Характеристика

"Гербалайф" – типичный коммерческий культ, хотя и без выраженной религиозной направленности, но со всеми остальными характерными чертами деструктивного культа. Например, "Гербалайф" классифицирован как деструктивный культ в книге А.И.Хвыли-Олинтера "Опасные тоталитарные формы религиозных сект" (1996 г.)[1221].

Фирма устремлена работать лишь за границей, хотя в США имеется свой внутренний рынок, свои экологически неблагополучные районы[1222].

Распространяемый продукт – "Гербалайф". Сейчас существует уже более 100 наименований пищевых добавок "Гербалайфа" (далее по тексту – "продукт"), одна из них – "Термоджетикс". Продукт, по словам распространителей, необходимо принимать в течение 30 дней, только тогда якобы будет стопроцентный успех.

По данным парижской газеты "Пувель обсервер", отмечаются связи "Гербалайфа" с мунитами[1223]. В средствах массовой информации неоднократно, например в[1224] и[1225], проходила информация о связях "Гербалайфа" с "Церковью саентологии", есть предположения некоторых западных экспертов о том, что "Гербалайф", возможно, является дочерней фирмой "Церкви саентологии", только это тщательно скрывается.

Характеристики "Гербалайфа", позволяющие квалифицировать его как деструктивный культ[1226]:

1. Жесткая иерархическая структура.

На мысли о сектантской природе "Гербалайфа" наводят также символы, значки фирмы, для каждого уровня свой. Данные о дилерах внесены в компьютер фирмы. Туда же идут паспортные данные тех, кто покупает продукт, якобы для контроля за тем, как идет потребление. Особо проявивших себя на поприще продажи "Гербалайфа" везут на учебу в Израиль и США, где с этими людьми серьезно работают, например, общению с людьми учит ученик Дейла Карнеги. Но это уже достаточно высокая ступень, на которую можно подняться, лишь пройдя уровни продавца, супер-вайзера, менеджера. На каждом этапе существует свой уровень посвященности, подготовленности, доходов. Культ организован по принципу финансовой пирамиды, на верхушке которой находятся "команда миллионеров", "команда президентов", "команда директоров". Бизнес организован, мягко говоря, странно. Подписавший контракт с фирмой не является ее работником, а лишь сотрудничает с ней. Он обязан на свои деньги купить набор продукта, значки, которые обязан носить, брошюры, диктофон, необходимое для демонстрации процесса приготовления продукта оборудование (миксеры и прочее).

2. Претензии на "харизматическое" лидерство.

Среди распространителей есть такое понятие, как "вдохновение свыше", провозглашение особой мудрости и требование беспрекословного согласия с властью и привилегией. Активно пропагандируется и поддерживается культ личности Марка Хьюза, "доброго президента и основателя".

3. Внешняя благопристойность и сокрытие истинных целей. Меркантильные цели скрываются за ширмой распространения методов похудения и приобщения к здоровью. Хьюз учил, что нужно вербовать людей, не сумевших раскрыть свой талант в обычной жизни. Его лозунг: "У нас больше возможностей, чем у вас проблем". Поэтому вербовщики не нацелены на людей, имеющих деньги и здоровье, задающих вопросы и сомневающихся. Приманка похудения превращена в фетиш.

4. Сокрытие истинных последствии своей деятельности. Продукт не является медицинским препаратом, в Институте лечебного питания Академии медицинских наук Российской Федерации, где проводилась экспертиза продукта, ответили, что "от набора трав, входящих в состав продукта похудеть нельзя". В печати неоднократно появлялись сообщения о вреде пищевых добавок "Гербалайф" для здоровья. Контроль осуществляют сами продавцы без врачей.

Распространители "Гербалайфа" утверждают, что предлагаемый ими продукт Хьюз разработал в сотрудничестве с космическим агентством США – НАСА, что весьма сомнительно, хотя бы уже потому, что поначалу Хьюз распространял его, торгуя из кузова собственного автомобиля на манер наших фермеров, торгующих картошкой. Кроме того указывается, что продукт сделан на основе проработки Хьюзом привезенных им с Тибета 4 тысяч собранных там (по другим версиям распространителей, 5 тысяч украденных) рецептов лекарств из трав, что также очень сомнительно, если исходить из анализа тогдашней политической обстановки на Тибете. Кроме того, тот, кто по-настоящему знаком с тибетской медициной, знает: если там берутся за лечение больного местными травами (это относится и к тем случаям, когда к тибетским целителям обращается приезжий, будь то американец или европеец), то буквально каждую травку собирают по часам – в определенный день и в определенное время суток. Только тогда она может дать эффект. Понятно, что поставить на поток производство подобных трав попросту невозможно.

При вербовке новичкам показываются фотографии одних и тех же людей, представленных на одних снимках безобразно оплывших жиром или пораженных кожными заболеваниями, на других – стройными красавцами с чистой кожей. В настоящее время существует программное обеспечение, позволяющее сделать с нормального человека его компьютерную модель "толстяка", скорее всего именно так и поступают распространители "Гербалайфа"

5. Применение техник контроля сознания для создания у адептов "культового менталитета", которые сводятся к следующему:

формируется в той или иной форме убеждение, что "цели оправдывают средства", и что любое действие приемлемо постольку, поскольку оно способствует целям "Гербалайфа";
использование специальных диет: адептам "Гербалайфа" рекомендовано питаться исключительно по методикам культа с постоянным применением пищевых добавок "Гербалайфа"; известно высказывание Марка Хьюза: "Кардинальное изменение привычек питания – вот что делает "Гербалайф" самой могущественной компанией и самой большой возможностью для всего мира";
формируется тоталитарное мировоззрение и поддерживается элитарная ментальность, т.е. идеология принадлежности к элитарному, избранному обществу, использующему "революционный" метод приобщения к здоровью, новой жизни и т.п., особый культовый стиль жизни "гербалайфиста";
создается прямая и скрытая зависимость адептов от культа:
психологическая, финансовая (достигшим высоких уровней в иерархии "Гербалайфа" уже наплевать на все кроме "Гербалайфа", сделавшего их могущественными и богатыми людьми, они слепо верят в фирму, в "дорогого нашего доброго президента и основателя").Присутствует также и физическая зависимость: некоторые исследователи указывают на сходную с наркотической зависимость распространителей "Гербалайфа" от пищевых добавок. Набрав в свои ряды людей, жаждущих денег или несостоявшихся, фирма становится для них не просто работой, а смыслом и образом жизни.

6. Закрытость.

Фирма активно работает, но при этом старается быть невидимой. Весьма интересны принципы функционирования сети распространения продукта. Сотрудничающим с фирмой запрещено упоминать даже название продукта в средствах массовой информации. Он, по словам продавцов, распространяется "от сердца к сердцу", то есть из рук в руки и за наличные. Человек, распространявший продукт около года, на вопрос о структуре сети дилеров ответил, что схема распространения "Гербалайфа" идентична схеме распространения наркотиков.

7. Наличие мистической окраски доктрины.

Некоторые продавцы с упоением говорят об "энергетической заряженности" продукта, "эмоциональных качелях" и прочей мистике. В торговле "Гербалайфом" некоторое время принимал участие центр Джуны Давиташвили. Слова Хьюза: "Мы не торговцы, мы – миссионеры" дают еще большие основания отнести "Гербалайф" в разряд деструктивных культов.

8. Наличие доктрин для внутреннего употребления и внешнего окружения.

В брошюрах фирмы, для подписавших с ней контракт, содержатся подробные инструкции по идентификации потенциальных клиентов в толпе, по вербовке людей, по постоянному наблюдению за ними, расписано даже количество звонков, которые должен сделать продавец купившему после продажи.

9. Претензии на истину в последней инстанции. Полная нетерпимость или, по меньшей мере, снисходительно пренебрежительное отношение к официальной медицине.

10. Активный прозелитизм.

Активный прозелитизм является неотъемлемой обязанностью адептов вовлекать в культ новых членов. По словам продавцов, зарплату им "платят не за количество проданного продукта, а за количество обученных", то есть за количество вовлеченных, завербованных. За каждого завербованного, подписавшего контракт, чьи данные пошли в компьютер, завербовавшему начисляются очки, а если завербованный продал 4 набора продукта, завербовавшему причитается 25 долларов премии.

На основе вышеизложенного и анализа других коммерческих культов выделим ряд критериев, по которым можно будет оценивать степень достоверности отнесения данной организации в разряд деструктивных культов коммерческого характера (Коммерческий культ – деструктивный культ без выраженной религиозной направленности, но со всеми остальными характерными признаками и чертами деструктивного культа):

Чрезмерная необоснованная закрытость фирмы:
фирма активно работает, но при этом старается быть невидимой;
отсутствие открытой рекламы продукции фирмы, сотрудники при продаже товара открыто фирму не афишируют, запрещение сотрудничающим с фирмой упоминать даже название продукта в средствах массовой информации;
сеть дилеров фирмы построена аналогично сети распространения наркотиков, распространение продукта фирмы "от сердца к сердцу", то есть из рук в руки и за наличные;
жесткая градация персонала фирмы по уровням посвященности в объективную информацию о фирме и ее целях;
неординарные формы заключения контрактов фирмы со своими работниками, например, подписавший контракт с фирмой не является ее работником, а лишь сотрудничает с ней, покупая ее продукцию на свои деньги для распространения; при этом фирма организована по принципу финансовой пирамиды, на верхушке которой находятся само руководство фирмы и ограниченный круг высокооплачиваемых руководителей среднего звена, а низовые структуры получают весьма ограниченные доходы.
Применение техник контроля сознания для создания у сотрудников фирмы "культового менталитета", которые сводятся к следующему:
формируется убеждение, что "цели оправдывают средства", и что любое действие приемлемо постольку, поскольку оно способствует целям фирмы;
культивирование в среде сотрудников фирмы повседневного пользования продукцией фирмы; в фирмах оздоровительной направленности – использование специальных диет: сотрудникам рекомендовано питаться исключительно по методикам фирмы с постоянным потреблением продукта фирмы;
формируется тоталитарное мировоззрение и поддерживается элитарная ментальность: идеология принадлежности к элитарному, избранному обществу, использующему "революционный" метод приобщения к здоровью, новой жизни и т.п., особый культовый стиль жизни;
фирма становится для сотрудников не просто работой, а смыслом и образом жизни;
соответствие каждому уровню посвященности своего типа значков, которые работники фирмы обязаны носить;
создается кроме финансовой зависимости от фирмы также прямая и скрытая зависимость сотрудников: психологическая и физическая, в том числе наркотическая, зависимость от продукта фирмы, как это отчасти имеет место в "Гербалайфе" в отношении пищевых добавок.
Наличие мистической окраски доктрины:
рекламирование продавцами некой "энергетической заряженности" продукта фирмы ("космическая подзарядка" и прочая мистика);
высказывания руководителей фирмы о некой своей "миссионерской" деятельности и т.п.;
тесные связи с религиозными деструктивными культами, в том числе участие последних в распространении продукта фирмы.
Активный прозелитизм сотрудников фирмы:
наличие в фирме штата сотрудников, зарплату которым платят не за количество проданного продукта, а за количество "обученных", то есть за количество вовлеченных, завербованных;
обманная вербовка новых сотрудников;
использование техник "группового давления" при вербовке новых сотрудников (предварительный сбор их для массового приема (посвящения) в фирму во дворцах культуры, кинотеатрах и т.п.;
вербовка людей, не сумевших самореализоваться, не сумевших раскрыть свой талант в обычной жизни.
Претензии основателя фирмы на "харизматическое" лидерство:
упоминание вдохновения свыше:
провозглашение особой мудрости основателя (руководителя) фирмы и требование беспрекословного согласия с властью и привилегиями;
активная пропаганда и поддержание культа личности основателя (руководителя) фирмы.
Претензии на истину в последней инстанции.
Полная нетерпимость или, по меньшей мере, снисходительно-пренебрежительное отношение к официальной науке, в частности, медицине, если деятельность фирмы имеет оздоровительную направленность.
Сокрытие истинных целей за декларируемыми благими целями:
меркантильные цели скрываются за ширмой распространения методов похудения и приобщения к здоровью и прочих благих целей;
фирма устремлена работать лишь за границей при наличии в своей стране своего широкого внутреннего рынка сбыта продукции фирмы.
Сокрытие истинных последствий своей деятельности:
создатели (основатели) фирмы не имеют соответствующего образования в той области, где они "совершили революционный переворот в технологии";
продукт в действительности не обладает рекламируемыми качествами или вообще тем, чем его представляют;
при рекламе продукта фирмы активно используются ложь, недомолвки, иносказания;
утверждение продавцами продукта фирмы об отсутствии необходимости профессионального медицинского контроля за ходом "лечения" продуктом фирмы, если деятельность фирмы имеет оздоровительную направленность.


Примечания:



1

Кураев А. Новый закон о свободе совести уже устарел // Миссионерское обозрение (Белгород).- 1996.- №8



12

Миссионерское обозрение (Белгород).- 1995.- №1.



122

LaVey, A. Satanic bible.- New York: Avon Books, 1969.



1221

Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект.- М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996.- 83 с.



1222

Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации (В помощь епархиальному миссионеру) / Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ.- Белгород, 1996.- 80 с.



1223

Гербалайф – лечит или калечит? // Рабочая трибуна, 21 января 1995 г.



1224

Гербалайф – лечит или калечит? // Рабочая трибуна, 21 января 1995 г.



1225

Долгополова С., Малаш Л. Крестовый поход изуверов // Мегаполис-Экспресс, 1 ноября 1995 г.



1226

Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации (В помощь епархиальному миссионеру) / Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ.- Белгород, 1996.- 80 с.








Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке