• Чародейство
  • Человеколюбие
  • Человекоугодие
  • Честность
  • Чёрная магия
  • Чистота
  • Чудо
  • Ч

    Чародейство

    1210. К монаху, читавшему гадательную книгу, ночью явился демон и предложил свои услуги; когда же монах отказался поклониться демону, тот нанес ему сильный удар

    См. также: Гадание; Чародейство № 1210; Наказание.

    Монах в Веррии случайно увидел гадательную книгу и, с любопытством разбирая тайны сатанинского гадания, невольно увлекся ею. Это не прошло даром. В следующую ночь он увидел перед собой эфиопа исполинского роста, который говорил: "Ты меня призывал, и вот я. Что тебе угодно, — все исполню, только поклонись мне." — "Господу Богу моему поклоняюсь и Тому Единому служу" (Мф. 4, 10). — "Так ты не поклонишься мне? Для чего же призывал меня, позволяя себе чтение моих гадательных тайн?" С этими словами сатана дал сильную пощечину иноку и исчез. Чувства боли и страха пробудили инока, щека его распухла и почернела так, что страшно было смотреть. С каждым днем боль усиливалась и обезображивала инока. От опухоли стало не видно глаз. Осведомившись о причине столь странной болезни, знакомые иноки дали знать об этом преподобному Дионисию, который тотчас явился и по совершении молитвы к Богу и Божией Матери помазал елеем больное место. Инок тотчас исцелел и прославил Бога. (Афонский патерик. Ч. 2. С. 48).

    1211. Отрок, произнеся имя Святой Троицы, разрушил все бесовские чародейства

    См. также: Имя Божие

    В Константинополе был чародей, который хотел привлечь к служению бесам одного христианского отрока. Чтобы показать ему силу и величие бесовского князя, чародей увел отрока за город в ненаселенное место. Там обольщенному отроку стал мерещиться большой город с железными воротами. Чародей вошел с отроком в воображаемый город и привел его в стоящий посреди него храм. При входе в храм отрок увидел много горящих светильников, на высоком престоле сидел некто подобный царю, его окружали многочисленные слуги. Это был бесовский князь, который радостно приветствовал чародея, посадил его рядом с собой и спросил, для чего он привел отрока? Чародей отвечал: "Мы — твои слуги, и он хочет быть твоим." Сатана спросил отрока: "Мой ли ты слуга?" Отрок воскликнул: "Я служитель Отца и Сына и Святого Духа." От этого возгласа вдруг пал с престола сатана, пали и все окружавшие его, погиб чародей, исчезли и город-призрак, и храм-призрак. Отрок остался один посреди поля и, увидев около себя коня, поспешно возвратился в город и рассказал все, что с ним было. (Пролог. Декабрь, день 2. Л. 3).

    1212. Чародей достиг того, что всем, кто смотрел на благочестивую женщину, она представлялась лошадью; преподобный Макарий разрушил чародейство и объяснил, что оно было попущено потому, что женщина не причащалась

    См. также: Демонские козни; Причастие

    Один распутный египтянин воспылал любовью к благородной женщине, которая была замужем. Не успев обольстить ее, потому что она была верна своему мужу, за которого вышла девой, бесстыдный прибег к помощи чародея. Он сказал ему: "Или заставь ее любить меня, или сделай так, чтобы муж бросил ее." Чародей, получив от него хорошую плату, пустил в ход свои чары и заклинания. Но не сумев возбудить любви в ее сердце, он сделал так, что всем, кто смотрел на нее, она казалась лошадью. Муж ее, придя домой, увидел свою жену в образе лошади. Когда привели ее к Макарию Египетскому, он, благословив воду и облив женщину с головы, помолился над ней и тотчас сделал так, что все смотревшие на нее увидели в ней женщину. Человек Христов дал ей следующее наставление: "Никогда не прекращай посещать церковь, никогда не уклоняйся от приобщения Христовых Тайн; несчастье случилось с тобой оттого, что ты уже пять недель не приступала к Пречистым Тайнам Спасителя нашего." (Лавсаик. С. 51).

    1213. Слуга, пылая страстью к девице, по совету чародея письменно отрекся от Христа и предался сатане; под действием сатаны девица воспылала страстью к слуге, и он женился на ней; со временем жена обнаружила отречение мужа и привела его к святителю Василию Великому. После пребывания в затворе, молитв общественных за отрекшегося и усиленного ходатайства за него святителя Василия рукописание отречения было возвращено ему

    См. также: Блудная брань; Молитва праведника; Молитва общая; Отречение от Христа; Покаяние.

    Жил в Царьграде некий вельможа, имевший единственную дочь, которую хотел посвятить на служение Богу. диавол, не терпя желания вельможи, возбудил в одном из его слуг страсть к девице, и этот слуга, желая во что бы то ни стало жениться на ней, пошел к одному из чародеев просить совета и помощи. Тот направил юношу-слугу к сатане, который спросил его: "Веруешь ли в меня?" — "Верую," — сказал юноша. Сатана продолжал: "Да вы все веруете в меня, когда нуждаетесь в моей помощи, а когда я помогу вам, опять идете к своему Христу. Напиши мне собственноручно, что ты отрекаешься от Него навсегда, и тогда я исполню твое желание." Юноша удовлетворил сатанинское желание, а сатана удовлетворил желание юноши. Возбуждаемая бесами, дочь вельможи, в свою очередь, почувствовала непреодолимую страсть к слуге и стала просить отца, чтобы он отдал ее за него замуж. Сколько ни возражал ей отец, сколько ни плакал, сколько ни умолял оставить свое намерение, дочь оставалась непреклонной и заявила отцу, что она наложит на себя руки, если не будет женой слуги. Отец тогда уступил и отдал дочь юноше. Сначала все шло хорошо. Но затем соседи стали замечать, что юноша не ограждает себя крестным знамением, не ходит в церковь, не причащается Святых Тайн. Они сказали об этом дочери вельможи, и та поняла весь ужас своего положения, но, к счастью, после первых приступов отчаяния образумилась. Она привела своего мужа к святителю Василию Великому, а он, услышав полное признание от юноши во всем и полное раскаяние, удалил его в одну из келий и заповедал молитву и пост, вместе с тем и сам стал молиться за него. Прошло несколько дней. Святитель Василий пришел к юноше и спросил его: "Как ты чувствуешь себя, сын мой?" — "В великой беде нахожусь, отче, — отвечал юноша, — ибо бесы совершенно не дают мне покоя." Святой сказал: "Не бойся, чадо, только веруй!" — и, оградив юношу крестным знамением, оставил его. Придя же к нему еще через несколько дней, Василий опять спросил: "Как себя чувствуешь?" — "Ничего, отче, — отвечал юноша, — теперь я только издали слышу вопль бесов, сами же они не мучают меня." Прошло сорок дней после заключения, и святой Василий пришел к юноше и снова спросил: "Ну, как себя чувствуешь, брат?" — "Теперь, слава Богу, отче, ныне ночью я видел себя боровшимся с диаволом и одолевшим его."

    После этого святитель собрал весь церковный клир и множество христиан и провел с ними всю ночь в молитве о юноше. На другой день с пением псалмов привел юношу к церкви. Тут диавол со страшной силой напал на того, так что юноша стал кричать: "Святой Божий, помогай мне!" Василий сказал диаволу: "Неужели мало тебе одной твоей погибели, за что же мучаешь других?" диавол отвечал: "Обижаешь меня, Василий! Не я к нему пришел, а он ко мне, и его писание, которое у меня в руке, я покажу на Суде общему Судии." Святитель сказал: "Благословен Господь Бог мой! Эти люди не опустят к земле своих простертых к небу рук до тех пор, пока не возвратишь ты мне рукописание юноши." И, обратившись к народу, воскликнул: "Поднимите ваши руки к небу, вопия со слезами: "Господи, помилуй!" И все встали на молитву с воздетыми к небу руками. Во время молитвы, к изумлению всех, рукописание юноши слетело с церковного купола и было взято Божиим святителем. Все исполнились необычайной радости, прославили и восхвалили Бога. А Василий, показав рукописание юноше, спросил его: "Знаешь ли, брате, чья эта расписка?" — "Ей, святой Божий, моей рукой написана," — отвечал юноша. Затем святитель на виду у всех разорвал рукописание, ввел юношу в церковь и сподобил Святого Причащения. Юноша и жена его после этого вышли из церкви, громко хваля и благодаря Бога. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 335).

    1214. Инок, питавший ненависть к преподобному Афанасию Афонскому, не мог причинить ему вреда волхвованием

    Брат, подвигнутый действием диавола на ненависть к преподобному Афанасию Афонскому, задумал убить его, но, не зная, как преуспеть в этом преступнейшем замысле, он предался волхвованию и чарованиям. Однако ж, к своему удивлению, увидел, что все чары против незлобивого отца не имеют никакого успеха. Этот жалкий инок случайно спросил своего брата: "Могут ли иметь какое-нибудь действие на человека чарования?" Брат отвечал: "На человека благочестивого и живущего по Боге волхвования не имеют никакого действия." Услышав это, омрачившийся злобой брат пришел в себя. Зная же о незлобии святого к подобному себе отцеубийце, явился к нему и, припав к его ногам, с великим рыданием исповедал ему свой грех и просил у него прощения, что и получил от того, который подражал Возлюбившему грешный мир даже до крестной смерти. Таков был Афанасий к согрешающим против него. (Афонский патерик. Ч. 1. С. 106).

    1215. Простолюдин, отказавшийся принять чародея, был исцелен от болезни святым мучеником Никитой

    См. также: Вера; Исцеление; Молитва услышанная; Надежда; Наказание; Помощь Божия; Явление святого

    Брат преподобного Иосифа Волоколамского, отец Вассиан, впоследствии архиепископ Ростовский, рассказал следующее. Однажды он стоял в московском Успенском соборе и увидел там поселянина, который прилежно молился святому мученику Никите и спрашивал, где находится его икона. Видя его веру и необычайность его молитвы, отец Вассиан спросил поселянина о причине его молитвы. Поселянин отвечал, что когда он долгое время тяжко болел, то молился и призывал на помощь великого мученика Никиту. Родственники неоднократно советовали ему пригласить в свой дом чародея, но поселянин не хотел этого и усердно молился мученику Никите. Однажды ночью, когда в доме все спали, он услышал, что двери отворяются, и увидел светлого мужа, который приблизился к нему и сказал: "Встань." Поселянин же отвечал: "Не могу, господин." Явившийся опять сказал: "Вставай." Поселянин пошевелился и понял, что он здоров. Он встал и поклонился явившемуся до земли. В тот момент, когда поселянин поднимался, он увидел летящего, подобно птице, черного человека с огненным мечом в руке. Этот черный человек своим мечом хотел поразить поселянина. Светоносный же муж запретил ему и сказал, что поражать надо не этого, но тех, кто ходил к чародеям, и при этом он назвал имена людей из их села. После этого черный муж исчез, а поселянин спросил светлого мужа: "Господин, кто ты?" — "Я мученик Христов Никита и послан от Христа исцелить тебя за то, что ты не ввел в свой дом чародея, но на Бога полагал всю надежду и меня призывал на помощь. И вот Бог прилагает к твоей жизни еще двадцать пять лет." После этих слов святой мученик Никита стал невидим. Утром поселянин рассказал всем о случившемся, и все прославили Бога и святого мученика Никиту. Поселянин послал узнать, что стало с теми людьми, имена которых назвал святой мученик, повелевая черному мужу поразить их за посещение чародеев. Выяснилось, что они умерли в ту ночь. При этом поселянин добавил, что с того времени прошло уже пять лет, и все прославили Бога, избавляющего Своих верных рабов от бед и смерти. (Волоколамский патерик. Л. 10).

    1216. Бутылка с вином в доме крестьянина-чародея превратилась в песок после того, как священник благословил ее

    См. также: Благословение; Вино; Крестное знамение; Молитва

    Священник села Локотни Можайского уезда Никита Маркович Чеснов, рассказал нам из своей жизни о следующем случае. "В моем приходе, — говорил он, — был один крестьянин, человек зажиточный. Он торговал лесом. О нем по всему приходу ходил слух, что он занимается чернокнижием или колдовством. Когда настал Великий пост, этот крестьянин пришел ко мне на исповедь. Как пастырь, заботящийся о своих словесных овцах, я осторожно коснулся в беседе этого распространившегося в народе слуха. Выслушав меня, он помрачнел, сделался, как черная туча. Вскоре после этого я слышу, что он стал распространять лично обо мне враждебные толки и приписывать мне то, к чему я по милости Божией не был причастен. Настал день Святой Пасхи. Я прибыл в дом этого крестьянина с иконами. Принял он нас всех ласково и внимательно, а по окончании молебна всему причту предложил откушать у него хлеба-соли. Лично я чувствовал в глубине своего сердца какое-то смущение, и мне не хотелось оставаться у него на угощении. Но видя по глазам причта непреодолимое желание остаться, — в комнате стоял накрытый стол, сервированный по-городскому, — жаль мне стало, что я лишаю собратьев такого удовольствия. Вопреки желанию, я согласился на предложение хозяина. Когда я читал молитву Господню перед вкушением пищи, то по какому-то внушению произносил молитвенные слова с особенной силой и верой, мысленно прося у Господа себе покрова и заступления. Когда прочитана была молитва, хозяин любезно спросил меня: "Батюшка, можно вам предложить что-нибудь из этих напитков?" Я попросил налить мне рюмку рябиновки. Когда хозяин наливал ее, я в глубине души помолился Господу, чтобы Он силой креста Своего сохранил меня от всех бед и напастей. Хозяин уже доканчивал наливать рюмку, как я, осеняя ее крестным знамением, произнес мысленно слова: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа." В этот самый момент бутылка в руках хозяина и рюмка превратились в песок, а водка — как бы в пыль. Как-будто бы кто сильным молотом ударил посуду. Хозяин весь затрясся и оцепенел, а мы все в смущении духа попрощались с ним, встали и ушли из его дома." (Троицкие листки с луга духовного. С. 118).

    Человеколюбие

    См. также: Любовь к ближним №№ 375403.

    Человекоугодие

    См. также: Богоугождение №№ 9495; Гордость №№ 189190; Доброделание № 243; Мудрость № 559.

    Честность

    См. также: Добросовестность № 247; Мать № 425; Незлобие № 628.

    1217. Найдя на рынке кошелек с деньгами, старец дождался потерявшего и отдал ему все деньги

    См. также: Слава человеческая

    Некто из святых по имени Филагрий, живя в иерусалимской пустыне, прилежно занимался работой и тем добывал себе пропитание. Однажды, когда он стоял на рынке и продавал рукоделие, то увидел оброненный кошелек с тысячью монет. Старец остановился на том же месте, говоря: "Конечно, потерявший воротится." И вот потерявший идет и плачет. Старец отвел его в сторону и отдал ему кошелек. Тот задержал старца и хотел дать ему часть найденных денег, но авва не принял. Тогда потерявший начал кричать: "Пойдите посмотрите, что сделал человек Божий?" Но старец уже скрылся, вышел из города, не желая прославиться. (Достопамятные сказания. С. 279).

    1218. Крепостной, вернувший господину потерянные деньги, был выкуплен им на волю и сторицей вознагражден

    В Москве был известный содержатель разгонных ямских лошадей, некто Эчкин. Предок его был крепостным крестьянином, который зимой ездил в извоз и платил за это помещику соответствующий оброк. Однажды в марте месяце, когда санный путь уже прекращался, извозчик стоял на Глинном проезде напротив Государственного банка. Оттуда вышел какой-то господин средних лет с розовым узелком в руках. Подозвав извозчика, он указал ему адрес. Извозчик привез своего нанимателя, получил условленную плату и поехал на постоялый двор. Этот его выезд был последним, так как дорога совсем испортилась из-за наступившей оттепели. На постоялом дворе он распряг лошадь, обмахнул сани, накрыл их рогожей и попросил товарища при случае поднять их на сушилку вверху сарая, а сам вскоре уехал в деревню на все лето. Зимой он приехал в город и снова начал заниматься извозом. Когда он снял сани с сушилки и начал их обмахивать и чистить, то поднял подушку и открыл ящичек под сиденьем. И тут он заметил тот самый розовый узелок, который был в руках пассажира у Государственного банка. Когда он развернул платок, то увидел в нем много крупных ассигнаций и свертки золота. Все это привело его в великое смущение. Что же делать? В душе он был истинным христианином, и совесть подсказывала ему, что чужое Богом не благословляется. Немного погодя, он отправился по тому адресу, куда последний раз прошлой весной отвозил пассажира. Позвонил он в парадную дверь и на вопрос вышедшего к нему человека ответил, что ему нужен хозяин. Слуга сказал, что хозяин справляет день своего Ангела и занят с гостями. Извозчик усердно просил его доложить и сказать, что если барин его не примет, то сам же потом будет жалеть. Вскоре вышел хозяин дома и удивленно и радостно признал: "Да, это мой узелок. Здесь капитала двенадцать тысяч."

    Когда выяснилось, что все деньги целы, хозяин за великую честность извозчика определил ему, как и полагается по закону, третью часть найденного. Извозчик тогда начал отказываться, говоря, что денег этих он взять не может, потому что крепостной крестьянин. Если помещик узнает, что у него есть деньги, то не успокоится до тех пор, пока не отберет все до последней копейки. После короткого раздумья господин сказал: "Да, ты прав. А как фамилия твоего помещика?" Крестьянин назвал фамилию. Тогда хозяин, указывая на узелок, сказал извозчику: "Твоя доля будет в целости и сохранности. Ты же через месяц приди ко мне." Затем взял извозчика под руку, ввел его в зал, переполненный гостями, и сказал во всеуслышание: "Перед вами человек, у которого душа золотая." И рассказал гостям эту историю. Все гости были приятно изумлены бескорыстием извозчика и тут же стали обещать ему кто лошадей, кто пролетку, кто экипаж, а хозяин дома все обещания гостей записывал в тетрадь. После этого извозчика усадили за обеденный стол вместе с гостями и по окончании обеда отпустили с миром. Ровно через месяц извозчик явился к доброму хозяину. "Вот тебе вольная, — сказал он, — я ее купил у твоего барина. С этого момента ты можешь располагать жизнью по своему усмотрению." Затем он дал ему адреса всех тех гостей, которые месяц тому назад пообещали разные подарки, нужные для его извозчицкой профессии. Все это он полностью получил и за честность из бедняка-крестьянина, благословленный Господом, сделался известным на всю Москву предпринимателем извоза. (Троицкие листки с луга духовного. С. 90).

    Чёрная магия

    См. также: Чародейство, № 1210.

    Чистота

    См. также: Девство № 209; Милостыня № 443; Мудрость № 561; Подозрение № 761; Пресвитер № 902; Самоотвержение № 965.

    1219. Авва Павел имел власть над гадами, ибо он приобрел чистоту

    Один из отцов рассказывал: "Авва Павел, родом из Нижнего Египта, живший в Вифаиде, смело брал в руки керастов (Африканское пресмыкающееся), скорпионов и змей. Однажды братия, поклонившись ему, спросили: "Скажи нам, авва, что сделал ты, что получил такую благодать?" Авва отвечал им: "Простите меня, отцы. Кто приобретает чистоту, тому все будет повиноваться так же, как все повиновалось Адаму в раю, когда он еще не преступил заповеди." (Достопамятные сказания. С. 237).

    1220. Овдовев, жена царского сановника была понуждаема ко греху; желая сохранить чистоту, она удалилась вместе с двумя служанками в пустыню, где птицы в течение 11 лет питали их

    См. также: Женщина; Мужество; Подвиг; Помощь Божия; Самоотвержение; Целомудрие

    Некий путешественник пришел в один из монастырей на Востоке. Беседуя с игуменом и братией под сенью плодовых деревьев на монастырском дворе, он заметил, что несколько птиц сламывали ветки с плодами и улетали. На вопрос, почему птицы не едят на месте, а отлетают с плодами, он получил ответ, что явление это наблюдается уже более десяти лет. Движимый каким-то предчувствием, путник спросил: "Нет ли у вас в горах Божиих святых, к которым птицы носят эти плоды по повелению Божию?" В это время прилетевший ворон сломал одну из ветвей с плодом. Путник предложил: "Пойдемте, будем следить за ним." Пошли и увидели, что ворон, прилетев на один из холмов, сначала сел, а затем спустился в расщелину и, оставив там ветвь, вылетел уже без нее. Наблюдавшие за ним подошли к расщелине и бросили туда камень. Вдруг послышался голос: "Если вы христиане, не убивайте нас." — "Кто вы?" — спросили пришедшие. "Мы женщины, нас трое, — отвечали им. — Если хотите нас видеть, бросьте нам одежду, так как мы наги, и, сойдя вниз, пройдите тесной тропинкой, которая ведет к нам." Иноки поступили, как было сказано, и увидели трех жен, из которых одна была госпожа, а две другие — ее рабыни. "Кто ты и как пришла сюда?" — спросил игумен первую из них. "Я из Царьграда, жена царского сановника, — отвечала она. — Оставшись после мужа бездетной вдовой, я была понуждаема ко греху одним вельможей. Поручив раздать свое имение нищим, ночью я села с этими рабынями на корабль, с которого мы высадились на это место. Вот уже одиннадцать лет, как мы не видели человеческого лица." — "Как вы, госпожа моя, находили здесь пищу?" — спросил игумен. "Господь, — отвечала она, — кормивший Свой народ в пустыне в продолжение сорока лет, посылал и нам пишу. Птицы приносили нам всякие плоды, и Господь всегда покрывал и согревал нас, так что мы ни зимой не боялись стужи, ни летом — солнечного зноя. Жили мы здесь, как в раю, непрестанно прославляя Пресвятую Троицу." — "Не желаешь ли, — сказал игумен, — разделить трапезу с нами?" — "Если хочешь сделать это, — отвечала святая отшельница, — прикажи, пусть сначала придет пресвитер и совершит Божественную службу, да причастимся Святых Христовых Тайн, ибо с тех пор, как мы оставили Царьград, мы не сподоблялись Святого Причащения." Игумен исполнил ее желание, и пришедший пресвитер после совершения Божественной службы причастил святых отшельниц. И в тот же день первая из них (бывшая госпожой) после усердной молитвы отошла ко Господу. На другой день последовала за ней одна из ее подруг, а на третий день и последняя из них также мирно почила смертным сном. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 33).

    Чудо

    См. также: Богородица №№ 80, 84, 8990; Воскрешение №№ 174175; Девство № 207; Дерзновение № 241; Детоубийство № 242; Еретик № 262; Исцеление. Ж№ 295, 300, 302; Клевета № 311; Милостыня № 458; Молитва общая № 484; Молитва №№ 492, 500; Надежда № 588; Подвижник № 756; Помощь Божия №№ 793, 800801; Святой №№ 999-1000; Слово Божие № 1019; Христос № 1184; Церковь № 1199.

    1221. Чудесное исправление письма блаженного папы Льва святым Апостолом Петром

    См. также: Святой

    Вот что рассказал авва Мина, настоятель киновии, как он слышал это от самого аввы Евлогия, папы Александрийского. "Когда я был в Константинополе, то чувствовал расположение к себе архидиакона Римской Церкви, господина Григория, мужа весьма добродетельного. Он мне поведал о святейшем и блаженнейшем Льве, папе Римском. В Римской Церкви записано предание, что папа написал послание к святителю Флавиану, Патриарху Константинопольскому, против нечестивых Евтихия и Нестория, положил его на гробницу верховного Апостола Петра и, пребывая в молитве, посте и коленопреклонении, просил верховного ученика: "Если я, как человек, что-нибудь пропустил, ты, которому вверены Церковь и этот престол от Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, сам исправь написанное мной." По прошествии сорока дней Апостол явился ему во время молитвы и сказал: "Прочитал и исправил." Взяв послание с гроба святого Петра, папа развернул его и увидел исправленное рукой Апостола." (Луг духовный. С. 174).








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке