, Боже и Господи мой! — произнес святой Петр из глубины души после удаления от диавола, — вот враг мой, диавол, яко лев рыкая, ходит, ища поглотить меня, грешного, но Ты, Господи, не оставь меня, во все дни живота моего, всемощной Твоей помощью" (Афонский патерик. Ч. 1. С. 28).

    225. Нападение демона в виде страшного дракона на святого Симона Афонского

    Однажды ночью афонский святой Симон Мироточивый молился. Вдруг является перед ним демон в виде страшного дракона. Зевнув, он хотел проглотить святого, но так как не было на то соизволения свыше, не мог умертвить его, хотя одним ударом хвоста поверг преподобного наземь, ударив так сильно, что святой Симон в совершенном изнеможении едва мог собраться с духом и воспеть с пророком:."..наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою… (Пс. 26, 2);…не слышит и не имеет в устах своих ответа… " (Пс. 37, 14). Между тем страшный дракон не переставал бить его хвостом с намерением, если не совсем умертвить, когда бы допустил это Бог, то, по крайней мере, навести страх и таким образом выгнать его из пустыни. Но вместо страха, несмотря на невыносимую боль, святой Симон обратился к Богу с молитвенным воплем страдальческой души и, зная, что на самом деле это не дракон, а под видом его вооружился сатана, противопоставил ему имя Господа. (Афонский патерик. Ч. 2. С. 437).

    226. Демоны пытались извлечь старца из его жилища, но оставили его, когда он призвал на помощь Иисуса

    См. также: Имя Божие; Нерадение; Помощь Божия.

    Авва Ираклий поведал, что некий старец жил в идольском капище. Пришли к нему демоны и говорят: "Уйди из нашего места." Старец отвечал: "У вас нет места." Демоны начали разбрасывать его ветви, старец терпеливо собирал их. После этого демон, взяв его за руку, повлек из капища. Когда он дотащил старца до дверей, тот другой рукой уперся в дверь и воскликнул: "Иисусе! Помоги мне!" Демон тотчас убежал, а старец начал плакать. Господь сказал ему: "О чем ты плачешь?" Старец отвечал: "Плачу о том, что демоны дерзают владеть человеком и так поступать с ним." Господь сказал ему: "Ты был нерадив. Когда же ты взыскал Меня, видишь, как скоро Я предстал тебе." (Еп. Игнатий. Отечник. С. 246. № 1).

    227. Демон, приняв вид человека, потерпевшего кораблекрушение, столкнул преподобного Филарета в пропасть, но Бог сохранил святого невредимым

    См. также: Помощь Божия.

    Преподобный Филарет не избежал упорной брани и искусов завистливого сатаны, который, не надеясь увлечь его в сети своего адского ловительства обыкновенными средствами, решился низринуть его со скалы в пропасть и таким образом положить конец его подвигам. Для этого сатана принял жалкий вид человека, потерпевшего кораблекрушение. Явившись на одной из соседних прибрежных скал, он жалобно кричал и умолял преподобного сойти и помочь ему в его бедственном положении. Не подозревая тайных покушений врага, преподобный, тронутый несчастьем мнимого человека, спустился к нему, желая узнать, чего он хочет. Едва только он приблизился к нему на отвесный край скалы, сатана столкнул его в пропасть, но не приуспел в своем чаянии. Бог сохранил Своего раба совершенно невредимым. (Афонский патерик. Ч. 2. С. 286).

    228. диавол, явившись юному монаху, самовольно проводившему отшельническую жизнь, первоначально убедил его сходить в соседний монастырь для причащения, а затем вернул его в мир, где монах впал в грех и больше не возвращался в пустыню

    См. также: Келия; Отшельничество

    Жил в миру юноша, живший с отцом и желавший быть монахом. Он упрашивал отца отпустить его в монастырь, но тот не соглашался. Тогда отца уговорили близкие друзья, и он согласился. Юноша, оставив родительский дом, вступил в монастырь. Постригшись в монашество, он начал исполнять монастырские послушания и ежедневно поститься. Потом он стал принимать пищу раз в два дня, наконец, раз в неделю. Настоятель монастыря, видя это, удивлялся и благословлял Бога за его воздержание и подвиг. После некоторого времени юный монах начал убедительно просить настоятеля отпустить его на отшельничество в пустыню. Авва сказал ему: "Сын! Отвергни это помышление, ты не сможешь вынести тяжкого подвига отшельнической жизни, в особенности же — искушений и злохитростей диавола. Если последует искушение, некому будет там успокоить тебя и избавить от возмущений, которые нанесет тебе враг." Но монах еще усиленнее просил об уединении. Авва, видя, что нет никакой возможности удержать его, сотворил молитву и отпустил. Юноша пошел в пещеру и начал безмолвствовать, употребляя в пищу финики, а воду — из источника. Прожил он шесть лет отшельником, никого не видя. И вот приходит к нему диавол в виде старца-аввы. Лицо у него было страшное. Брат, увидев его, испугался, пал ниц и начал молиться, потом встал. диавол сказал: "Помолимся, брат, еще." Они помолились, и, когда окончили молитву, диавол спросил: "Сколько времени ты здесь живешь?" Он отвечал: "Шесть лет." диавол сказал: "Ты мой сосед! А я только четыре дня тому назад узнал, что ты живешь здесь. Моя келия недалеко отсюда, одиннадцать лет я не выходил из нее, вышел только сегодня, узнав, что ты живешь по соседству. При таком известии я подумал: "Схожу к этому человеку Божию и побеседую с ним о пользе для наших душ. Скажу ему и о том, что отшельничество наше не приносит никакой пользы, поскольку мы не причащаемся Святых Тела и Крови Христовых, так что я боюсь, как бы нам не сделаться чуждыми Христу, если мы удалимся от этого Таинства. Да будет тебе известно, брат, что в трех милях отсюда есть монастырь, имеющий пресвитера, сходим туда в воскресный день или через две недели, причастимся Тела и Крови Христовых и возвратимся в наши келии." Совет диавола понравился брату. Когда наступил воскресный день, диавол опять пришел и позвал: "Пойдем, пора." Они отправились в вышеупомянутый монастырь, где был пресвитер. Войдя в церковь, встали на молитву. По окончании молитвы брат оглянулся и, не видя того, кто привел его, подумал: "Куда он ушел? За какой-либо нуждой?" И долго ждал его, но он не приходил. Не найдя, стал спрашивать у братии того монастыря: "Где тот авва, который вошел со мной в церковь?" Они отвечали: "Мы не видели никого, видели только тебя одного." Тогда брат понял, что это был демон, и сказал сам себе: "Смотри, с какой хитростью диавол извлек меня из моей келии. Но что из того? Я пришел для доброго дела: причащусь Тела и Крови Христовых и вернусь в свою келию." По совершении литургии, когда брат хотел возвращаться, его остановил авва того монастыря, сказав: "Не отпущу тебя! Прежде раздели трапезу с нами." По окончании трапезы брат возвратился в свою келию. И вот опять пришел к нему диавол в образе мирского молодого человека, осмотрел его с головы до ног и говорит: "Это он самый!" Потом снова начал смотреть на него. Брат спросил его: "Почему ты так смотришь на меня?" Он отвечал: "Думаю, что ты не узнаешь меня. Впрочем, как и узнать после столь продолжительного времени! Я — сосед твоего отца, сын такого-то. Твоего отца разве не так-то зовут? А имя матери твоей не такое ли было? Сестру твою так-то зовут. Твое прежнее имя было такое-то. Мать и сестра твои умерли уже более трех лет тому назад, а отец умер только что и сделал тебя своим наследником, говоря: "Кому мне завещать имущество, как не сыну, мужу святому, который оставил мир и проводит отшельническую жизнь ради Бога. Ему предоставлю все мои блага." Потом, обратясь к нам, сказал: "Если кто из вас имеет страх Божий и знает, где находится мой сын, пусть известит его, чтоб он пришел сюда, принял имущество и раздал его нищим за свою душу и за мою." Многие отправились искать тебя, но не нашли, а я, придя сюда по своим делам, узнал тебя. Не медли! Пойди продай все и исполни волю отца." Брат отвечал: "Мне не следует возвращаться в мир." диавол сказал: "Если не пойдешь, имущество пропадет, а ты дашь ответ перед Богом. Что плохого в том, что говорю: пойди и раздай имение нищим и сиротам как благой распорядитель, чтоб блудницы и развратные люди не расхитили оставленного бедным? Что отяготительного в том, если ты пойдешь и, во исполнение воли отца, подашь милостыню ради спасения своей души? Потом возвратишься в келию." Обольстив брата, диавол возвратил его в мир. Он проводил его до города и тут оставил. Монах хотел войти в дом своего отца как уже умершего, но сам отец вышел ему навстречу. Увидев сына, отец не узнал его и громким голосом спросил: "Ты — кто?" Монах смутился и не мог ничего ответить. И начал отец его допрашивать, откуда он. Тогда монах в смущении сказал: "Я твой сын." Отец удивился: "По какой причине ты возвратился сюда?" Монах постыдился объяснить истинную причину своего возвращения, но сказал: "Любовь к тебе заставила вернуться, потому что я очень жалел тебя." Он остался в отцовском доме, а по прошествии некоторого времени впал в любодеяние и подвергся тяжкому наказанию от своего отца. Несчастный! Он не прибег к покаянию, остался в мире. По этой причине я говорю, братия, что монах ни при каких обстоятельствах не должен оставлять своей келии, кто бы ни советовал ему это. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 487. № 94).

    229. Видение аввой Макарием сатаны со многими сосудами с едой, которой он искушал братию; вразумление преподобным Макарием инока Феопемпта, подпавшего под влияние демонских обольщений

    См. также: Помыслы

    Авва Макарий жил в глубокой пустыне. Он жил в ней один, отшельником, а несколько ниже была другая пустыня, в которой жило много братий. Однажды старец смотрит на дорогу и видит: идет сатана в человеческом образе и проходит мимо него. Шел он в длинной льняной одежде, которая была вся в дырах. И в этих дырах висели сосуды. Великий старец спросил его: "Куда идешь?" Сатана отвечал: "Иду навестить братию." — "Для чего же у тебя эти сосуды?" — спросил опять старец. Он отвечал: "Несу пищу для братии." Старец спросил: "И все это с пищей?" — "Да, — отвечал сатана, — если кому одно не понравится, дам другое, если не это, так получит третье. Какое-нибудь, конечно, же понравится." Сказав это, он пошел. Старец продолжал смотреть на дорогу до тех пор, пока он не вернулся. Как только старец увидел его, произнес: "Здравствуй!" — "Как же мне здравствовать?!" — отвечал сатана. "Почему же?" — спросил его старец. "Потому что все обошлись со мной сурово, никто не принял меня." Старец спросил его: "И так не оказалось у тебя там ни одного друга?" — "Нет, только один монах у меня там приятель, он слушается меня и, когда увидит, кружится, как ветер." Старец спросил его: "Как зовут этого брата?" — "Феопемпт," — ответил сатана и ушел. Авва Макарий встал и пошел в ту самую пустыню, что располагалась несколько ниже. Братия, узнав об этом, взяли пальмовые ветви и вышли ему навстречу. Между тем каждый из них готовился, думая, что старец остановится у него. Но он спросил, кого из них зовут Феопемптом? Когда нашел его келию, вошел к нему. Феопемпт принял его с радостью. Оставшись с ним наедине, старец спросил его: "Как живешь, брат?" — "Молитвами твоими — хорошо," — отвечал брат. Старец спросил: "Не искушают тебя помыслы?" — "Пока еще нет," — отвечал брат. Он стыдился признаться. Тогда старец сказал: "Вот сколько уже лет я подвизаюсь, и все уважают меня, но и меня, старика, еще беспокоит дух блуда." Феопемпт отвечал: "Поверь, авва, и меня также беспокоит." Старец говорил то же и о других помыслах, будто они искушают его, и брат приходил в сознание. Потом спрашивает его: "Как ты постишься?" Брат отвечал: "До девятого часа." — "Постись до вечера, — сказал старец, — и подвизайся, перечитывай Евангелие и другие писания. Если же придет к тебе помысл, не смотри вниз, но всегда устремляй взор свой горе, и Господь тотчас поможет тебе." Сделав наставление брату, старец пошел в свою пустыню. Наблюдая по-прежнему, старец опять видит того же демона и спрашивает его: "Куда опять идешь?" — "Навестить братию," — отвечал демон. Когда же сатана возвращался, святой спросил его: "В каком состоянии братия?" — "В худом," — отвечал он. Старец спросил: "Почему так?" — "Все они суровы, — сказал демон, — и что всего хуже, тот приятель мой, который слушался меня, не знаю почему, развратился и не только не слушает меня, но сделался всех суровее. Я поклялся не ходить больше туда, разве только иногда." Сказав это, демон оставил старца и ушел, а святой пошел в свою келию. (Достопамятные сказания. С. 140. № 3).

    230. Старец видел диавола, старавшегося различными мечтаниями развлечь братию во время славословия

    Авва Иринеи рассказывал нам, что один старец, живший в скиту, увидел ночью, как диавол раздавал братии грабли и корзины. "Что такое?" — спросил старец. "Готовлю развлечение для братии, — отвечал диавол, — чтобы они были рассеянные во время славословия Бога." (Луг духовный. С. 72).

    231. Преподобному Макарию было показано множество эфиопов, пребывавших в храме во время бдения и старавшихся развлекать монахов различными мечтаниями

    См. также: Богослужение

    Однажды демоны сказали святому Макарию Александрийскому, что без них не обходится ни одно собрание иноков: "Пойди-ка посмотри на наши дела." — "Да запретит тебе Господь, демон нечистый!" — воскликнул Макарий. И, приступив к молитве, он стал просить Господа открыть ему, есть ли сколько-нибудь правды в похвальбе диавола. И после того пошел на торжество всенощного бдения. Там он снова просил Господа о том же. И вот он видит, как по всей церкви прыгают и точно на крыльях перелетают с одного места на другое какие-то, точно недоростки, эфиопы, безобразные на вид. В собрании был такой порядок: один читал псалмы, другие сидели и слушали или отвечали известными возгласами. Рассеявшиеся по церкви эфиопы, подбегая к каждому, точно заигрывали: кому двумя пальцами закрывали глаза, и тот начинал дремать, другому клали палец в рот, и тот уже зевал. Вот окончилось чтение псалмов, и братия поверглись для молитвы перед Богом. Тут перед одним промелькнул вдруг образ женщины, перед другим — какая-нибудь постройка, работа, перед всеми вместе — то одно, то другое. Лишь только злые духи, как актеры в театре, представляли что-нибудь, это тут же входило в сердце молящегося и порождало помышления. Но бывало и так: подбегают злые духи к молящемуся с каким-нибудь обманом и стремглав отскакивают, точно гонимые какой-то силой, и больше уже не осмеливаются останавливаться или проходить мимо таких. Зато к другим, более слабым братиям, они вскакивали на шею, на спину, видно, те невнимательно молились. Видя это, святой Макарий тяжко вздохнул и пролил слезы. Молитвословие окончилось, и святой Макарий пожелал удостовериться в истине видения. Призвав каждого из братии, над которыми в различных видах и образах издевались злые духи, спрашивал их, не думали ли они во время молитвы или о стройке, или о дороге, или о чем-либо другом, соответственно демонским искушениям, и каждый, действительно, признавался в том, в чем обличал его Макарий. Отсюда стало ясно, что все суетные и посторонние помышления, которые овладевают душой во время чтения псалмов или молитвы, порождаются от внушения демонов. Напротив, кто строго хранит свое сердце, от того бегут гнусные эфиопы. Устремленная к Богу и собранная в себе самой душа, особенно внимательная во время молитвы, не воспринимает ничего чуждого, ничего постороннего. (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 103).

    232. Старцу Матфею в видении был показан искуситель, бросавший цветы в братию; те, к кому приставали цветы, оставляли храм и уходили в келию

    См. также: Богослужение; Видение; Храм.

    Старец по имени Матфей был прозорлив. Однажды, стоя на своем месте в церкви, он поднял глаза и посмотрел на братию, певшую по сторонам, и увидел: бес в образе ляха держит цветы, называемые лепками, обходит братию и бросает цветы в них. И если к кому из поющей братии цветок пристанет, тот, ослабев умом, постоит немного и, найдя какую-нибудь причину, уйдет из церкви в келию, заснет и уже не возвращается до конца службы. Если же бес бросит на кого цветок, и он не пристанет, то брат тот крепко стоит в пении, пока не кончится заутреня, и только уже тогда уходит в свою келию. Старец поведал об этом видении братии. (Киево-Печерский патерик. С. 11).

    233. Инок Евфимий видел страшного мурина (негра), который пытался крюком стащить с клироса иноков, имевших намерение покинуть обитель

    См. также: Монах; Прозорливость

    Благочестивый инок Евфимий имел от Господа дар прозорливости. Два брата были дружны, но не духовно, и сговорились тайно покинуть обитель. Во время литургии Евфимий, взглянув на поющих, увидел страшного косматого мурина, который крюком пытался стащить тех братьев с клироса. Крюк срывался, но мурин опять цеплял его за одежды братьев. Мурин несколько раз то исчезал, то появлялся, но совсем пропал только во время освящения Святых Даров. С трепетом смотрел на это старец. После обедни он рассказал преподобному Пафнутию Боровскому о том, что видел. Преподобный призвал иноков, кротко обличил их, и те с раскаянием признались во всем и исправились. (Троицкий патерик. С. 243).

    234. Явление соловецкому монаху Памфилу демона в виде человека с огненными глазами

    Однажды ночью, стоя на молитве, монах Памфил был поражен страшным видением и от насилия ли бесовского или от одного только страха лишился чувств и наутро был найден бесчувственно лежащим на полу. "Я видел тогда, — рассказывал Памфил впоследствии, — стоящего перед окном человека с огненными глазами, дышащего пламенем. Он просился на ночлег. Потом вся келия наполнилась черными воронами, которые с громким карканьем летали и кружились вокруг меня." (Соловецкий патерик. С. 181).

    235. Два беса, явившись соловецкому подвижнику Феофану, начали ломать его келию; когда Феофан повергся на молитву, бесовское устрашение исчезло

    См. также: Помощь Божия.

    Однажды, когда Феофан утром совершал молитвенное правило, явились два беса с грозным видом. "Видите, — кричали они, — не хочет старик исправиться, раскидаем келию и убьем живущего в ней." Старцу показалось, что они стали ломать келию: выбили окна, разбили двери и кричали: "Теперь не уйдет от нас." Старец испугался, пал на землю, прося у Бога помощи и заступления, и бесы скоро исчезли. Помолившись, старец встал и увидел, что келия его цела и невредима. (Соловецкий патерик. С. 151).

    236. Стремление диавола совратить с пути спасения двух учеников соловецкого пустынника Феофана

    См. также: Старец

    Два брата просили соловецкого пустынника Феофана воспринять их от пострижения. Старец согласился, учил их иноческой жизни и молился за них. Однажды во время молитвы нечистый дух, явившись ему, сказал: "Ты, злой старик, молишься об учениках, но не всегда они будут таковы, как при тебе, настанет и наше время" — "Бог не попустит этого," — отвечал Феофан. В другой раз, когда он молился за своих учеников, диавол сказал ему: "Ты свое делаешь, а я свое: одного двумя стрелами поразил, другому шепчу на ухо." Старец опечалился и, призвав своих учеников, нашел у них некоторые малые прегрешения. Научив и вразумив их, отпустил. (Соловецкий патерик. С. 149).

    237. диавол явился к подвижнику Елеазару в образе слуги игумена и передал приглашение игумена Иринарха приехать к нему; Елеазар хотел перед отъездом вкусить пищи и начал читать молитву Господню, во время которой диавол исчез

    Соловецкий игумен Иринарх, глубоко уважая Елеазара, нередко и сам посещал его для духовной беседы и приглашал через слугу к себе в монастырь. Однажды является этот слуга с лошадью, заложенной в сани. Подъехав к окну келии, он передал от игумена поклон и приглашение приехать в монастырь. Елеазар начал собираться в путь и раньше обыкновенного совершил утреннее молитвенное правило. Заметив, что посланный часто уходит из келии во время службы, он спросил его: "Зачем так часто отлучаешься из келии?" — "Лошадь посматриваю, несмирно стоит," — был ответ. По окончании молитвы Елеазар хотел перед отъездом вкусить пищи и угостить приезжего, но лишь только произнес: "И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго," — мнимый слуга мгновенно исчез. С ужасом подвижник взглянул в окно, но на дворе не было даже и следов приезжего. Тогда он понял, что это было искушение от диавола, и возблагодарил Господа Бога, не допустившего посмеяться над ним врагу. (Соловецкий патерик. С. 89).

    238. диавол, явившись подвижнику Иову в образе знакомого ему врача, склонял его ослабить подвижническую жизнь

    Исконный враг людей, желающий погибели душ человеческих, видя подвиги избранных слуг Божиих, не дремлет и старается всячески отвлечь их от спасительного пути. Так, во время смиренного прохождения отцом Иовом послушаний в поварне и трапезе, не однажды являлся ему ненавистник добра — искуситель — в образе известного ему врача и говорил как бы с состраданием: "Возлюбленный! Следует тебе поберечь свое здоровье, чтобы, изнурив плоть трудом и воздержанием, не ослабеть под игом, которое ты взял на себя Христа ради. Бог не желает трудов или поста выше сил, а ищет сердца чистого и смиренного. Ты при своей старости работаешь для черноризцев, как купленный раб, не привыкший к таким трудам. Не следует тебе так трудиться и потому, что ты священноинок. Довольно с тебя и того, что, оставив славу и честь в миру, ты пришел в убожество и принял на себя тяжкие труды ради пищи. Я даже удивляюсь, как ты можешь принимать суровую пищу после сладких брашен. Блюдись, чтобы недуги твои не умножились сверх меры, тогда и я не возьмусь помочь тебе, и ты прежде времени умрешь. Если совета моего не послушаешь, то мне будет очень жаль." — "Хорошо не щадить плоти, чтобы она не восставала на брань с духом, — отвечал отец Иов своему мнимому знакомцу, — впрочем, хотя бы плоть и изнемогала, но сила Божия в немощах совершается. Святой Апостол сказал больше: "Недостойны страсти нынешнего времени к хотящей славе явиться в нас." Пост есть мать целомудрия, ты внимай себе с подобными." Услышав такой ответ, враг тотчас исчез. (Соловецкий патерик. С. 115).

    Деньги

    См. также: Сребролюбие №№ 1077, 1083.

    239. Святой Антоний повелел одному брату, имевшему деньги для собственного употребления, обложить свое тело мясом; звери и птицы напали на него и изранили; когда брат показал свое израненное тело, Антоний сказал, что так же нападают демоны на тех, кто имеет деньги

    См. также: Монашество

    Один брат, отказавшись от мира и раздав свое имение нищим, оставил немного средств для собственного употребления и пришел к авве Антонию. Старец, узнав о том, сказал ему: "Если ты хочешь быть монахом, то пойди в такое-то село, купи мяса, обложи им свое нагое тело и так приди сюда." Когда брат это сделал, то собаки и птицы истерзали его тело. Когда он вернулся к старцу, тот спросил, исполнен ли его совет? Брат показал ему свое израненное тело. Святой Антоний сказал: "Так нападают демоны и терзают тех, кто, отрекшись мира, хочет иметь деньги!" (Достопамятные сказания. С. 8).

    Дерзновение

    См. также: Вера № 120; Молитва №№ 493; 496497; Надежда № 588; Падение № 698; Церковь № 1201.

    240. Дерзновенная молитва аввы Сисоя исцелила ученика

    См. также: Молитва

    Авраам, ученик аввы Сисоя, был однажды искушен от демона. Старец, увидя его падение, встал, простер руки к небу и сказал: "Боже! Угодно ли Тебе или неугодно, но я не отступлю, пока Ты не исцелишь его!" И ученик тотчас исцелился. (Достопамятные сказания. С. 250. № 10).

    241. Своей дерзновенной молитвой авва Палладий воскресил купца, который указал на своего убийцу

    См. также: Воскрешение; Клевета; Молитва праведника; Чудо

    В селении Иммами еженедельно производился торг, на который отовсюду собирались купцы и стекалось бесчисленное множество народа. Там один купец продал свой товар и, собрав золото, хотел ночью уехать. Человекоубийца, увидев собранное золото, был объят безумной завистью и, не смыкая глаз, подстерегал отъезд этого человека. Тот, действительно, после пения петухов, отправился, ничего не подозревая, а разбойник, опередив его и заняв место в засаде, внезапно оттуда выскочил, нанес удар и совершил убийство, присоединив, таким образом, к одному постыдному делу другое. Золото у него взял, а мертвое тело бросил к дверям Палладия Великого. Когда наступил день и разнеслась об этом молва, все бывшие на торге взволновались и, собравшись, взломали дверь у блаженного Палладия с намерением наказать его за убийство. Блаженный муж, окруженный столь великим множеством людей, воззрев на небо и устремив мысль к Богу, умолял Его обличить ложную клевету и открыть истину. Помолившись и взяв лежащего за правую руку, он сказал: "Скажи, юноша, кто нанес тебе удар? Покажи виновника злодеяния и освободи невинного от такой нечестивой клеветы." За словом последовало дело: умерший сел и, осмотрев присутствующих, рукой указал на убийцу. Тут поднялся шум, все изумились чуду и были поражены клеветой. Раздев того злодея, нашли у него нож, обагренный кровью, и золото, ставшее причиной преступления. Это чудо достаточно свидетельствует о дерзновении аввы Палладия перед Богом. (Блаж. Феодорит. История боголюбцев. С. 92).

    Дети

    См. также: Кончина детей № 327; Кощунство № 351; Родители №№ 954, 959; Супруги № 1119.

    Детоубийство

    См. также: Воздаяние праведникам и грешникам № 147.

    242. Вдова, желая, чтобы воин женился на ней, зарезала двух своих детей; за это ее постигла кара — она утонула в море вместе с лодкой

    См. также: Наказание; Чудо

    Вот что рассказал нам авва Палладий. Хозяин одного корабля лично поведал ему, что однажды ему нужно было плыть с пассажирами обоего пола. "Вышли в море. Между тем как другие корабли благополучно поплыли: одни — в Константинополь, другие — в Александрию, третьи — в иные места, и для всех были попутный ветер, мы одни только не могли тронуться в путь и простояли на одном месте целых 15 суток, — так начал он свою историю. — Уныние и даже отчаяние овладело всеми. В особенности же я, как хозяин корабля, сокрушался и о судьбе судна, и о пассажирах. Тогда обратился я с молитвой к Богу. И вот однажды слышится мне голос кого-то незримого: "Брось в море Марию — и совершишь благополучно свое плавание!" Долго я размышлял в недоумении: "Что это значит? Кто такая эта Мария?" И вот снова тот же голос: "Я сказал тебе: брось в море Марию — и вы спасетесь!" Среди размышлений об этом я вдруг вскрикнул: "Мария!" Я ведь и не знал никакой Марии. Женщина, лежавшая на своем ложе, отозвалась на мой зов и спросила: "Что тебе надо, господин?" — "Сделай милость, подойди сюда!" — сказал я ей. Та встала и подошла. Уединившись, я обратился к ней со следующими словами: "Видишь ли, сестра Мария, какой я грешник, и все вы погибнете из-за меня." — "Нет, господин мой, это я, грешница," — глубоко вздохнув, произнесла она. — "Какие же у тебя грехи?" — "Увы, нет греха, которого бы я не совершила, и за мои-то грехи и вы все погибнете." После этого она рассказала следующее: "Я, государь мой, несчастная, была замужем, и у меня было двое детей: одному исполнилось девять лет, другому — пять. Муж мой скончался, и я осталась вдовой. Неподалеку от меня жил воин, и мне захотелось, чтобы он взял меня в жены. Я сама подсылала к нему кое-кого. Воин ответил: "Я не желаю брать женщину, у которой есть дети от другого мужа." Узнав, что он не хочет жениться на мне из-за детей, но вместе с тем любя его, я, несчастная, зарезала своих детей и объявила ему: "Вот, теперь у меня нет никого!" Узнав о моем поступке, воин воскликнул: "Жив Господь Бог мой, Иже на Небесех! Не возьму я ее за себя!" Испугавшись, как бы не открылось мое злодеяние, боясь смерти, я бежала." Выслушав рассказ женщины, я, однако, медлил и не решался бросить ее в море. Дай, думаю, еще испытаю. "Смотри, — говорю ей. — Вот войду в лодку, и если корабль поплывет, знай, что мои грехи — причиной его стоянки." Зову матроса, приказываю: "Спусти лодку!" Схожу в лодку — и ни корабль, ни лодка не двигаются с места. Тогда обращаюсь к женщине: "Сойди-ка ты теперь в лодку." Та исполнила мое требование, и в ту же минуту лодка закружилась и, повернувшись раз пять, пошла ко дну. Между тем корабль понесся с такой быстротой, что в три дня мы совершили плавание, которое продолжалось обыкновенно пятнадцать дней." (Луг духовный. С. 91).

    Доброделание

    См. также: Пресвитер № 902.

    243. Притча аввы Пимена о том, что нужно творить милостыню, хотя бы к ней и примешивалось человекоугодие

    См. также: Милостыня; Человекоугодие

    Брат сказал авве Пимену: "Когда я подаю своему брату немного хлеба или чего другого, то демоны унижают мою милостыню, будто бы она подается из человекоугодия." Старец отвечал ему: "Хотя бы твоя милостыня подавалась из человекоугодия, но мы все же должны подавать нужное." И рассказал ему следующую притчу: "Два земледельца жили в одном месте. Один из них посеял и собрал немного хлеба, хотя и нечистого, а другой, поленившись сеять, не собрал ничего. В случае голода, кто из них будет иметь пропитание?" Брат отвечал: "Тот, кто собрал немного хлеба, хотя и нечистого." Старец сказал: "Так будем же и мы сеять немного, хотя бы даже и нечистого, чтобы не умереть от голода." (Достопамятные сказания. С. 199. № 51).

    244. Притча преподобного Варлаама о трех друзьях, символизирующих собой богатство, близких и добрые дела

    См. также: Богатство; Друзья; Родственники

    "Были, — говорит в одной из своих притч преподобный Варлаам, — у одного человека три друга. Первых двух он особенно любил и до самой смерти готов был жертвовать для них всем. К третьему же относился с небрежением и питал мало расположения. Но вот случилось, что к этому человеку являются от царя воины и с угрозами велят ему скорее прибыть к царю, чтобы отчитаться в долге в десять тысяч талантов серебра. Не имея ничего, чем бы он мог расплатиться, пошел он искать помощи у своих друзей. Приходит к первому, рассказывает о своей беде и просит помочь. Но друг, которого он так любил, говорит: "Я тебе не друг и не знаю, кто ты, у меня теперь без тебя много друзей, и я иду с ними веселиться. А когда этих не будет, другие появятся. На вот тебе, пожалуй, два рубища, оденься в них, а больше от меня ничего не жди." Тогда человек пошел к другому своему другу, которого тоже очень любил, и сказал: "Вспомни, как я дорожил твоей дружбой и какой ты от меня сподоблялся чести. Теперь я нахожусь в скорби и в великой беде, помоги мне." Тот отвечал: "Сегодня я занят, да и сам пребываю в горе. Пожалуй, провожу тебя немного до царя, но больше ничего от меня не жди." Так человек с пустыми руками вернулся от своих самых близких друзей. Пошел к третьему другу, которым он до сих пор почти что пренебрегал. Вошел к нему с унылым и пристыженным лицом и сказал: "Не смею и уст раскрыть, чтобы говорить с тобой, потому что никакого добра я тебе не сделал и никакого почтения никогда не оказал, но пришло и ко мне горе великое, и не к кому обратиться, кроме тебя, за помощью. Был у своих друзей, те отказали мне; если можешь, помоги сколько-нибудь и забудь мое пренебрежение к тебе." Друг этот отвечал: "Что же, я, действительно, считаю тебя близким мне человеком и, помня твое малое добро, сделанное для меня, теперь с лихвой возвращу его тебе. Не бойся, я упрошу царя, и он не предаст тебя в руки врагов, мужайся, мой возлюбленный, и не скорби." Тогда человек со слезами воскликнул: "Увы мне! Что вперед начну оплакивать: то ли, что втуне я оказывал почтение и любовь неблагодарным друзьям, или небрежение, с которым по неразумию я относился к истинному и нелицемерному другу?" Что значит эта притча? Первый друг есть пагубная алчность к наживе и само тленное богатство, которое покидает человека, когда он при смерти, и дает ему только два рубища на погребение: рубашку и саван. Второй друг — это семейные и друзья, которых мы часто любим до забвения Бога, но и от них при смерти мало пользы, ибо они проводят человека только до могилы, а потом среди своих забот и попечений также позабудут его. Третий же друг — это наши добрые дела, которые, несомненно, станут, так сказать, ходатаями за нас перед Богом по разлучении души от тела, умолят за нас Бога и помогут свободно пройти воздушные мытарства. Они-то, следовательно, и суть истинные наши друзья, помнящие и малое наше благотворение и с лихвой за них воздающие." (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 623).

    245. Доброе дело нужно доводить до конца

    См. также: Больной; Награда; Подвиг служения ближним; Терпение.

    Один инок по имени Евлогий встретил на улице нищего, у которого были парализованы руки и ноги, сжалился над ним и в душе дал перед Богом такое обещание: "Господи, во имя Твое возьму себе расслабленного и буду покоить его до смерти, чтобы ради него спастись. Дай мне терпение послужить ему." Затем предложил расслабленному поселиться у него в доме и, когда тот согласился, взял его к себе. Прошло пятнадцать лет. В продолжение этого времени Евлогий служил расслабленному, как отцу, берег его, мыл, кормил, сам переносил с места на место. Позавидовал диавол такому терпению Евлогия и, желая лишить его достойной награды, вложил в сердце расслабленного гнев и злобу. И вот, до той поры кроткий убогий начал всячески хулить и поносить Евлогия и, несмотря ни на какие с его стороны увещевания и мольбы, довел его, наконец, до того, что Евлогий пришел в отчаяние. "Что мне делать? — говорил он знакомым инокам. — Расслабленный меня довел до крайности. Оставить ли его без помощи? Боюсь нарушить обещание, данное перед Богом. Поступать, как прежде? Но ведь он не дает мне покоя ни днем, ни ночью." Иноки предложили ему обратиться за советом к Антонию Великому, и Евлогий послушался их. Антоний ему и расслабленному сначала сделал увещевание жить в мире и в заключение обоим сказал: "Искушение, дети, пришло к вам от сатаны, ибо вы оба близки к смерти и достойны получить от Бога венцы. С этого дня не смущайтесь ничем. Иначе Ангел может застать вас в злобе друг против друга и лишить награды." Убежденные святым Евлогий и расслабленный прожили после того в мире только четырнадцать дней, затем скончался Евлогий, а через три дня последовал за ним и расслабленный. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 43).

    246. О добродетельной жизни шорника Захарии

    См. также: Воспоминание о геенне огненной; Милостыня; Целомудрие

    Некто Иоанн, житель Царьграда, раздав свое богатое имение нищим, только и знал, что ходил в храм Божий молиться. Однажды ночью он пришел ко храму Святой Софии и, найдя церковные двери запертыми, лег отдохнуть на паперти. По прошествии некоторого времени видит он светлую зарю, предшествующую некоему мужу. Обрадовался Иоанн этому видению и притаился, желая узнать, что будет дальше. Дивный тот муж, подойдя к церковным дверям, повергся на порог и долго молился. Запертые двери отворились сами собой. Он вошел в храм и пал на помост перед иконой Богоматери, и во все время молитвы от него исходил необыкновенный свет. Затем он подошел к Царским вратам, которые тоже отворились для него сами собой. Помолившись в алтаре с воздеянием рук, он вышел из храма, и двери затворились за ним так же, как и отворились, сами собой. Иоанн, желая узнать, кто был этот чудный муж, пошел за ним и, войдя в его убогую хижину, повергся к его ногам и со слезами умолял открыть ему, кто он и каковы его добрые дела. "Раб Божий! — попросил Иоанн. — Открой мне свою богоугодную жизнь, ибо я видел чудные действия твоей молитвы." — "Прости меня, старче, Господа ради, — отвечал тот дивный муж, — ты видел привидение, а не истину: я человек грешный, никакого доброго дела не имею; я неученый ремесленник, усмарь (шорник), имя мое Захария." — "Заклинаю тебя Богом, — неотступно взывал к нему Иоанн, — не скрывай своих высоких добродетелей, поведай мне истину." Тогда Захария, встав со своего места и поклонившись Иоанну до земли, держал такую речь: "Брат мой! Во всю свою жизнь я ни о чем столько не думал, как о содеянных мной грехах, и, ежечасно представляя себе огонь геенский, уготованный грешникам, каждую ночь хожу в храм Божий умолять Господа о помиловании меня от этого страшного огня. Эта женщина, которую ты видишь, моя жена, и она — непорочная дева. Под предлогом неплодства мы скрываем от людей чистоту нашего тела. Наконец, у меня есть три с половиной сребреника, на эту сумму я покупаю кожу, из которой делаю конскую сбрую. Получая на пропитание единственно от этого ремесла, я разделяю вырученные за изделия деньги на две части: одну — большую — отдаю моему Христу через руки нищих и убогих, а другую — меньшую — оставляю на собственные надобности." (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 186).

    Добродетели

    См. также: Милость к себе № 442; Подвиг ложный № 743; Праведник № 854; Спасение № 1073.

    Добросовестность

    247. Отшельник, получив даром книгу, до тех пор не успокоился, пока своим трудом не заработал деньги и не отдал их за книгу

    См. также: Честность; Совесть

    В окрестностях святого Иордана жил отшельник, по имени Феодор. Однажды он пришел ко мне в келию и обратился со словами: "Сделай милость, авва Иоанн, поищи мне книгу, содержащую весь Новый Завет." Расспросив, я узнал, что авва Петр, бывший потом епископом в Халкидоне, имеет такую книгу. Прихожу к нему и спрашиваю его о книге. Он показал мне Новый Завет на прекрасном пергаменте. "Сколько стоит?" — спрашиваю. "Три номисмы, — говорит авва. — Ты сам, что ли, желаешь купить или другой кто-нибудь?" — "Нет, отче! Отшельник желает иметь ее." — "Если отшельник, — говорит авва Петр, — то возьми ее даром. Возьми вот и три номисмы. Если книга понравится ему, пусть возьмет. Если же не понравится, то купи ему на эти деньги какую он пожелает." Взяв книгу, я отнес ее отшельнику. Тот получил книгу и удалился в пустыню. Прошло два месяца, и отшельник снова пришел ко мне. "Знаешь, авва Иоанн, меня беспокоит мысль, что я даром получил книгу." — "Не беспокойся, — говорю ему, — авва Петр богат и добр. Он рад этому." — "Да я-то не успокоюсь, пока не заплачу." — "Но имеешь ли ты деньги?" — спрашиваю его. "Нет, — отвечал отшельник. — Но ты дай мне надеть власяницу." Отшельник был наг. Я дал ему власяницу, старый головной покров, и он пошел, нанялся работать при озере, которое устраивал на Синае Патриарх Иерусалимский Иоанн. Получая ежедневно плату в пять фолер, он ходил в Илиотскую лавру и ел только по десять бобов, несмотря на то, что трудился целый день. Когда из получаемой платы у него составилась сумма в три номисмы, он сказал мне: "Возьми деньги и отдай за книгу. Если же авва Петр не пожелает, возврати книгу." Я пошел и рассказал авве Петру. Тот не хотел брать ни денег, ни книги. Однако я уговорил его взять деньги и не отвергать труда отшельника. Возвратившись, я снова вручил книгу отшельнику, и он с радостью удалился в пустыню. (Луг духовный. С. 161).

    Доброта

    См. также: Кротость № 362; Нестяжательность № 665.

    Доверие к ближнему

    248. Доверяя своему ученику, авва Аммой никогда не позволял себе смотреть, что делает ученик во внутренней келии

    См. также: Ближний

    Авва Аммой был болен в течение нескольких лет. Ему, как больному, приносили многое. Приносимое складывалось во внутреннюю келию. Он лежал на одре и ни разу не позволил помыслу сосредоточиться на внутренней келии, посмотреть, что там находится. Когда его ученик Иоанн входил в эту келию и выходил из нее, авва закрывал глаза, чтобы не видеть, что делает ученик во внутренней келии, зная, что Иоанн — истинный монах. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 66. № 2).

    Долг

    См. также: Любовь к ближним № 389.

    Должник

    См. также: Любовь к ближним № 389.

    Дружба

    См. также: Муки вечные № 570; Самопожертвование № 976.

    249. Истинная дружба побудила монаха идти в мир за согрешившим другом нести многие труды ради него и своего пропитания; своим самопожертвованием он, по слову аввы Авраамия, приобрел душу брата; они вернулись назад в пустыню, и согрешивший брат, принеся покаяние, скончался

    См. также: Блудная брань; Любовь к ближним; Самопожертвование; Товарищество

    Отшельник авва Иоанн, по прозвищу Огненный, поведал нам то, что авва Стефан Моавитский рассказывал ему: "Однажды мы были в монастыре великого вождя иноков святого Феодосия. Там были два брата, давшие друг другу клятвенное обещание не разлучаться ни в жизни, ни в смерти. В обители они всем были примером для назидания. Но вот один из них подвергся плотской брани и, будучи не в силах побороть ее, сказал другому: "Отпусти меня, брат! Похоть плоти одолевает меня, и я решился уйти в мир." Тот начал уговаривать его: "Не губи, брат, своего подвига." — "Или ты иди вместе со мной, чтобы мне удовлетворить страсть, или отпусти меня одного." — возразил тот. Не желая отпустить его одного, брат пошел вместе с ним в город. Подвергшийся плотской брани зашел в дом блудницы, а другой брат стоял вне, посыпав голову пеплом, и сильно страдал. Впавший в блуд, совершив преступление, вышел из дома. Другой начал говорить ему: "Какую пользу получил ты, брат, от греха? Не причинил ли, напротив, вред? Пойдем обратно на свое место." — "Нет уж, я не могу идти в пустыню. Ты иди туда, а я останусь в миру." Напрасны были все усилия, чтобы убедить его вернуться в пустыню. И брат решился сам остаться с согрешившим в миру, и они оба начали трудиться для своего пропитания. В то время авва Авраамий строил свой монастырь, так называемый Византийский. Незадолго до этого он устроил монастырь в Константинополе, называемый Авраамиев, а впоследствии ?н был архиепископом в Ефесе. То был добрый и кроткий пастырь. Придя к нему, два брата нанялись работать на строительстве монастыря. Впавший в блуд получал плату за двоих и каждый день отправлялся в город, где тратил деньги на распутство. Между тем другой постился все эти дни, молча делал свое дело и не говорил ни с кем. Мастера, видя ежедневно, что он не ест и не пьет и весь сосредоточен в себе, доложили обо всем святому авве Авраамию. Великий Авраамий позвал труженика к себе в келию и обратился к нему с вопросом: "Откуда ты, брат, и каково у тебя занятие?" Тот открылся ему во всем, заключив: "Ради брата я терплю все это, да видит Бог скорбь мою и да спасет его." — "И Господь даровал тебе душу брата твоего!" — выслушав все произнес Авраамий. Лишь только авва Авраамий отпустил работника, и тот вышел из келии, как перед ним оказался его брат. "Возьми меня в пустыню, — воскликнул он, — да спасется душа моя!" И немедленно они удалились в пещеру близ святого Иордана и затворились там. Прошло немного времени, и согрешивший брат, премного усовершенствовавшись в духе перед Богом, скончался. А другой остался в той же пещере, согласно клятве, чтобы и самому скончаться там же." (Луг духовный. С. 118).

    Друзья

    См. также: Доброделание № 244.

    Духовник

    См. также: Осуждение духовника № 689; Старец № 1084; Старец неискусный № 1101.

    Дух Святой

    См. также: Дары № 205; Монах № 522; Пресвитер № 900; Причастие № 911.

    Душа

    См. также: Кончина лжеправедника и праведника № 328; Кончина детей № 327; Кончина праведника №№ 331, 333, 339, 340, 342343.

    диавол

    См. также: диавол № 322.

    Диакон

    См. также: Нерадение № 656.

    250. Диакону авве Феодору было показано, что диакон должен быть подобен огненному столпу

    Рассказывали об авве Феодоре. Будучи в скиту, он не хотел принимать диаконского служения и скрывался в разных местах. Старцы однажды привели его и говорят: "Не отказывайся от диаконства." Авва Феодор ответил им: "Дайте мне помолиться Богу, не откроет ли Он, должно ли мне стоять на месте служения." Молился он Богу и говорил: "Если есть воля Твоя, чтобы стал я на место диаконского служения, открой мне это!" И был показан ему огненный столп, простиравшийся от земли до неба, и голос говорил: "Если ты можешь быть таков, как этот столп, пойди и служи." Услышав это, Феодор решил не брать на себя диаконского служения. Когда пришел он в церковь, братия, поклонившись ему, сказали: "Если ты не хочешь служить, то, по крайней мере, держи чашу." Но он и этого не принял, говоря: "Если вы меня не оставите в покое, то уйду отсюда." После этого они оставили его в покое. (Достопамятные сказания. С. 285. № 23).








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке