• Работа
  • Радость духовная
  • Радость жизни
  • Радость мученика
  • Радость общения с Богом
  • Радость прощения
  • Разбойник
  • Разврат
  • Разговор
  • Размышление о прожитой жизни
  • Разум духовный
  • Рай
  • Рак
  • Раскол
  • Раскольник
  • Распутство
  • Рассудительность
  • Ревность
  • Ревность неразумная
  • Решимость
  • Родина
  • Родители
  • Родственники
  • Ропот
  • Рукоположение
  • Р

    Работа

    См. также: Труд №№ 11511157; Трудолюбие № 1158.

    Радость духовная

    См. также: Подвиг № 733; Покаяние № 770.

    932. О духовной радости насельников обители аввы Аполлония

    На лице иноков обители аввы Аполлония сияло дивное веселье н радость — некий божественный восторг, какого не увидишь у других людей на земле. Мы не видели там ни одного печального лица. Если же кто-либо иногда казался несколько омраченным скорбью, авва Аполлоний немедленно спрашивал о причине печали. Очень часто при желании со стороны брата скрыть причину скорби он сам открывал, что таилось у того в душе, и тогда приходилось сознаваться тому, кто испытал на себе прозорливость аввы. Тогда авва начинал увещевать его, говоря, что вовсе не должно быть места скорби у тех, для кого спасение — в Боге и надежда — в Царстве Небесном. Пусть предаются скорби язычники, пусть плачут иудеи, пусть любят все земное, радуются тленным и ненадежным предметам, нам же должно гореть восторгом, если только мы действительно ожидаем небесной славы и вечного блаженства. Не этому ли учит нас Апостол: "Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе" (1 Фес. 5, 16–18). (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 50).

    933. На лице святого Григория Синаита отражалась радость жизни в Боге

    Однажды, видя преподобного Григория Синаита выходящим из своей келии с радостным лицом, я (жизнеописатель святого. — Ред.) в простоте сердца спросил его о причине такого явления. Приснопамятный муж как чадолюбивый отец отвечал мне так: "Душа, прилепившаяся к Богу и снедаемая любовью к Нему, восходит выше творения, живет выше видимых вещей и, наполнившись вся желанием Божиим, не может укрыться. Ведь и Господь обещал ей, говоря:."..Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6:6), — и еще:."..да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5:16), — ибо тогда сердце прыгает и веселится, ум бывает весь в приятном волнении, лицо весело и радостно, по словам: веселое сердце делает лице веселым…" (Притч. 15:13. Афонский патерик. Ч. 1. С. 389).

    Радость жизни

    См. также: Милосердие № 436.

    Радость мученика

    См. также: Кончина мученика № 329.

    Радость общения с Богом

    934. Преподобный Серафим Саровский был восхищен в Небесные обители и испытывал там неизъяснимую радость

    См. также: Рай

    Преподобный Серафим Саровский говорил: "Однажды я молил Господа, чтобы Он ввел меня в общение с Ним и показал бы мне Свои Небесные обители. И Господь не лишил меня Своей милости. Он исполнил мое желание и прошение. Я восхищен был в эти обители, только не знаю, с телом или без тела, Бог весть, это непостижимо. А о той радости и сладости небесной, которую я вкушал там, сказать невозможно." После продолжительного молчания, вздохнув из глубины души, преподобный Серафим сказал своему ученику: "Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клеветы с благодарением. Там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Там радость и сладость неизглаголенные, там праведники просветятся как солнце. Но если такой небесной славы не мог изъяснить и сам Апостол Павел, то какой же другой язык человеческий может изъяснить славу и красоту горнего селения, в котором водворяются души праведных." (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 506).

    Радость прощения

    См. также: Покаяние № 766.

    Разбойник

    См. также: Грех № 196; Грешник № 204.

    935. Разбойник Патермуфий в видении был призван к новой жизни; принял крещение и, удалившись в пустыню, проводил жизнь в строгом воздержании

    См. также: Благочестие; Писание Священное; Псалмы

    Авва Патермуфий в молодости был язычником. Он предавался разбою, расхищал гробницы, — словом, для него не было ничего святого. Вот что отвратило его от злодеяний и обратило на путь спасения. Однажды ночью с целью ограбления он подкрался к жилищу одной девы, посвятившей себя Господу. При помощи каких-то приспособлений, хорошо, конечно, известных мастерам такого рода, он забрался на крышу ее дома и начал подумывать, как бы ему проникнуть внутрь жилища. Однако это оказалось делом нелегким. Ночь почти прошла, а он ничего не добился. Утомленный тщетными усилиями, он заснул, и в сновидении предстал перед ним Некто в царском одеянии и сказал ему: "Пора уже тебе отстать от злодеяний! Перестань проливать кровь! Вместо гнусного воровства, стань на страже благочестия и возьми на себя небесную, ангельскую службу, живи с этого дня для доблестей духа. Я сделаю тебя вождем и главой на этой службе!" С радостью он выслушал это приглашение. И вот перед его очами возникло целое воинство иноков, и ему повелевалось принять начальство над ним. Пробудившись, он увидел, что близ него стоит хозяйка дома. "Кто ты, откуда? Зачем пришел сюда?" — спросила она. Сперва он ничего не понимал, точно лишившись разума. Не ответив ни слова на расспросы, он просил, чтобы она указала ему христианский храм. Дева поняла, что Господь свершает через нее Свою волю, отвела его в церковь и представила пресвитерам. Бросившись к их стопам, бывший разбойник просил удостоить его Святого Крещения и немедленно возложить на него церковное покаяние. Зная этого человека, как страшного злодея, пресвитеры изумились и не верили искренности его обращения. Тронутые неотступностью его просьбы, они объявили ему, что если он действительно желает обратиться к Богу, то должен будет совершенно оставить все прежнее. Затем он был обучен важнейшим истинам веры. "Дайте мне правила, — просил он, — наставьте меня, как вступить на путь спасения." Пресвитеры указали ему на первые три стиха первого псалма. После прилежного размышления над ними он сказал: "Этого довольно для вступления на путь жизни и для постижения духа благочестия." Через три дня новообращенный удалился в пустыню. Там он прожил долгое время, день и ночь проводя в непрестанной слезной молитве. Пищей ему служили коренья пустынных трав. Однажды он пришел в храм, и пресвитеры увидели, что не словами только, но и делами, и подвигами оправдал он указанные ему стихи. И дивным казалось пресвитерам, что немедленно после обращения он воспринял подвиг столь строгого воздержания. Тогда они подробнее ознакомили его со словом Божиим и, вместе с тем, убеждали остаться с ними. Чтобы не выказать непослушания, Патермуфий провел с ними неделю, но затем снова удалился в глубину пустыни, где и прожил семь лет в совершенном воздержании. (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 56).

    Разврат

    См. также: Бесстыдство № 31; Непослушание № 654; Слава человеческая № 1015.

    Разговор

    См. также: Беседа душеспасительная №№ 1416; Празднословие №№ 879885.

    Размышление о прожитой жизни

    См. также: Грех № 196.

    Разум духовный

    См. также: Скорби № 1008.

    Рай

    См. также: Блаженство вечное № 42; Воздаяние праведникам и грешникам № 147; Жизнь загробная № 271; Милостыня №№ 456, 459; Муки вечные № 569; Праведник № 874; Радость общения с Богом № 934; Сон дивный № 1072.

    936. Видение святым Иоасафом Небесного Града

    См. также: Видение; Праведник

    К Иоасафу, когда он был еще юношей, послан был Богом преподобный Варлаам. Он научил его вере, крестил, помолился о нем Богу и, дав целование о Христе, возвратился в пустынь. После его отшествия Иоасаф стал усиленно подвизаться и постоянно проводить время в молитвах и слезах. Трудно сначала было юному христианину, окруженному язычниками, нести свой крест. Но Господь не оставил его. В первые же дни новой христианской жизни во сне он сподобился следующего видения. Он узрел себя восхищенным в рай, и там ему показаны были все те блага, которые ни слово человеческое не может передать, ни [плотское] око — видеть. Перед ним открылся чудный город, сиявший золотом и драгоценными камнями, и видел он множество Ангелов, певших и славивших Бога. Иоасаф обратился к ним с просьбой, чтобы они позволили ему остаться с ними, но услышал, что для того, чтобы быть в раю, нужно возвратиться в мир и подвизаться. Это видение еще больше усилило желание Иоасафа служить Господу. Он усугубил свои подвиги и, наконец, чтобы всецело посвятить себя Богу, ушел к Варлааму в пустыню. Там, без сомнения, ему было еще труднее, но Господь снова укрепил его видением. Ему опять явились те Ангелы, которых он видел прежде, и опять ввели его в Небесный нерукотворенный Град. При входе же в него он видел двух других Ангелов, которые держали два светлых, неизреченной красоты, венца. Иоасаф спросил, кому они предназначены, и услышал ответ, что один из них предназначен ему за то, что он спасет множество душ и будет украшен постничеством, а другой, ради него, дается его отцу. После этого видения, говорит сказание, "Иоасаф еще в большее подвизание вниде и по мале времени прейде в пресветлый оный Град и неизреченный." (Прот. В. Гурьев Пролог. С. 196).

    937. Видение неким благочестивым мужем лона Авраамова и небесного Елеона

    См. также: Жизнь загробная

    "Поставлен я был, — говорит один благочестивый муж, — на неком ровном месте, где все было хорошо, весело и приятно, а в стороне от него было еще лучшее, прекрасное место, всей прелести которого словами передать невозможно. Посреди него сидел старец многочестный, а возле были дети, число которых превосходило число песка морского. Желая узнать, кто этот старец, я спросил о нем сопутствовавших мне Апостолов Андрея и Иоанна, и они сказали, что это Авраам, а место, где были дети, называется его лоном. Поклонившись величайшему из патриархов, я приведен был своими путеводителями на место, называемое Елеоном, где росло бесчисленное множество деревьев и под каждым была сень. Тут было также множество людей, и многие были мне известны. Одни из них воспитывались при царском дворе, другие были простыми гражданами, некоторые — земледельцами, а иные — иноками. Все эти, известные мне, уже умерли. Когда я хотел расспросить подробно о показанном мне месте, Апостолы опередили меня: "Ты желаешь знать, что такое этот великий и прекрасный Елеон и все, что ты видишь в нем? Знай, что он есть дом Отца Небесного, в котором обителей много. И эти обители на всех распределяются, смотря по благочестию и мере добродетели." (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 99).

    938. Повесть о неграмотном черноризце Евфросине, давшем игумену три райских яблока

    Был в неком монастыре черноризец по имени Евфросин, неграмотный, но смиренный и богобоязненный. Он со всей покорностью предал себя в послушание игумену и братии. Они поручили ему служение в поварне, в течение многих лет оставляя его на этом послушании. Евфросин никогда не роптал, не прекословил, но исполнял порученное ему дело с возможным тщанием. Игумен того монастыря Власий, саном иерей, был украшен всеми добродетелями. Он с юности вступил на путь служения Богу и угождал Ему постом и молитвой. И вдруг возникло у него непреодолимое желание узнать, в какое место вселяются души монахов, благочестно подвизавшихся во время земной жизни. Возложив на себя пост и бдение, он начал молить Бога, чтобы открыл ему это. Три года проводил он в келейном бдении каждую ночь. Всеблагой Бог, никогда не презирающий молящихся Ему с верой, исполнил и желание игумена. Однажды ночью стоял он на обычной молитве и внезапно ощутил себя в состоянии исступления. Ему представилось, что он ходит по какому-то огромному полю, здесь был рай Божий. Что такое рай? Это невозможно передать на человеческом языке. Блаженный Василий видел деревья благовоннейшие, осыпанные различными плодами, и насыщался одним только благоуханием, которое издавали эти плоды. В раю он увидел монаха Евфросина, сидящего под одной из яблонь на золотом престоле. Увидев его и удостоверившись, что это действительно он, игумен подошел к нему и спросил: "Сын мой, Евфросин! Что ты здесь делаешь?" Евфросин отвечал: "Владыко! Я за твои молитвы в этом месте святого рая поставлен Богом сторожем." Игумен сказал на это: "Если я попрошу у тебя что-нибудь, имеешь ли ты власть дать?" Евфросин отвечал: "Чего ни попросишь, получишь." Игумен, показав на одну из яблонь, сказал: "Дай мне с этой яблони три яблока." Евфросин осторожно снял три яблока и подал их игумену. Игумен принял их в мантию и тотчас пришел в себя. Он оказался в своей келии, и три яблока были в его мантии. Звонили к утрени. По окончании богослужения игумен приказал братиям, чтоб никто из них не выходил из церкви. Призвав из поварни Евфросина, спросил его: "Сын мой! Где ты был этой ночью?" Евфросин, опустив глаза, стоял и молчал. Но старец не переставал его допрашивать. Тогда Ефросин отвечал: "Там, авва, где ты видел меня." — "И где я видел тебя?" Евфросин отвечал: "Там, где ты просил у меня, чтоб я тебе дал, в святом раю." — "Что я просил у тебя?" — "То, что я дал тебе: три святых яблока, которые ты и принял." Тогда игумен повергся к его ногам. Вынув яблоки из своей мантии, возложил их на святой дискос и сказал братии: "Эти яблоки — из святого рая. В течение трех лет я молил Бога в своей келии, пребывая без сна все ночи, чтобы Он показал мне, в какое место отходят по смерти души благочестно подвизающихся монахов. В эту ночь благодатью Божией я возведен был в святой рай, видел его неизреченные блага и встретил там нашего брата Евфросина, который дал мне эти яблоки. Умоляю вас, не уничижайте и не бесчестите неграмотных. Они, с верой служа братии, оказываются у Бога выше всех." Когда игумен говорил это братии, Евфросин вышел из церкви и тайно ушел из монастыря в дальнюю страну, чтобы избежать человеческой славы. Игумен разделил яблоки на благословение братии. Больные, что были в братстве, вкусив райских яблок, выздоровели. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 124).

    Рак

    См. также: Дар исцеления № 206; Исцеление № 302; Пресвитер № 899; Самоуничижение № 992.

    Раскол

    939. Вразумление раскольника во время чудесного сновидения

    См. также: Церковь

    "Однажды утром, — рассказывал раскольник Иван Сорокин, — после келейной молитвы, в которой со слезами просил Бога: "Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду," — я заснул и увидел во сне, будто нахожусь в каком-то великолепном чертоге, и услышал над собой голос: "Иди в церковь, потому что вне Церкви спастись нельзя." Я отвечал: "В Церкви находится много плевел и соблазнов." Голос говорил: "Что тебе до этого? Ты будешь избраннее пшеницы." Я еще сказал: "Есть в Австрии Церковь с епископом и священством." Голос отвечал: "Австрийская Церковь — не Церковь, потому что она отделилась от Восточной Церкви и нет в ней спасения." Этим окончился знаменательный сон." И вот Иван, с самого рождения ни разу не переступавший церковного порога, пришел в храм в навечерие Богоявления Господня. С этого времени Иван ежедневно начал ходить в церковь, со слезами раскаиваясь в своих заблуждениях, и 17 апреля 1860 года с разрешения Священного Синода был присоединен к Православной Церкви. (Соловецкий патерик. С. 204).

    940. Предсмертное обращение к Православной Церкви протоиерея Свенцицкого

    См. также: Церковь

    Незабвенен пример смиренного обращения из раскола известного московского протоиерея отца Валентина Павловича Свенцицкого. Отец Валентин был наполнен адской злобой против Святой Православной Патриаршей Церкви. Он не мог спокойно слышать имя митрополита Сергия и ненавистью к нему заражал своих последователей и общавшихся с ним людей. Но, несомненно, какая-то тайная добродетель, совершенная им в жизни, была вспомянута милосердием Божиим незадолго до его кончины и породила в нем кротость и смирение. Благодать Божия внезапно ясным лучом высветила его внутреннее состояние, и он в его свете познал свое гибельное заблуждение и отвращение своих последователей от света истины во тьму. Смиренно каясь перед смертью, он написал Блаженнейшему митрополиту Сергию искреннее, покаянное письмо, где между прочим исповедал то, что, будучи объят гордостью и непокорством, отступил от истины Православия, но об этом глубоко сожалеет. Митрополит Сергий, получив такое чистосердечное покаяние, выраженное в смиренном к нему обращении, немедленно ответил телеграммой, в которой сообщал, что он с отеческой любовью прощает и принимает его в лоно Святой Православной Церкви. Когда протоиерей Свенцицкий получил эту телеграмму, то преисполнился неописуемой радостью и духовным веселием. Обливаясь слезами, он повторял: "Вот когда я приобрел мир и радость для своей души," — и с этими словами тихо и мирно скончался. Отпевание его совершено было на месте его первого служения в церкви Троицы в Листах на Сретенке. (Троицкие листки с луга духовного. С. 112).

    Раскольник

    941. Предводитель раскольников Никита Пустосвятов был наказан беснованием

    См. также: Наказание.

    "Когда при малолетних царях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче раскольники после прений о вере в Грановитой палате вышли из нее и вошли на Лобное место с криками "Победихом, победихом!" Тогда, — говорит святитель Димитрий Ростовский, — сам Господь Бог, не стерпев хуления тех на Церковь Свою, обличи еретическое мудрование их внезапной казнью: злый бо дух порази предводителя еретического Никиту Пустосвята, и абие над на землю Никита, оцепене и бесновашеся. Тогда все людие, видяще на нем Божие отмщение, познаша, яко явный еретик есть Никита и хульник Церкве святыя и враг Божий." (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 175).

    Распутство

    См. также: Милосердие № 436; Слава человеческая № 1015.

    Рассудительность

    См. также: Любовь к ближнему выше поста № 403; Мудрость №№ 540, 552, 557, 559; Подвиг №№ 730731; Слово Божие № 1020.

    942. Авва Агафон спокойно принял обвинение во многих пороках, но когда его назвали еретиком, он сразу же опроверг это, ибо еретик отлучен от Бога, а он не хотел быть отлученным от своего Бога

    См. также: Еретик

    Говорили об авве Агафоне: "Пришли к нему некие, услышав, что он имеет великую рассудительность. Желая испытать его, не рассердится ли он, спрашивают его: "Ты — Агафон? Мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец." — "Да, это правда," — отвечал он. Они опять спрашивают его: "Ты, Агафон, клеветник и пустослов?" — "Да, я," — отвечал он. И еще говорят ему: "Ты, Агафон, еретик?" — "Нет, я не еретик," — отвечал он. Затем спросили его: "Скажи нам, почему ты на все, что ни говорили тебе, соглашался, а последнего слова не перенес?" Он отвечал им: "Первые пороки я признаю за собой, ибо это признание полезно моей душе, а признание себя еретиком значит отлучение от Бога, а я не хочу быть отлученным от моего Бога." Выслушав это, они подивились его рассудительности и отошли, получив назидание." (Древний патерик. 1914. С. 27. № 4).

    943. Авва Пимен воздержался от вкушения мяса, не желая вводить других в соблазн

    См. также: Мясо; Соблазн

    Случилось неким отцам зайти в дом одного христолюбивого человека, в их числе был и авва Пимен. За столом предложили им мясо. Все стали есть, кроме аввы Пимена. Старцы, зная его рассудительность, дивились, почему он не ест. После обеда старец сказал им: "Простите мне, отцы! Вы ели, и никто не соблазнился. Но если бы стал есть я, то многие приходящие ко мне братия соблазнились бы и стали бы говорить: "Пимен ел мясо, почему же и нам не есть?" И старцы подивились его рассудительности. (Достопамятные сказания. С. 222. № 170).

    944. Разумное отношение аввы Македония к пище во время болезни

    См. также: Болезни; Пища

    Авва Македонии не употреблял в пищу ни хлеба, ни бобов, но только ячмень, истолченный и смоченный только водой. Эту пищу долгое время доставляла ему мать Блаженного Феодорита, епископа Кирского, которая с ним была знакома. Однажды, придя к ней во время ее болезни и узнав, что она не соглашается принять пищу, необходимую при этом заболевании (ибо и она проводила жизнь подвижническую), он убеждал ее послушаться врачей и думать, что она принимает эту пищу не по прихоти, а по необходимости. "Вот и я, — сказал он, — сорок лет, как ты знаешь, употребляю один ячмень, но, почувствовав вчера некую слабость, приказал своему сожителю принести мне малый хлеб. У меня было такое рассуждение: если я умру, то должен буду отдать Праведному Судии ответ за свою смерть, как человек, которому можно было малой пищей предупредить смерть и остаться в живых, чтобы трудиться и собирать от трудов богатство, но который предпочел голодную смерть любомудренной жизни. Устрашенный этим, желая успокоить укоризны совести, я и приказал принести хлеб и, когда его принесли, употребил. И тебя прошу, чтобы ты мне больше уже не приносила ячмень, но хлеб." (Блаж. Феодорит. История боголюбцев. С. 131).

    Ревность

    См. также: Блудная брань № 63; Кончина праведника № 332; Любовь к ближним № 380; Подвиг № 729; Помыслы № 820; Праведник №№ 865866.

    945. Авва Иосиф призвал авву Лота быть "как огонь"; когда он сам простер руки к небу, его персты сделались подобны десяти возжженным светильникам

    Авва Лот пришел к авве Иосифу и говорит ему: "Авва! По силе моей я творю малое пощение и молитву и размышление и безмолвие и по силе своей держу себя нескверным от помыслов. Итак, что мне еще делать?" Старец же, встав, простер руки к небу, — и десять пальцев его были как десять огненных свечей. И говорит ему: "Если хочешь, то будь весь огнем." (Древний патерик. 1914. С. 39. № 3).

    Ревность неразумная

    946. По неразумной ревности авва Иоанн Колов в новоначалии оставил все попечения и решил пребывать в пустыне, уподобляясь Ангелу; мороз в первую же ночь вернул его к келии брата, который впустил его только после покаяния

    Приснопамятный и блаженный отец наш Иоанн Колов (прозвище это дано преподобному по его малому росту), воспитанник послушания, оставил мир в юном возрасте. Со своим родным братом Даниилом он удалился в скит, где оба приняли монашество. Они разместились на жительство в одной келии и подвизались в посте и молитве. По прошествии некоторого времени Иоанн сказал брату: "Я решился нисколько не заботиться о теле, не хочу употреблять пищу и питие, приготовленные на огне, но хочу пребывать в этой пустыне без попечения, подобно бесплотному Ангелу." Сказав это, он тотчас снял одежду и нагой вышел из келии в пустыню. В эту ночь был сильный мороз. Не стерпев холода, Иоанн возвратился в келию к брату и начал стучаться в двери. Брат, желая вразумить его, долгое время не подавал голоса, потом сотворил молитву и сказал: "Кто там стучится так настойчиво в мои двери?" Иоанн отвечал: "Это — я, твой брат Иоанн, не могу вынести мороза и возвратился послужить тебе." Даниил отвечал: "Не прельщай меня, демон! Уйди, я не отворю тебе. Как смеешь говорить, что ты — мой брат? Разве не знаешь, что брат мой — ангел, что он небрежет о теле, что он не нуждается в пище? Уйди от меня!" Иоанн сотворил молитву и сказал: "Я — брат твой Иоанн! Ныне узнал, не стерпев мороза, что на мне плоть." Когда он покаялся, то брат отворил дверь и принял его в келию, при этом сказал: "Брат! На тебе плоть, для нее ты должен трудиться о пище и одежде." (Еп. Игнатий. Отечник. С. 285).

    947. Авва Памво, увидев актрису, заплакал и сказал, что он не имеет столько ревности в деле угождения Богу, сколько имеет эта жена в угождении развратным людям

    См. также: Сострадание к падшим

    Блаженной памяти Афанасий, архиепископ Александрийский, просил авву Памво из пустыни прийти в Александрию. Авва, придя в город, увидел там актрису и заплакал. Бывшие с ним спросили его, отчего он плачет? Старец отвечал: "Две вещи тронули меня: во-первых, погибель этой женщины, а во-вторых, то, что я не имею столько ревности делать угодное Богу, сколько имеет эта женщина, чтобы угождать развратным людям." (Достопамятные сказания. С. 227. № 4).

    Решимость

    См. также: Ангел-Хранитель № 5; Грех № 195; Самоотвержение № 965; Свет Божественный № 995; Соблазн № 1061; Целомудрие № 1193.

    948. Ювелир, узнав, что из-за драгоценных камней, которые он вез с собой, матросы хотят его утопить, велел своим детям выбросить все драгоценности в море

    Вот рассказ одного из отцов: "Был один ювелир. У него было много драгоценных камней и жемчуга. Однажды он сел с детьми на корабль, чтобы отправиться в чужую страну и там заниматься своим ремеслом и торговлей. По устроению Божию, на корабле ему приглянулся мальчик, который ему прислуживал, за что купец его кормил. Однажды мальчик слышал, как матросы шептались между собой и договаривались бросить ювелира в море, чтобы овладеть его богатством. Войдя по обычаю к ювелиру, как слуга, мальчик не мог скрыть своей скорби. "Что ты, молодец, сегодня так грустен?" — спросил купец. Мальчик, подавляя скорбь, молчал. "В самом деле, скажи мне, что с тобой?" — расспрашивал купец. Тогда мальчик, разразившись плачем, рассказал о том, что задумали матросы. "И это верно?" — спросил купец. "Да, так они решили между собой." Тогда купец позвал детей и сказал: "Что бы я ни говорил вам, исполняйте немедленно и без всяких рассуждений." Потом, развернув полотно, приказал: "Принесите мне ларцы!" Те принесли, затем купец начал вынимать и раскладывать камни на полотне, потом сказал: "Вот от чего зависит моя жизнь. И ради этих-то камней я подвергаюсь опасности и бурям на море и даже должен подвергнуться близкой смерти, не взяв с собой ничего из этого мира!? Бросайте все в море!" Дети немедленно исполнили его приказание. Матросы были поражены таким поступком. И замысел их расстроился." (Луг духовный. С. 252).

    949. Юноша, удерживаемый в миру житейскими заботами и демонами, нагой убежал в монастырь

    См. также: Отречение от мира; Самоотречение

    Некий юноша имел намерение отречься от мира. Часто он решался на это, но помышления отвлекали его, опутывая разными житейскими заботами: он был богат. Однажды он вышел с решимостью отречься от мира. Демоны окружили его и подняли густую пыль перед его лицом. Видя это, он разделся, кинул свою одежду в сторону и, обнаженный, побежал в монастырь. Бог открыл об этом некоему старцу, сказав: "Встань и прими воина Моего." Старец встал, встретил обнаженного. Узнав о причине раздевания, он удивился и дал юноше монашеское одеяние. Когда потом к этому старцу приходили братия и спрашивали о различных условиях монашеской жизни, старец давал им ответы. Когда же они спрашивали об отречении от мира, тогда он говорил им: "Об этом спрашивайте брата, потому что я не достиг степени его самоотвержения." (Еп. Игнатий. Отечник. С. 467. № 58).

    950. Авва Аммой, видя необходимость переменить местожительство, готов был уйти, оставив заготовленную пшеницу

    См. также: Самоотречение; Соблазн

    Рассказывали об авве Аммое, что однажды заготовил он пятьдесят мер пшеницы для своих нужд и высыпал ее на солнце. Но прежде, чем она хорошо просохла, он увидел что-то неблагоприятное для себя на том месте и сказал ученикам: "Уйдем отсюда." Они весьма опечалились. Видя их печаль, он их вразумил: "Неужели вы о хлебах печалитесь? Уверяю вас, я видел таких людей, которые убежали, оставив крашеные шкафы с пергаментными книгами, даже и дверей не заперли, но ушли, оставив их отверстыми." (Достопамятные сказания. С. 41. № 5).

    951. Чтобы отсечь всякие соблазны, святой Симеон остриг свои красивые волосы и отдал их брату, который похвалил их

    См. также: Смирение

    Однажды святой Симеон выказал особую высоту своей смиренной души. Некто из братий, желая испытать его, однажды, шутя, сказал ему в церкви: "Как красивы, диакон, твои волосы!" Святой Симеон, чтобы не смутить брата, в то время промолчал, но, придя в келию, тотчас остриг свои волосы и, встретив потом того брата, отдал их ему и сказал: "Возьми, брат, мои волосы. Они очень тебе нравятся." Брат устыдился, не ожидая такого оборота дела, а другие, видя такой поступок диакона, с удивлением хвалили его. (Афонский патерик. Ч. 2. С. 290).

    Родина

    См. также: Патриотизм № 704.

    952. Воевода Филипп в видении узрел святых мучеников Бориса и Глеба, спешивших на помощь к святому Александру перед битвой со шведами

    См. также: Любовь к Родине

    В княжение святого благоверного князя Александра Невского король Шведский с многочисленной ратью напал на землю Русскую и приближался уже к Новгороду. Александр решился биться с неприятелем, но прежде чем начать битву, вошел в соборную церковь святой Софии, Премудрости Божией, и там со слезами стал умолять о помощи своих сродников, святых мучеников Бориса и Глеба. Молитва его была услышана. Святые не отказались помочь ему. В ночь перед битвой один из воевод Александра, некто Филипп, муж благоговейный, которому поручена была ночная стража, удостоился следующего видения. При восходе солнца он увидел на воде лодку, в которой стояли святые страстотерпцы Борис и Глеб, а гребцы на ней были как бы скрыты мглой. И вот Борис говорит Глебу: "Брат Глеб, поспешим! Нам нужно скорее помочь сроднику нашему Александру." Видевший святых и слышавший их слова сказал об этом Александру, и тот, прославив Бога и святых угодников, уже смело устремился на неприятеля. Шведы были разбиты и изгнаны, и Новгород был спасен. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 207).

    953. Преподобный Сергий, явившись архиепископу Арсению, возвестил ему, что по молитвам Богородицы и святителей московских Москва будет освобождена от поляков, что и произошло на следующий день

    См. также: Богородица, Любовь к родине

    В 1612 году в Московском Кремле, осажденном поляками, вместе с другими томился в плену греческий архиепископ Арсений. Однажды, когда он лежал на одре болезни, изнуренный голодом и другими лишениями, ожидая смерти, вдруг услыхал, что кто-то, тихо сотворив молитву, вошел в его келию, и келия с приходом посетителя озарилась необыкновенным светом. Это был Преподобный Сергий. Он сказал: "Арсений! Господь Бог услышал молитву рабов Своих и ради молитв Всенепорочной Своей Матери и великих чудотворцев Петра, Алексия и Ионы, с которыми был ходатаем и я, завтра этот город возвратит православным христианам и ваших врагов низложит." Весть о видении тотчас разнеслась среди войска и народа и всех ободрила. А в свое время и самое предсказание сбылось. На другой день русскими взят был Китай-город, а за ним вскоре освобожден и сам Кремль. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 208).

    Родители

    См. также: Любовь к родителям № 421; Молитва №№ 472473; Мученичество № 572; Самоубийство № 979; Супруги № 1119; Царствие Божие № 1189.

    954. О христианском воспитании, полученном глинским игуменом Филаретом в детстве

    С самого раннего детства на Фому (будущего глинского игумена Филарета) особенно сильное и весьма благотворное влияние имела мать его Феодосия, женщина умная и благочестивая. Она первая развила в нем религиозные наклонности и возбудила в его юном сердце горячую любовь к храму Божию. Каждый воскресный и праздничный день мать брала Фому в церковь и по возвращении требовала отчета в том, что он слышал во время богослужения, о чем читалось в дневном Апостоле и Евангелии. В случае неудовлетворительных ответов она сама передавала понятным для мальчика языком содержание церковных чтений. Он хорошо запоминал нравственные уроки любящей матери. (Глинский патерик. С. 47).

    955. Имея любовь ко Христу, Мелания Старшая убедила многих своих родственников вести богоугодную жизнь

    См. также: Любовь к Богу.

    Расположением к сыну Мелания Старшая не была отвлечена от стремления к пустыне, любовь к единственному сыну не удалила ее от любви ко Христу, напротив, по ее святым молитвам этот юноша достиг высокого успеха в науках и чистоты нрава, вступил в брак, по мирским понятиям, блистательный, получил светские отличия и имел двоих детей. Спустя долгое время, когда эта достохвальная жена услышала о своей внучке, что она вышла замуж, но намеревается отречься от мира, убоявшись, чтобы ее как-нибудь не вовлекли в неправое учение, или ересь, или в порочную жизнь, села на корабль и, отплыв из Кесарии, через двадцать дней прибыла в Рим. Тогда ей было уже шестьдесят лет. Во время своего пребывания здесь она наставила в вере и сделала христианином блаженного, достопочтенного и знаменитого мужа Апрониана, который прежде был язычником. Она убедила его жить целомудренно со своей женой — ее племянницей — блаженной Акитой. В том же утвердила и свою внучку, младшую Меланию, с ее мужем Пинианом. Наставив Альбину, свою невестку, жену своего сына, и убедив всех их продать имение, она вывела их из Рима и ввела в благое и спокойное пристанище жизни. (Лавсаик. С. 268).

    956. Мать, поправшая иноческие одежды своего сына, вскоре, согласно с предсказанием святого Дионисия Афонского, лишилась его. Сын разбился, упав с дерева

    См. также: Наказание.

    Одна женщина имела единственного сына, который по чувству особенного сердечного влечения удалился на Олимп и там от преподобного Дионисия Афонского принял пострижение, а потом, желая видеть свою мать, с благословения своего духовного наставника, явился к ней. Иноческий образ, который принял юноша от руки преподобного, сильно смутил несчастную. В порыве сердечного негодования она схватила камилавку сына и, попирая ее ногами, требовала, чтобы он оделся в мирские одежды. Бедный сын повиновался. Через несколько дней после этого пришел в то селение святой Дионисий. В числе прочих подошла к нему и та жена и приблизилась поцеловать его руку. "Не приближайся ко мне, несчастная, дерзновенно поправшая ангельский образ, надеясь иметь сына помощником в своей старости, — строго сказал ей старец. — Ты увидишь, что завтра он умрет злой смертью. Наслаждайся же следствиями твоего безрассудства и дерзости!" И, действительно, на другой день ее сын сорвался с высокого дерева и по предсказанию преподобного — испустил дух. (Афонский патерик. Ч. 2. С. 51).

    957. Мать отвергла сына-отступника

    См. также: Любовь к Богу; Мать; Мученик

    Преподобномученик Нектарий обманным путем в юности был совращен в магометанство. Когда одетый в турецкое платье он пришел к своей матери, то благочестивая и мужественная женщина и любящая мать, увидев его в таком одеянии, сказала: "Не подходи ко мне! Я не знаю, кто ты такой." Юноша сознался, что он сделался магометанином. Но добрая и истинная христианка еще с большей уверенностью сказала: "Прочь отсюда! Я родила тебя христианином Николаем, убирайся отсюда сейчас же, чтобы не видели тебя мои глаза." Слова доброй матери до глубины пронзили сердце сына, как острые стрелы. Только теперь он осознал всю глубину своего бедствия и с великой скорбью, не отвечая ни одного слова своей благочестивой матери, удалился от нее. Придя таким образом в себя, он стал молиться от всей души Богу и Отцу щедрот, чтобы Он помиловал его, как познавшего свое беззаконие и имеющего свой грех пред собой, чтобы Он Сам, Им же весть образом, наставил его на путь правый. Удалившись на Афон, он принес там искреннее покаяние в отступничестве, принял монашество, а через некоторое время добровольно и бесстрашно исповедал Христа перед турецкими властями, за что и принял мученическую кончину. (Афонский патерик. Ч. 2. С. 349).

    958. Благоразумный сын предпочел нарушить клятву, данную по неопытности злому человеку, чем исполнить его совет — поссориться с отцом

    См. также: Клятва неразумная

    Некий человек имел весьма почтительного и послушного сына. Один злой человек, желая поссорить его с отцом, сказал: "Поклянись мне в том, что, как я научу тебя, так ты и поступишь по отношению к своему отцу." Неопытный юноша, не подозревая ничего худого, поклялся. Злой человек затем и говорит: "Ступай же и сейчас же поссорься с отцом, досади ему и нанеси сердечные раны словом, глядя с наглостью в его глаза. Да смотри же, непременно исполни все, что я тебе говорю. Не забывай, что ты мне дал в этом клятву." Сын, услышав такие слова, понял, наконец, с кем имеет дело, и злому наушнику отвечал: "Я вижу в тебе человека лживого, врага моему отцу и желающего погибели моей душе. Поэтому знай, что тебе никогда не соблазнить меня, как соблазнил змий Еву, и никогда не ввести в заблуждение злобой и хитростью. Я ненавижу твой безбожный совет и никогда не перестану повиноваться своему отцу ради спасения моей души. И уши свои от слышания твоих слов я ограждаю крестным знамением, чтобы в них не вошли они и чтобы избежать твоей лести." Так и Апостол повелевает нам удаляться от всякого лукавого человека и молиться Богу, чтобы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть (2 Кор. 13, 7). (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 521).

    959. Соблюдение заповеди отца спасло юношу от злой смерти

    См. также: Послушание; Самопожертвование; Храм

    У некоего благочестивого мужа был единственный сын. В той стране, где они жили, случился голод, а они были бедны, и им грозила голодная смерть. Вот и сказал отец: "Сын мой, ты видишь, что мы дошли до того, что нам нечего есть. Согласись на то, чтобы я продал тебя в рабство, тогда и ты останешься жив и мы, твои родители, с голода не умрем." Послушный сын отвечал: "Делай, отче, как тебе угодно." Отец отвел его к одному из вельмож и продал в рабство. Прощаясь с сыном, отец сказал: "Сын мой, вот какую я оставляю тебе заповедь: когда будешь проходить мимо церкви и узнаешь, что в ней в это время идет служба, не проходи мимо, войди и стой непременно до окончания службы." Послушный сын, служа у вельможи, в точности исполнял завет отца. Прошел год, все шло благополучно. Но вот однажды отрок случайно узнал об одном беззаконном деле своей госпожи, соучастником которого был его сотоварищ по службе. Благочестивый отрок никому о своем открытии не сказал и только молил Бога о прощении согрешивших. Но злая госпожа, зная, что отроку известен ее грех, с досады и стыда решилась погубить его. "Твой новокупленный раб, — сказала она мужу, — замышляет на твою жизнь, и я советую тебе избавиться от него, убить его." Муж послушался злого совета своей жены и, повидавшись с начальником города, сказал ему: "Я пришлю к тебе порознь своих рабов. Первому, который придет к тебе с полотенцем, ты с помощью палача отруби голову, а второму, который придет после, отдай эту голову, чтобы он принес ее ко мне." Возвратившись домой, вельможа дал оклеветанному отроку полотенце и послал к палачу. Не зная, что идет на смерть, благочестивый отрок, проходя мимо церкви, в которой шла служба, помня завет отца, вошел и стал дожидаться окончания службы. Между тем злая госпожа, желая скорее видеть голову невинного отрока, послала соучастника своего беззакония, любимца-раба, тоже к палачу. Случилось так, что и этот раб зашел в церковь, где был благочестивый отрок, и тот спросил своего товарища: "Куда идешь?" — "К палачу мне велено идти." Благочестивый отрок сказал: "И я туда же с полотенцем послан. Так зачем нам сейчас обоим идти? Возьми полотенце и снеси его, а я после зайду." Любимец госпожи взял полотенце, принес к палачу, и тот тотчас же отрубил ему голову. Благочестивый же юноша по родительской заповеди достоял до конца всю службу, а затем пошел к палачу. Тот отдал ему завернутую в полотенце голову раба и сказал: "Неси ее к своему господину." Каково же было изумление господина и его жены, когда они увидели посланного на смерть живым и голову того, который должен возвратиться невредимым! "Как это случилось?" — спросили отрока. Он сказал перед всеми: "Исполняя завет своего отца, я зашел в церковь, чтобы отстоять в ней до окончания службы, но туда же пришел и раб, посланный вами после меня. Я попросил его сходить к палачу прежде меня. Он пошел первый и умер, а я — после него и возвратился живым." И все, заключает сказание, "прославиша Бога, яко соблюден бысть отрок от смерти, сотворивый заповедь отчу, а виноватый зле умре." (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 655).

    Родственники

    См. также: Доброделание № 244.

    Ропот

    См. также: Терпение № 1147.

    Рукоположение

    См. также: Епископ № 254.








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке