• Предпоследнее разочарование
  • "Неужели вы никогда не испытывали радость?.."
  • Робкая истина
  • Конец надежды — начало революции
  • "Господи! Почему Ты покинул меня?"
  • Оккультные трюки ума
  • Истинное смирение — принятие того, что есть
  • Злодей или духовный брат святого?
  • Безобразная красота
  • Релаксация ума
  • Истории для понимания
  • Верю и не верю

    Сосед пришел к Молле Насреддину.

    — Молла, — сказал он, — дай мне твоего осла, я отвезу мешок пшеницы на мельницу.

    — Клянусь головой, осла нет дома, сынишка тоже повез пшеницу на мельницу.

    Не успел Молла промолвить эти слова, как осел заревел в стойле. Сосед, услыхав его рев, сказал:

    — Разве это по-соседски? Осел же дома.

    — Как тебе не стыдно, — ответил обозленный Молла, — ты веришь не мне, пожилому человеку с бородой, а ослу в стойле.

    Предпоследнее разочарование

    — Здравствуйте. Я очень рад нашей встрече с вами. Хотелось бы услышать, какие вопросы и запросы появились у вас к сегодняшнему дню.

    — Мне трудно сформулировать какой-либо определенный запрос. Но хотелось бы сказать о том, что я чувствую. Я чувствую, что больше ни во что не верю. Мои убеждения, которые казались такими глобальными, незыблемыми, единственно правильными, теперь как бы обесценились. Я неожиданно для себя увидела свои духовные искания как хождение по одним и тем же кругам. Такое впечатление, что нет никакого выхода из этого.

    — Нет выхода из чего?

    — Из того замкнутого круга, по которому я хожу. Мне сейчас кажется, что нет смысла ни в каких духовных исканиях, в поиске новых знаний. Сегодня утром я хотела все это бросить и жить только в материальном. Я даже увидела совершенно отчетливо, что с левой стороны моего тела было пустое пространство, а с правой стороны были какие-то конкретные формы. И все мои материальные проблемы находились с правой стороны, в этих формах. И тогда я как бы перешла в середину, между тем и этим. Затем я перешла в правую сторону, в эти проблемы, и поняла, что я не хочу и уже не могу жить только вот в этих формах: жить только этими проблемами и решать только эти проблемы. В общем, очень странное состояние, которое трудно передать.

    — Сейчас многие люди говорят о духовности. Вы тоже произносили это слово. Вы сказали: "Я устала от духовных исканий". А что такое духовные искания и чем они отличаются от материальных?

    С тем, что такое материальный мир, знакомится всякий, родившийся в человеческом теле. Он узнает о том, что такое материальные блага и почему ими хорошо обладать. Многих людей такие объяснения вполне устраивают, и они уже не ищут ничего другого, а всю свою энергию пускают на борьбу за обладание тем, что называют материальными благами. Некоторые люди разочаровываются в такой деятельности и начинают искать что-то другое. Обычно это называют духовным поиском. Отношение общества к так называемой духовности может быть различным: от признания и превознесения до отрицания и преследования, Однако всегда существовали люди, которые называли себя духовными. На что вы хотите направить свою энергию?

    — В жизни каждого человека много проблем, которые приходится постоянно решать. Но на смену одним проблемам приходят другие, и так бесконечно. Это какой-то замкнутый круг.

    — Но ведь будучи в теле, живя в теле, в этом мире невозможно избежать определенных проблем, в частности свое тело нужно хотя бы кормить. Вообще уйти от этого полностью не удается никому из живущих в этом мире. Даже какой-нибудь пустынник, затворник, монах вынужден выполнять определенные действия для поддержания своего тела, потому что если он не будет этого делать, он просто уйдет из этого мира. У каждого из нас имеются такие проблемы. Есть они и у вас. Да? Они и сейчас остались?

    — Да, они остались и сейчас.

    — А в чем вы разочаровались? Почему сказали, что у вас нет теперь веры? Во что вы верили и что это вам давало?

    — Я не могу сказать конкретно.

    — Вы говорили о том, что у вас уходит вера.

    — Я пыталась использовать какие-то оккультные, эзотерические, психологические знания, чтобы решить свои проблемы. Я знакомилась с различными подходами, методами, техниками и пыталась с их помощью понять причины своих проблем и способы их решения. За время знакомства с различными направлениями, различными способами, методами, религиозными направлениями у меня сформировались и накопились какие-то знания, сформировался какой-то взгляд. Я пыталась использовать эти знания для решения своих проблем в той обычной, бытовой жизни, в которой я находилась. Ведь всегда хочется как-то применить и использовать то новое, что узнал.

    — Хорошо. И что же происходило у вас в связи с этим?

    — Сейчас я вижу, что ничего реально не происходило. Проблемы сами по себе, а эти методы, с которыми я подходила к их решению, сами по себе. Ничего не изменилось. Я вижу, что как я реагировала, так и продолжаю реагировать. Никаких изменений нет. А ведь я их ждала, я верила, что они будут. Я верила в то, что эти необычные, духовные знания изменят мою жизнь.

    — А каких изменений вы ожидали?

    — Меня не устраивали негативные состояния, которые я испытывала: раздражение, ненависть, мое отношение к людям. Мне хотелось чего-то лучшего. Мне хотелось больше любви, красоты, хороших взаимоотношений. И, наверное, я построила себе иллюзию, что с помощью каких-то необычных знаний я смогу все это приобрести, то есть каким-то образом измениться сама и не испытывать те негативные состояния, которые я испытывала.

    — Значит, у вас были какие-то состояния, которые вас не устраивали. Поэтому вы стали искать необычные знания в надежде, что они помогут вам решить ваши проблемы. Так? Причем, как я понял, вы искали их и в религии, и в психологии, и в эзотерике и т. д.

    — Да, именно так. В разных направлениях.

    — К чему же это привело? Нашли ли вы эти знания?

    — Да, в голове стало еще больше всяких представлений, в результате чего я еще больше запуталась. Всякую свою проблему я стала подводить под рамки изучаемой мною системы. При этом никак не могла совместить взгляды разных систем, которые я изучала. Мои проблемы не разрешались, а только еще больше запутывались.

    — Вы говорите, что у вас в голове прибавилось знаний, но это еще больше запутало вас и внесло еще больший хаос во все то, что происходит с вами. Я правильно понял вас?

    — Да, это так.

    "Неужели вы никогда не испытывали радость?.."

    — Так, что же это за знания и во что вы перестаете, как вы говорите, верить? Могут ли эти знания что-либо дать вам? Вы хотели каких-то новых состояний, как говорите. Получали ли вы эти состояния в процессе усвоения этих знаний?

    — Были какие-то моменты, мгновения, но они так же быстро исчезали. Например, когда был период религиозного характера, я испытывала какую-то радость, благостность, потом, правда, все это прошло и сменилось обратным.

    — А испытывали ли вы радость в своей жизни до того, как встретились с этим религиозным направлением, когда вы еще не считали себя последователем какой-либо религиозной системы? В детстве у вас бывали радостные дни?

    — Из детства радость плохо помню. Все, что я помню из детства, — это что-то больше отрицательное.

    — Неужели не было ни одного часа, ни одной минуты радости? А когда первый раз вам подарили красивое платье, или когда первый раз вы увидели море, или когда вы были на елке?.. Неужели не было никакой радости?

    — Нет, я хотела бы уточнить. Я имею в виду другую радость. Например, когда я что-то делаю бескорыстно и от души. Это у меня вызывает такую радость!

    — И вы это делаете?

    — Да.

    — Нужны ли вам для этого какие-то специальные, тайные знания или приверженность к какой-то религии.

    — Нет, не нужно. Но хотелось бы, чтобы это были не мгновения, а чтобы эти состояния были постоянно.

    — Вы хотите, чтобы эта радость и удовольствия были постоянно и никогда не прекращались. Чтобы вы с радостью ложились, с ней вставали, чтобы вы с ней были всегда. Да?

    — Да.

    — Именно в связи с этим вы и чувствуете сейчас неудовлетворение?

    Если человек чувствует какое-либо разочарование, неудовлетворение, то обычно пытается найти причину этого и, в конце концов, находит ее с помощью различных теорий и концепций, предложенных кем-то. Но при этом не устраняется сама суть проблемы, которая заключается в наличии ожидания, в желании получить что-то: знания, материальные вещи или что-нибудь еще. Не является ли ваше состояние разочарования результатом несоответствия того, что вы ожидали, тому, что вы имеете?

    — Возможно, это так. Сегодня утром я плакала, у меня просто была истерика. Не могу сказать, что для этого был какой-то конкретный повод. Вообще, я заметила, что в последнее время, особенно последний месяц, у меня участилось состояние, которое можно сравнить с раздражением, тоской… Вообще, слова так ущербны по сравнению с тем, что я испытывала.

    — Когда человек говорит: "Я хочу чего-то нового", как вы считаете, у него есть какое-то представление о том, что есть это новое? Почему иногда он радуется тому, что происходило на занятии, встречах, в которых он участвовал в поисках нового, а иногда он расстраивается и подавлен. Как вы думаете, что лежит в основе таких колебаний чувств? Есть ли что-то такое, что человек ждет и предполагает получить, говоря, что он хочет чего-то нового. Есть у него какое-то представление о том, что это такое, о том, чего он, собственно, хочет, когда говорит, что он хочет нового?

    — Чаще всего да. Я испытывала очень приятные состояния, и хотелось бы, конечно, чтобы они были постоянно.

    — Смотрите. Сейчас вы говорите о состоянии, о приятном состоянии, до этого вы говорили о желании чего-то нового. Не замечали ли вы, что человек, говоря о желании чего-то нового, на самом деле чаще всего стремится повторить некоторые приятные для него состояния, которые он уже когда-то в прошлом испытывал? А что такое приятное состояние? Это такое состояние, которое он называет приятным, то есть то состояние, которое он определил для себя как приятное. Если ему удалось повторить это состояние, то он говорит: "Все хорошо, все было очень прекрасно, я получил много нового". Но действительно ли он получил что-то новое? У меня очень большой вопрос в отношении этого. То, что он повторно пережил какое-то состояние, которое он определяет для себя как приятное и стремится к нему, это так. Но получил ли он что-то действительно новое? Вот это для меня очень большой вопрос.

    Я такое очень часто наблюдал на проводимых мной встречах, семинарах, консультациях. Когда человеку хорошо, то есть он еще раз пережил состояние, которое ему нравится, он говорит, что было очень здорово, что он получил очень много нового, очень много полезного, у него идут изменения. То есть он перечисляет целый набор критериев, с помощью которых сам себя убеждает, что все хорошо, что сюда стоит ходить, что именно здесь есть все, что он хотел. Если же человек испытывает какие-то чувства и ощущения, которые он определяет для себя как неприятные, то он говорит то же самое, только с противоположным знаком, с минусом. Ничего нового я не получил, ничего полезного я не приобрел и т. д. Вы не обращали внимание на такую закономерность реагирования у других людей или у себя?

    — Обращал. Фактически, куда бы ни пошел, ничего нового узнать невозможно.

    Робкая истина

    — Да, но мы все время говорим, что хотим узнать что-то новое. Многие постоянно говорят об этом.

    — Да, мы все время идем с этим лозунгом, но вы знаете, у меня были такие ситуации, в которых мне было и приятно, и комфортно, но все равно я понимала, что ничего нового я не узнала.

    — А кто это понимает, что вы ничего нового не узнали?

    — Ну, ум, конечно.

    — А кто поймет, что вы узнали что-то новое? Как вы видите состояние человека, когда в него входит что-то новое? Обратите внимание, что я говорю: "В него это входит". Я не говорю, что он взял, я говорю, что в него это входит. Можете почувствовать разницу между тем и другим?

    — Пока нет.

    — Человек приходит, например, в библиотеку, потому что не знаком с каким-то разделом, допустим, химии и хочет его узнать. Он берет соответствующую книгу, прочитывает ее и теперь он знает этот раздел. Такое бывает?

    — Бывает.

    — Узнал ли этот человек что-то новое? С одной стороны, это так. Он взял это знание и запомнил его. Можно сказать, что теперь он им обладает. Но является ли это знание его знанием или он просто взял и выучил то, что было предложено кем-то другим? Может ли он считать это знание своим? Это первый вопрос. Второй вопрос. Является ли это знание новым? Ведь тот, кто писал эту книгу, скорее всего сам использовал и опирался на знания, полученные от других. Возможно, его взгляды были обусловлены верованиями и убеждениями, разделяемыми сообществом ученых, работающих в данной области.

    — Для человека, незнакомого с этими взглядами, они являются новыми.

    — С одной стороны, это так. Он этого не знал, теперь он это знает. Он взял это знание, выучил и может повторить. Обратите внимание, что этот человек уже знал, что он хочет, чего ему не достает. Он знал, что это и где это можно взять. Но является ли взятое им из книги знание действительно новым? Кто востребовал это знание? Его востребовал ум этого человека для того, чтобы заполнить какую-то брешь, которая образовалась в нем в связи с желанием что-то получить, чего-то достичь. Возможно, он выполнял какое-то задание, которое ему дали в учебном заведении, или писал диссертацию или еще что-нибудь. Но все это связано с желанием его ума достичь какой-то цели. А если эти цели возникли из неудовлетворенности ума, значит, они находятся в его сфере. А может ли быть что-либо новое в сфере ума или это всегда повторение одного и того же?

    Мы об этом уже не раз говорили. Почему? Потому что здесь мы не занимаемся просто накапливанием и увеличением количества знаний, относящихся к сфере обусловленного ума. Если бы именно это было главным в наших встречах, я бы что-то вам рассказывал, а вы бы это запоминали и все. Ваш ум радовался бы этому, потому что получал бы нужную ему пищу, но ничего действительно нового не могло бы произойти. Ведь что такое знание, как оно понимается в обычных учебных заведениях? Это какая-либо информация, которая передается обучающимся для того, чтобы они ее запомнили и могли повторить. Ведь это фактически настройка ума на строго определенный ракурс видения того, что является предметом обучения. Такое обучение делает ум жестким и уверенным в своей правоте, что, в конечном счете, приводит к его деградации.

    Здесь мы учимся учиться, мы исследуем в себе то, что выходит за рамки обусловленностей ума, созданных традиционным воспитанием и обучением. Мы стараемся прикоснуться к чему-то действительно новому и неизвестному, увидеть привычное необычным взглядом. Это новое видение невозможно взять, как мы это привыкли делать, но оно может войти в нас, если мы будем открыты для него. Если мы будем способны освободить свой ум от привычных для него взглядов, суждений, убеждений и верований. Целостное видение позволяет нам видеть ограничения, созданные нашим умом, а это и есть прозрение, истина.

    Но может ли войти эта истина в нас, как входит робкий человек в большую комнату, где много важных людей, которые с недоумением и недовольством смотрят на незваного гостя? Будет ли истина довольствоваться маленьким пространством в углу комнаты, которое оказалось свободным просто потому, что никто его еще не занял? Так ли входит истина? Робко — туда, где есть свободное местечко? Или, если она входит, то входит полностью, очищая все, что она встречает на своем пути, и убирая все, что мешает ей войти? Может ли истина войти потихонечку, чуть-чуть? Как вы считаете? Может ли неизвестное войти туда, где все занято старым, привычным? Или новое — это тотальная революция, полное изменение всего, что было?

    — Мне кажется, что это революция. Если оно вошло, ничто не может остаться прежним, таким, как было.

    Конец надежды — начало революции

    — А если мы используем аналогию с процессами, происходящими в обществе, то когда и почему происходят революции? Если, например, в народе сильна вера в какой-либо символ: в церковь, в монархию, в доллар… Велика ли вероятность возникновения революции?

    — Скорее всего, нет. Я думаю, что это происходит тогда, когда возникает и усиливается безверие.

    — Когда возникает разочарование в том, во что верили. Например, в монархической стране в силу различных обстоятельств поколеблена и разрушается вера в монарха и монархию вообще. Но так как эта вера была главной связующей силой в этой стране, наступают безверие и хаос. И тогда появляются люди, имеющие какую-то другую веру. Например, в свое время, когда монархия в России начала разрушаться, появились те, кто называл себя марксистами, коммунистами, большевиками. Они верили в коммунизм. Хотя они называли себя атеистами, материалистами, то, что они предлагали, явилось просто другой формой ортодоксальной религии. Они верили в свои символы — символы коммунизма. Во имя и ради них они были готовы на любые жертвы, и эти жертвы приносили. Огромное количество людей было убито во имя "светлого будущего". Мы все это прекрасно знаем.

    Так на смену одной вере пришла другая. Потому что состояние безверия, отсутствия надежды на что-то лучшее — это состояние, которое в обществе приводит к революции, беспорядкам, хаосу. Долго ли государство может выдержать такое состояние и, вообще, является ли оно государством, если находится в таком состоянии длительное время? Государство — это определенная структура, которая стремится укрепить, усилить и удержать свою власть и влияние. Чтобы государство существовало, должна быть экономика, должна быть идеология, то есть должна быть вера в какие-то идеалы и символы. Если большая часть населения государства не имеет веры в символы, предлагаемые власть предержащими, общество начинает трещать по швам.

    Это мы можем видеть во внешнем мире. А что мы видим внутри себя? Ведь внешний мир является отражением внутреннего мира людей. То, что происходит во внешнем мире, происходит и во внутреннем мире человека. Так, о чем же говорила девушка, когда сказала, что потеряла веру? Вы ведь об этом говорили?

    — Да, наверное так.

    — А что такое вера?

    — Надежда.

    — Вера и надежда. Это то, без чего ум, личность жить не может. Подавляющее большинство людей во что-то верит. При этом совершенно необязательно быть так называемым религиозным человеком. Каждый верит во что-то свое: во власть, деньги, престиж, того или иного бога и т. п. Если такой человек перестает верить во что-то одно, он найдет что-то другое. Разуверившись в данном политическом движении, будет искать другое, разочаровавшись в каких-то духовных идеях, заменит их другими.

    — Либо найдет способы каким-то образом забыться.

    — Так ведь то, о чем мы сейчас говорим, и есть не что иное, как выработанные обществом способы забыться, то есть уйти от себя. Верить в какие-либо символы — это надежный способ забыть самого себя. Вера, уверенность — это то, что необходимо ложной личности, чтобы сохранить и усилить самое себя, чтобы не допустить вхождения неизвестного.

    Верить можно только во что-то, нельзя верить просто так. Поэтому в качестве символа веры выступает какой-то образ, созданный умом человека. Причем большинство верующих во что-либо людей даже не сами создают такой образ, а получают его в готовом виде в различных политических, религиозных и других организациях.

    Почему для многих людей так необходимы подобные организации и предлагаемые ими символы веры? Потому что они обещают какую-либо награду в будущем для тех, кто верит, например, в "светлое будущее" коммунистического общества или рай на небесах для тех, кто верит в Бога. Верующий человек никогда не остается с самим собой наедине, в нем всегда присутствует образ его веры, не давая ему видеть ничего, что не соответствует этому образу. В результате этого человек жертвует самим собой ради сомнительного успокоения, которое приносит ему вера в некий символ. Надежда и вера — это перенос прошлого в будущее. Таким способом ум все время воспроизводит себя, то есть повторяет одно и то же. Личность думает примерно так: "Сейчас мне плохо и было плохо, но я очень надеюсь, что в будущем мне станет хорошо". И это позволяет верующему человеку доживать свои дни, пребывая в иллюзии каких-то будущих преобразований и улучшений. Но реальное изменение возможно только в настоящем, в данный момент, а не когда-то потом. Если мы непредвзято посмотрим на большинство людей, то увидим, что они живут, повторяя все время одно и то же, при этом веря, что с ними произойдет что-то, в связи с чем их жизнь станет лучше. Обратите внимание, что именно на этом строятся все пропагандистские кампании: рекламные, политические, религиозные и другие. Огромное количество людей живет какой-либо верой и надеждой. А зачем нужны вера и надежда, если вы находитесь в реальности, здесь и сейчас? Вера и надежда — это то, что обращает нас к будущему в связи с тем, что нас не удовлетворяет наше настоящее. Но то, что мы считаем настоящим, есть всего лишь наше прошлое.

    Если бы вы действительно находились в реальном, в настоящем, никакой необходимости в вере не возникало бы. Зачем надеяться и верить во что-то, если ты уже находишься в том, что есть? Значит, тебя это не устраивает, и тогда возникает необходимость веры и надежды. Сейчас мы описываем характеристику ума. Мы уже исследовали его с разных сторон, а сейчас смотрим еще и с такого ракурса. Это очень интересный аспект функционирования ума и личности, потому что именно вера и надежда являются тем, что не дает человеку возможности получить что-то действительно новое, увидеть неизвестное. Именно вера и надежда не дают человеку возможности выйти за пределы замкнутой, обусловленной сферы ума. Вера и надежда подобны гравитации, удерживающей человека в сфере фрагментов его ума. Разочаровавшись в одном фрагменте своего ума, он ищет и находит другой. А в уме огромное количество самых разных частей, фрагментов и чтобы перебрать их все, надо очень много времени и усилий. Это огромное многообразие одного и того же. Вера и надежда — это обращение взгляда человека из одного фрагмента, который, как ему кажется, он исчерпал, в другой фрагмент. Это подобно скаканию с кочки на кочку на болоте. Человек, пытаясь выбраться из болота, скачет с кочки на кочку, не видя, что они располагаются по кругу. Ему кажется, что еще один прыжок — и он выберется, Но на самом деле он движется по одному и тому же кругу, возвращаясь к тем же самым кочкам, но не узнавая их. А почему он собственно прыгает, почему бы ему не остановиться и не разобраться в том, что же с ним происходит? А потому, что он верит и надеется.

    "Господи! Почему Ты покинул меня?"

    Посмотрите на человека, который, например, говорит, что он встретил настоящую духовную систему или прошел потрясающий тренинг и что теперь у него потрясающие изменения, он развивается, он движется к чему-то очень важному и значительному. Если вы наблюдательны, то увидите, что он просто верит в это. Он возбуждает себя и других этой верой. Чем больше он надеется и верит, тем больше он возбужден, хотя это необязательно проявляется внешне. Но через какое-то время это возбуждение спадает, на смену этой вере приходит разочарование, и тогда человек вынужден прилагать усилия, чтобы эту веру сохранить. У него усиливаются внутренние мучения. Он сомневается. Но страх потерять опору, которую дает вера, заставляет его прилагать еще больше усилий, чтобы убедить себя в правильности его веры. Самое интересное, что он начинает убеждать (и нередко очень успешно) других людей, при этом на самом деле пытаясь убедить самого себя.

    Встретиться с реальностью, с неизвестным может только тот, кто не станет удерживать уходящую веру и срочно искать другую, а детально и внимательно исследует состояние отсутствия веры. Это состояние, в котором ум перестает цепляться за привычные образы, символы, системы и т. д. Это состояние и есть дверь в неизвестное, неизведанное, дверь к самому себе. Разрешите вы себе подойти к этой двери или опять сбежите от нее в поисках очередной иллюзорной надежды? Иисус на кресте сказал: "Господи! Почему Ты покинул меня?" Как я могу предположить, это и есть указатель на такое состояние. Это состояние невозможно обойти никому, кто до конца готов идти к самому себе. Потому что либо ты в очередной, тысячу первый раз, меняешь одну иллюзию на другую и опять обретаешь то, что называется верой и надеждой, либо отбрасываешь все это и попадаешь в состояние реальности, в котором нет НИЧЕГО и есть ВСЁ. Именно этого состояния, этой реальности личность и ум боятся больше всего, потому что это состояние безличности, состояние вне ума. Это та полоса, та нейтральная зона, которая находится за самой крайней границей обусловленного ума. За ней область неизвестного. Это область, где обычными словами ничего не может быть выражено и определено. Это не то, что может и хочет вложить обусловленный ум в слово «неизвестное». Ведь это слово используют очень по-разному. Скажем, мне неизвестен какой-то район. Я туда съездил, все посмотрел и теперь считаю, что он стал для меня известным. Это слово в обычном языке используется совершенно в другом смысле. Например, в рекламном ролике голос за кадром говорит: "Катя открыла для себя прокладки 'Олдэйз'". А радостная Катя рассказывает, как она узнала о прекрасных прокладках, о которых раньше ничего не знала. А ведь неизвестное — это то, что за границей ума, это выход за пределы власти и законов обусловленного ума.

    — А это состояние не-ума, оно у человека возникает только в состоянии революции?

    — Не человек попадает туда в результате революции, а революция происходит с ним потому, что он попал туда.

    — Да, я так и думал. Допустим, человек верит, что он хочет в это состояние попасть, и тогда он в это состояние не может попасть. А все-таки, что же там?

    — То, о чем вы спрашиваете, — это реакция вашего обусловленного ума на то, что говорится. Говорится это мной или кем-то еще, не имеет значения, важно видеть реакцию своего ума. Именно привычная реакция ума не позволяет нам войти в неизвестное. Можно подойти к границе ума, дальше уже никто вам ничего не расскажет. Наблюдая за работой своего ума, вы можете увидеть его механистичность, границы и барьеры, которые он построил из своих убеждений, мнений, верований. Увидеть эти барьеры — значит увидеть то, что есть на самом деле. Говорить о неизвестном бессмысленно, это не может быть выражено привычными словами.

    Есть один вопрос, который вы могли бы мне задать. Правда, пока никто еще его не задавал, поэтому я задам его себе сам. Вопрос такой: а зачем я вообще все это говорю, если о главном ничего сказать нельзя? У вас возникал такой вопрос?

    — У меня были такие вопросы.

    — Ну, и как вы отвечали на них?

    — Я не нашла ответа. У меня было раздражение оттого, что не нахожу ответа, и поэтому я их отталкивала. Я не ответила для себя на эти вопросы.

    — Тогда есть следующий вопрос: а зачем вам это? Возможно, вы думали: "Хорошо. Допустим, этот человек что-то понимает. Но он говорит такие странные вещи, — о том, что в словах выразить нельзя. Тогда мне остается только верить в это. Но мне хотелось бы это получить. Как это сделать?" Допустим, есть что-то за пределами ума, но как к этому прийти? Если человек продолжает свой поиск, то он, скорее всего, будет волноваться вопросом: а как этого достичь? Потом может возникнуть и такой вопрос: а как этого достичь быстрее? Также он может волноваться по поводу того, что, может быть, он что-то неправильно делает или что есть путь короче, или, может быть, это не мой путь, а вдруг мой путь какой-то другой? Не возникают ли у вас такие вопросы?

    — Такие вопросы возникали, но я старалась уйти от них.

    — И вам это удалось?

    — Нет.

    — Такие вопросы возникают у многих. Они могут быть нечетко сформулированы, иногда даже неосознанны, но, так или иначе, они есть. Вы можете не сформулировать ответ на эти вопросы, но по тому, что вы продолжаете, начинаете или прекращаете делать, можно увидеть многое из того, что внутри вас происходит. Допустим, вы продолжаете что-то делать, например ходить сюда. При этом вы надеетесь на что-то или уже не надеетесь? А если не надеетесь, то что тогда ходите? А если надеетесь, то на что надеетесь? Существенные это вопросы или нет? Как вы считаете?

    — Для меня это важные вопросы. Они, наверное, у всех возникают: явно или неявно, четко или нечетко, но возникают. Потому что если есть там что-то, о чем вы говорите, то тогда что это? Если это, как вы говорите, описать трудно, назвать нельзя… Но ведь ум все равно найдет какой-то выход, чтобы понять, узнать…

    — А что ваш ум удовлетворяет из того, что здесь происходит? Что вас сюда приводит?

    — Ну, что-то приводит…

    — Что приводит? Если здесь идут такие нападки на ум, то что же ваш ум приводит сюда?

    — Мой ум не очень испуган такими нападками…

    — Он из всего извлекает пользу? Как говорят, если вас насилуют, то расслабьтесь и получите удовольствие. Из этой серии или нет? На самом деле ум может из всего извлечь для себя пользу, если он хитрый. Есть очень хитрые умы.

    Оккультные трюки ума

    Например, существуют профессиональные оккультисты. Для них очень важны магические способности и оккультные знания. Если они узнают что-то новое из этой области, то начинают использовать это в своих личностных интересах: для собственного бизнеса, для повышения своего профессионального престижа и т. п. Они хотят познать неизвестное, но при этом не отказываясь от своей личности. Такое сочетание может дать большие магические возможности, но никогда не даст истинного понимания и видения себя. Все эти оккультные трюки основаны на возможностях ума и поэтому никогда не выходят за его пределы. Кстати, оценены они могут быть тоже только с помощью ума.

    — Я знал таких. Мне пришлось общаться с ними. На самом деле я видел, что они могут. Их было пять человек и они называли себя — Партия. Они говорили, что всегда находятся друг с другом. То, чем они занимаются, конечно, совершенно не то, что здесь… Поэтому у меня и возникал вопрос: можно ли использовать знания во зло? Сейчас я получил ответ на этот вопрос.

    — В представлении двойственного ума существует зло и добро. Но существует ли оно там, где нет двойственности, где все едино? Тем, кто находится в иллюзии двойственности, приходится постоянно решать вопрос, что выбрать. Им кажется, что они выбирают, но на самом деле они просто делают то, что должны делать. Поэтому, если мы говорим о восприятии того, что происходит в мире, обусловленным умом, то в этом всегда присутствует двойственность, полярность. Кто-то открывает атомную энергию, и что в связи с этим происходит? Некто начинает использовать это открытие для создания атомной электростанции. Другой — для изготовления атомной бомбы. Так происходит. Мы не можем не видеть, что какие-то знания, проникая в умы некоторых людей, в дальнейшем используются ими очень по-разному. Например, электричество. Оно используется для того, чтобы осветить и обогреть помещение, но также и для того, чтобы работал электрический стул, на котором убивают человека.

    Профессионалов от оккультизма, военной промышленности, политиков и т. п. знание интересует постольку, поскольку оно дает им возможность добиваться их личных целей. Профессионалы исходят всегда только из личностных интересов. Поэтому все эти возможности, какими бы чудесными они ни казались, являются таковыми только для ума, личности. Это значит, что их культивирование и развитие только укрепляют личность и обусловленный ум, что делает невозможным истинное познание самого себя. Но все это, и в том числе профессиональный оккультизм, есть часть мирового сценария, в котором все происходит так, как должно происходить. Независимо от того, нравится это кому-нибудь или нет. Все это происходит по совершенно четким законам. Поэтому какой смысл судить о том, что не может быть понято умом, ограниченным старыми представлениями. Но так как большинство людей воспринимают мир через призму ума, а ум — это дуальность, то в мире, созданном им, действует закон двойственности, противоположности. Например, появление какого-нибудь святого обязательно вызывает появление какого-нибудь злодея. Таким образом эта двойственность уравновешивается, и в этом и есть проявление закона гармонии, который действует в масштабе того, что можно назвать умом человечества. Действие этого закона предполагает наличие людей, выполняющих полярные, противоположные роли. Таким образом, в глобальном масштабе эти противоположности уравновешиваются. Что же касается какого-либо конкретного человека, его путь строго определен, хотя он может считать, что выбирает его сам. И, скажем, если вам суждено выйти за пределы ума, то это произойдет, каким бы путем вы ни шли. Не человек выбирает тот или иной путь, а Путь выбирает его. Есть пути, которые ведут не к освобождению, а, наоборот, к еще большему заточению.

    — Но тогда мне непонятно, как же можно совместить то, что путь человека определен, и представление о том, что существует выбор.

    — Есть иллюзорный и реальный выбор. Иллюзорный выбор существует в представлении обусловленного ума, ложной личности.

    — Но личность — это тоже часть жизни.

    — Хорошо. Возьмем, например, строительство. Для строительства необходимы блоки или кирпичи. Это строительный материал, из него строятся здания. В строительстве производится большое количество каких-то операций, при которых появляются различные отходы. Например, идет кладка кирпича с помощью раствора. Какая-то часть раствора просто убирается и идет в отходы. Потом эти отходы куда-то увозят, и неизвестно, как долго эти отходы будут ждать возможности, чтобы из них опять получилось что-то, что будет использоваться в строительстве.

    Какой-то кирпич может упасть и сломаться. Некий непритязательный человек возьмет эти две половинки кирпича и употребит их на своей даче, например. Этот кирпич не пропал оттого, что он сломался, он все равно пошел на строительство дома, но какие-то другие, совсем разбитые кирпичи могут стать просто отходами. Является ли злом, несправедливостью то, что некоторые строительные материалы стали отходами? С их точки зрения, возможно и так, но, с точки зрения строителя, это совершенно естественно.

    Что такое зло? Это просто неведение. Понятие зла возникает как следствие фрагментарного, узкого видения того, что происходит. Хотя с точки зрения конкретной личности этот вопрос остается. Поэтому разговоры и обсуждения, направленные на понимание того, что такое добро и зло, я считаю оправданными. Понятие добра и зла зависит от того, в каком масштабе мы его рассматриваем. Смерть диктатора, с точки зрения группы его последователей, может быть злом. С точки зрения народа страны, где диктатор установил военный режим и репрессии, это событие может рассматриваться как добро.

    Истинное смирение — принятие того, что есть

    — Значит все, что с тобой происходит, правильно. Как говорится, что Бог ни делает, все к лучшему. Куда ты попал, там ты и должен быть. С кем ты общаешься, с тем ты и должен общаться. Значит, так надо, значит, я чего-то просто не понимаю, каких-то законов. Значит, я должна подчиняться. Смирение — вот есть такой хороший термин. Смирение.

    — Да. Это позволяет успокоить ум и увидеть реальность, то, что есть на самом деле.

    Но истинное смирение невозможно при наличии идеалов, то есть каких-либо жестких убеждений и верований. Истинное смирение — это полное принятие того, что есть. Но, имея жесткие убеждения, вы не сможете принять то, что им не соответствует. Недавно я смотрел фильм про Колумба "Открытие рая". Там он открывает один из островов и обнаруживает племена аборигенов. Испанцы приплывают туда, и аборигенам это не нравится, потому что испанцы заставляют их платить дань — золото и т. д. Обстановка довольно накаленная. И вот один из этих испанцев отрубает руку одному из аборигенов, потому что, как он считает, тот утаил золото. Это становится поводом для войны. Начинается резня. А ведь первое, что построили испанцы, это церковь. Но у них свои боги, а у аборигенов — свои. Каждый из них верит во что-то свое. Эта вера становится для них оправданием убийства. Они убивают во имя своего бога. Так что вера — это не такая уж безобидная вещь. Веря, что я прав, я начинаю доказывать другим свою точку зрения, не желая учитывать какую-то иную точку зрения. Например, так называемый интеллигентный человек, доказывая свои убеждения, до рукоприкладства обычно не доходит. Но механизм насилия одного обусловленного ума по отношению к другому тот же самый. Потому что один человек просто эмоционально спорит, другой уже доходит до удара, а следующий — до убийства. И все это во имя веры его обусловленного ума в какую-то иллюзию, которую он считает для себя единственной реальностью.

    Когда ты начинаешь исследовать и видеть какие-то механизмы работы ума, то можешь ограничиться несколькими примерами и не идти дальше. Но, если пойти дальше, то можно увидеть, что один и тот же механизм работает во всем. К примеру, очень часто одно и то же называют совершенно разными словами, несущими совершенно разный оттенок. Например, разведчик и шпион. Смотрите, как выработаны в языке уже готовые способы для того, чтобы видеть двойственно, разделенно. Хотя оба эти слова относятся к одному и тому же факту. Но так как видеть этого никто не хочет, поэтому и придумали разные названия. Если один человек называет другого шпионом, то тот обижается, если разведчиком — гордится. Язык, которым мы пользуемся, создан разделяющим двойственным умом и поэтому понятия, которые в нем используются, двойственны. Поэтому он поддерживает фрагментарное и нецелостное восприятие того, что есть.

    — Сегодня я шел по улице и обратил внимание на человека, проходящего мимо. Я не был с ним знаком. Он мне почему-то сразу не понравился. Я подумал: "Ну и рожа…" Я осознал свои мысли и увидел тот образ, через который я на него смотрел. Я подумал, что если бы я с ним сейчас заговорил, то это был бы разговор, уже абсолютно предвзятый. И тут же я подумал: "А если бы я сумел на него посмотреть непредвзято, если бы я был очищен от всех этих матриц, шаблонов и привычных образов, может быть, он мне понравился бы… А может быть, и нет". Вернее, этого вопроса просто не стояло бы. Но если человек хоть одного человека любит, то он будет любить уже, наверное, всех, потому что тогда уже нет различий и оценок. Вот такие мысли у меня были сегодня.

    — Да. Если вам случилось действительно полюбить какого-то человека, то тогда вы любите все, что существует, все, что есть. Если это свершится, то другой человек станет для вас дверью в реальность, в то, где нет разделения. Этот человек и есть тот единственный, который является вашей дверью в бесконечность.

    — Я бы хотел поделиться своим ощущением того, что со мной происходит. Я не всегда могу понять то, что здесь происходит и говорится, но могу сказать, что мой ум, по крайней мере, стал более организован. Он разложил по полочкам некоторые вещи, которые должны были быть мной уяснены. Потому что если этого нет в уме, то к тому, о чем вы говорите, очень трудно, для меня, по крайней мере, прийти вот так, спонтанно. Я читал, что с некоторыми людьми такие вещи случаются неожиданно, спонтанно. Кто-то заболевает, находясь между жизнью и смертью, с кем-то происходит несчастный случай, после чего им открывается какое-то новое видение, какие-то новые способности… Я могу это понять и принять, такое, наверное, бывает и есть. Но мы уже обременены грузом множества знаний, и наш ум сейчас таков, в нем масса всего: много мусора, много полезного. И то, что здесь происходит, позволяет мне сделать ум более организованным, что ли. Отсеять то, что надо, от того, что не надо. По крайней мере, в этом я вижу явное продвижение для себя.

    Что касается другого, того, что вне ума. Путь к этому у каждого, наверное, проходит как-то по-своему. В любом случае, я знаю, что сам должен к этому прийти, сам должен что-то преодолеть и что-то отпускать. Никто за меня этого не сделает. В прошлый раз я задал вопрос: "Как это так, я не понимаю, что значит "видение есть действие"? Мы на эту тему говорили, вы объяснили, и что-то стало более понятным. Кстати, теперь я часто вижу вокруг себя и в себе много того, чего, скажем, раньше я бы не увидел. Очень много интересного начинаешь видеть вокруг… Новые ощущения испытывать… Сейчас я вижу, какие интересные ситуации происходят со мной. Я стал наблюдать и за другими людьми. И даже стыдно иной раз признаться себе, насколько часто поведение людей и мое, в частности, подчиняется самым элементарным инстинктам. Например, увидишь какой-нибудь силуэт в короткой юбке и идешь за ним, как привязанный…

    — Да, очень много проблем создается на сексуальной почве. Сексуальное влечение существует, и это то, что есть независимо от того, нравится вам это или нет. Животные не делают из этого проблему, а люди делают. Даже говорить об этом некоторые считают неприличным, а другие, наоборот, только об этом и говорят.

    Злодей или духовный брат святого?

    — Да, я часто думаю перед тем, как что-то сказать. А стоит ли?

    — А почему человек боится быть откровенным до конца? Почему какие-то вещи он говорит, а какие-то нет? Ведь если человек сказал что-то, то, фактически, произнеся это, он может увидеть как бы со стороны. Правда, многие говорят, не слыша и не видя себя со стороны. Но такая возможность имеется у каждого. Ведь когда вы говорите что-то откровенно, вы сами можете услышать то, что у вас глубоко внутри. Увидеть это и, возможно, освободиться от чего-то, что вас тяготит. От некоего заблуждения в том, что это нехорошо, ужасно, стыдно… Большинство же людей носят эти заблуждения в самих себе. А в этом случае увидеть их очень сложно.

    Искренний разговор — это возможность что-то увидеть в себе и отпустить какое-то заблуждение. Почему вы боитесь что-то сказать? Потому что вы думаете, что это нехорошо, ненормально, некультурно, неумно. А ведь это все просто оценки и суждения вашего ума. Когда вы говорите что-то искренне, вы становитесь другим, вы очищаетесь. Если вы в чем-то не признаетесь самому себе, то от этого оно не исчезает, наоборот, усиливается.

    Допустим, какой-то близкий человек начинает вас раздражать, или у вас возникает отвращение к нему. Вас пугают эти мысли и чувства. Вы начинаете их отрицать для самой себя. Вы боитесь признаться даже самой себе. Но ведь это то, что есть. Вы можете не хотеть это видеть, но от этого оно не исчезнет. Оно исчезнет только тогда, когда вы это увидите и признаете. Возможно, что для некоторых это лучше всего сделать в ходе искренней беседы с другом человеком. Высказав это, вы увидите, что это не является чем-то, присущим вам, вашим. Искренне выскажите это, и, может быть, тогда увидите, что то, что вы так долго хранили и оберегали от себя и других, не является вашим и вообще к вам никакого отношения не имеет. Это вышло из вас и ушло. Но до тех пор, пока вы храните это как какую-то страшную тайну, вы не можете отделаться от этого.

    — Можно мне сказать немного не по теме? Я сидела тут и отвечала для себя на ваш вопрос: для чего мы тут собираемся. И вдруг мне пришла такая мысль, что, когда мы тут собираемся, то возникает еще «что-то», кроме слов, что несет какую-то очень важную информацию… Я не знаю, как выразить… Но это «что-то» можно почувствовать…

    — Совершенно верно. Вот, например, музыкант. Может ли настоящий музыкант не играть? Музыкант, для которого вся жизнь в музыке?

    — Наверное, может. Но это очень тяжело.

    — Он может разочароваться в чем-то, он может отставить свой инструмент, но он все равно вернется потом к нему. Он может, например, мучиться по поводу того, что и как он играет, но он все равно будет играть, и, может быть, в какой-то момент он перестанет вообще задумываться над этим. Он просто будет играть, не думая о том, что, кому и как он играет. Потому что это его жизнь. Может быть, он находится в таком месте, где никто не понимает его музыку, может быть, там слушают совершенно другую музыку, но он все равно будет играть свою мелодию, потому что он музыкант.

    — К сожалению, у многих людей плохо со слухом…

    — Его могут волновать эти вопросы, как и вас сейчас: что про него говорят, как оценивают его музыку и т. д. Но в какой-то момент эти вопросы исчезнут и останется только музыка, которую он играет…

    Как вы думаете, сильно ли беспокоит поющего соловья, сколько людей собралось под деревом и слушают его? Ведь подобные вопросы его совершенно не беспокоят. Он просто поет, вот и все. Он поет, потому что он соловей. Музыкант играет, потому что он музыкант. А вот для человека, страдающего от вопросов своего ума, не знающего, кто же он на самом деле, очень важно, как оценивают то, что он говорит и делает.

    Очень важно, что мы собираемся не для того, чтобы скоротать время или показать самого себя, а для того, чтобы найти путь к неизвестному. Многие считают, что проводить время в поисках чего-то неизвестного глупо и неразумно. Но ведь настоящее открытие возможно только для тех, кто способен рисковать. Для этого необходима готовность столкнуться с тем, что ты не знаешь. Все это можно как-то объяснить, придумывая массу причин, почему каждый из нас приходит сюда, но вот то, главное, оно стоит, наверное, за всеми этими объяснениями.

    — Я хотела бы сказать о состоянии, с которым я сегодня всех слушаю, а вас особенно. Это состояние очень необычно для меня. Вы о чем-то говорили, я вас слышала и не слышала, и было такое ощущение, что мой ум как бы заблокировался. Я не слышала ушами, но в то же время понимание, оно возникало через какое-то необычное для меня восприятие происходящего… Это было очень тревожно и необычно… Похожее восприятие у меня было на третьей нашей встрече. Это было очень похожее состояние, когда я ощущала свое отсутствие и присутствие одновременно. И приходила какая-то наполненность, но, может быть, не совсем осмысленная мной… Я увидела образы и формы, к которым я была привязана и которые мне мешали воспринимать реально происходящее здесь. Я их увидела и как бы перешагнула через них. Это то, что привязывало меня и закрывало двери, которые должны открыться, наверное… Это просто еще один образ, еще одна привязанность, которая меня держала…

    — То есть вы смогли это оставить тогда, когда увидели, что это вам мешает?

    — Да, это держало меня. Я вспоминаю свое состояние, вызванное желанием этого: лихорадочное, тревожное ожидание и страх не получить этого.

    — Вы увидели другую сторону?

    — Я отсутствовала два занятия, потому что у меня обострилась одна внешняя и внутренняя проблема. Они у меня как бы идут рядом. Я их одновременно должна решать. Я это сейчас вижу. Я вижу это, но развязаться все равно не могу. Я просто увидела, что это мне мешает.

    — А почему вы раньше этого не видели?

    — Меня это притягивало. Я считала, что это мне не мешает, а наоборот, помогает.

    — Просто так никто ни от чего не откажется. А от чего мы не хотим отказываться? Мы не хотим отказываться от того, что доставляет нам удовольствие.

    — Да, это доставляло мне удовольствие.

    — Вы видели только эту сторону, но другую сторону вы не видели, не хотели видеть.

    — Пожалуй, не видела. Я не знаю, хотела или нет, но не видела ее.

    — Не видели, потому что не хотели. Потом вдруг почему-то вы ее увидели и только тогда возникла возможность отпустить это. Потому что, с какой стати кто-то будет отпускать то, что доставляет ему, как он считает, только удовольствие?

    — Да, это доставляло удовольствие.

    — Ну, скажите на милость: с какой стати я буду отпускать что-то, когда я вижу только плюсы? Что я, сумасшедший, что ли? В жизни так много плохого, а вот это доставляет мне одно удовольствие. Ну, с какой стати я буду это отпускать?

    Лично я этого никогда бы не отпустил, если бы оно действительно было бы именно так. Если бы было в этом мире хоть что-то, что доставляет только удовольствие и никогда не доставляет ничего остального. Так вот, когда мы исследуем свой ум, мы видим, что такого быть просто не может. Что все, что доставляет удовольствие, оно же приводит к печали и страданиям. Только видеть это большинство людей почему-то не хотят, а поэтому и не отпускают. Но если вдруг человек начинает видеть вторую, оборотную сторону своего удовольствия, тогда отпустить это становится легко.

    — Я бы не сказала, что это доставляло печаль или страдания, просто мешало и все. Во время общения с вами у меня было много таких моментов, когда я видела то, что мне причиняет страдания, то, что я должна отпустить. Это было тяжело отпускать, потому что я была очень завязана на этом, это было ценно для меня, я за это держалась. Это действительно было тяжело, а здесь было не очень тяжело.

    — Может быть, вы не до конца еще увидели ту проблему, о которой говорите?

    — Не знаю.

    — Посмотрим. Насколько я понимаю, речь идет о знаниях.

    — Да, знания, информация…

    Безобразная красота

    — Привязанность к знанию, информации увидеть очень непросто. Скажем, что-то более материальное и конкретное легче видеть, оно определенно, оно видимо физически. Но как увидеть эту привязанность к знанию? Вот вы часто говорите: "Мне очень нравится новизна". А я вам буду говорить, что эта новизна приносит вам столько же удовольствия, сколько и боли. Вы скажете: "Вы что? О чем вы говорите? Как это мне новизна приносит боль? Я читаю книжку, а там так много нового, так много интересного. Где же тут оборотная сторона? Не вижу!" Но увидеть эту оборотную сторону — значит получить возможность выйти за пределы этой двойственности: "знаю — не знаю".

    — Но просто так это не отпустить…

    — Если вы считаете, что это доставляет вам только удовольствие, то с какой стати вы будете это отпускать?

    — Наоборот, ведь я стремлюсь к этому.

    — Надо увидеть, как это ваше желание порождает боль и страдание, тогда возникает возможность освободиться от этого. Ведь именно этим мы здесь и занимаемся. Но для осуществления этого нужно посмотреть на все с совершенно необычного ракурса. Например, если вы смотрите на лицо какого-то человека с одного места, оно кажется красивым, а с другого места оно может показаться безобразным…

    — Вы знаете, мне сейчас пришла такая аналогия… Я гуляю со своей собакой и периодически встречаю французского бульдога. Он всегда вызывал у меня только отвращение: и как у него слюни текут, и как у него челюсть выпирает, и какой он кривоногий и неподвижный… А на днях я опять его встретила, посмотрела на него и увидела, что в нем что-то есть привлекательное, что какая-то прелесть в нем есть. И уже не смотрела на него с таким отвращением. А ведь я всегда отворачивалась от него и думала: "Есть же люди, которые могут любить такого?"

    — А просто эти люди видят в нем что-то такое, что вы не видите?

    — Я пыталась понять, что же в нем нравится его хозяйке.

    — Во всем можно найти две противоположности. Когда кто-то западает на одну сторону и говорит: "это ужасно", — я говорю: "да ну что ты? Давай посмотрим с другой стороны…" После чего он говорит: "О! Да это же прекрасно". — "А теперь вспомни, что ты говорил об этом недавно"… И вдруг он видит теперь это «прекрасное» и это «ужасное» одновременно. Увидеть обе стороны чего-либо — это значит увидеть целостно.

    — Мне пока удается видеть обе стороны только в своей собаке. Иногда я на нее смотрю и вижу, что она маленькая, хорошенькая, и как она снимает мое напряжение, у нее такая гладкая шерстка, она такая послушная; и в то же время она такая кусачая, у нее такие острые зубы, она такая вредная. Хорошенькая, ее можно погладить, но в то оке время сколько раз она меня за палец кусала. Я одновременно вижу в ней и то, и другое.

    — Наш поверхностный, обусловленный ум фрагментарен и ограничен, он способен видеть в каждый конкретный момент только одну из сторон, одну из граней того, с чем встречаемся. Если вы наблюдали за своим умом, то, наверное, замечали, что в какой-либо момент времени у вас присутствует только одна мысль. Потом она сменяется другой и т. д. В каждый конкретный момент времени ум ограничен, то есть находится в рамках какой-либо одной мысли. И эта мысль определяет его восприятие происходящего. А так как любая мысль ограниченна, замкнута в самой себе, восприятие ума является фрагментарным, частичным. Но, если ум находится в состоянии не-мысли, его восприятие становится целостным. Это и есть ясное видение, понимание. Оно не требует посредничества ума, то есть присутствия каких-либо мыслей. Такое восприятие вне мышления и является истинным пониманием. Попытки выразить это видение, понимание в словах искажают его, делают его частичным, неполным.

    Работа, которой мы здесь сейчас занимаемся, — это возможность преодолеть двойственность восприятия ума и увидеть то, что происходит с вами, целостно.

    — Я хотела бы сказать о том же, о чем только что говорила Галина, но только в других словах. Очень часто я ловила себя на том, что воспринимаю своих знакомых то как хороших, то вдруг как плохих. И это какой-то замкнутый круг. Мои оценки вертятся, как белка в колесе.

    — А я бы хотел поделиться своим маленьким наблюдением. Когда Галя рассказывала о своей собачке, я сидел и думал: если даже в собаке можно наблюдать эти моменты, то почему бы не увидеть их в себе…

    Релаксация ума

    — Так мы здесь и пытаемся это делать: смотреть на себя с разных сторон. Когда вы видите себя с нескольких противоположных точек зрения одновременно, вы попадаете в положение равновесия. Только в этом состоянии возможно отпустить то, что вы называли своей проблемой, порождающей боль и страдание. Как это ни парадоксально, но страдание так же трудно отпустить, как и удовольствие, потому что ум одинаково привязан к тому и к другому. Именно чередование страдания и удовольствия поддерживает и укрепляет вашу проблему, которая их, в свою очередь, и порождает.

    Представьте себе, что у вас на руку накручен один конец каната. Другой конец каната так же сильно закручен на руке другого человека. И вы оба с большим усилием тянете этот канат в разные стороны. Можете ли вы в таком положении отпустить канат, который от натягивания только еще сильнее затягивается на вашей руке? Вы сможете это сделать только тогда, когда оба прекратите прилагать противоположные усилия. Тогда натяжение на обоих концах каната исчезнет, и он сам упадет с ваших рук. Только так это можно сделать. Но для этого надо одновременно прекратить прилагать какие-либо усилия.

    Неусилие — вот то состояние, в котором ум может видеть целостно. Мышление, думание всегда является усилием. Поэтому «обмозговывание», обдумывание какой-либо проблемы приводит к еще большему ее усилению.

    Когда Будда прошел всех возможных учителей, все возможные техники, а потом, полностью обессилев от всех этих ничего ему не давших усилий, привалился к дереву, — с ним случилось Просветление. Именно в состоянии бессилия с ним это произошло. Он уже не надеялся ни на что. Ни на что не надеялся, потому что перебрал все, что можно: всех учителей, все техники, все, что может быть. Не на что больше надеяться, и вот он в бессилии привалился к дереву, и это пришло к нему само. Он подошел к границе полного безверия и отсутствия какой-либо надежды. И он эту зону прошел.

    — Я вот еще что хотел сказать. По-моему, Гурджиев тоже учился в каких-то восточных школах, а потом решил этот опыт перенести на европейскую почву.

    — А зачем вы об этом говорите? Что вам от этого?

    — По-моему, он был учеником суфиев. А ведь суфийские школы должны существовать и сейчас. Гурджиев много сделал для популяризации их идей.

    — Трудно сказать о том, что сделал Гурджиев.

    — А был ли замысел гурджиевским?

    — Я не знаю этого и не пойму, зачем это сейчас надо знать вам. Есть реальность, в которой мы сейчас находимся. Есть факт, что мы здесь и сейчас находимся вместе. Вокруг этого факта можно соорудить много всяких объяснений и представлений… Но факт остается всегда просто фактом. В данном случае, факт — это то, что мы здесь находимся вместе. Из этого факта что-то рождается. Мне кажется, что именно это наиболее важно для всех нас сейчас. Важно прочувствовать и осознать этот факт нашего взаимного присутствия здесь и сейчас. Хотя при этом по привычке, присущей людям, мы разговариваем, потому что три часа просидеть просто так для многих пока очень сложно. Поэтому мы разговариваем. Но факт в том, что мы совместно присутствуем. Прочувствуйте, осознайте это. Это самое главное. Из этого все и происходит.

    Истории для понимания

    Бойцовский петух

    Син-цзы растил бойцового петуха для государя. Прошло десять дней и государь спросил:

    — Готов ли петух к поединку?

    — Еще нет. Ходит заносчиво, то и дело впадает в ярость, — ответил Цзин Син-цзы.

    Прошло еще десять дней, и государь снова задал тот же вопрос.

    — Пока нет, — ответил Цзин Син-цзы. — Он все еще бросается на каждую тень и на каждый звук.

    Минуло еще десять дней, и царь вновь спросил о том же. — Пока нет. Смотрит гневно и силу норовит показать. Спустя десять дней государь снова спросил о том же.

    — Почти готов, — ответил на этот раз Цзин Син-цзы. — Даже если рядом закричит другой петух, он не беспокоится. Посмотришь издали — словно из дерева вырезан. Жизненная сила в нем достигла завершенности. Другие петухи не посмеют принять его вызов: едва завидят его, как тут же повернутся и убегут прочь.

    Познание причины

    Ле-цзы учился стрелять. Попав в цель, попросил указаний у Стража Границ. Страж Границ задал вопрос:

    — Знаешь ли ты, почему попал в цель?

    — Не знаю.

    — Значит, еще не овладел мастерством.

    Ле-цзы ушел, упражнялся три года и снова явился с докладом. Страж Границ спросил:

    — Знаешь ли ты, почему попал в цель?

    — Знаю, — ответил Ле-цзы.

    — Теперь ты овладел мастерством! Храни и не забывай! Поступай так, изучая не только стрельбу, но и себя самого, и царство. Ибо мудрый человек познает не существование и гибель, а их причины.

    В надежде на исправление

    Молодой самурай стоял с луком и несколькими стрелами в руках, взглядом измеряя расстояние до мишени. Проходивший мимо монах сказал ему:

    — Ты не научишься метко стрелять, если будешь надеяться на исправление промахов. В бою такой случай вряд ли представится. Учись поражать цель с первого раза, всегда помни, что у тебя только одна стрела. И в жизни всякое дело делай сразу, не надейся, что потом можно будет что-то исправить.

    Рука судьбы

    Великий японский воитель Нобунага решил однажды атаковать врага, который десятикратно превосходил числом его солдат. Он знал, что победит, но солдаты его уверены не были. В дороге он остановился у синтоистского храма и сказал:

    — Когда я выйду из храма, то брошу монету. Выпадет герб — мы победим, выпадет цифра — мы проиграем сражение.

    Нобунага вошел в храм и стал безмолвно молиться. Затем, выйдя из храма, бросил монету. Выпал герб. Солдаты так неистово ринулись в бой, что легко одолели врага.

    — Ничего не изменить, когда действует рука судьбы, — сказал ему адъютант после сражения.

    — Верно, не изменить, — подтвердил Нобунага, показывая ему поддельную монету с гербами на обеих сторонах.

    Ты слишком много оглядывался

    Пришел как-то к великому суфию Байязиду Бистами один человек и сказал:

    — Из-за твоего учения разрушена вся моя жизнь. Двадцать лет назад пришел я к тебе, и ты мне сказал, что, если просишь, — богатства сами последуют за тобой; если не ищешь, — все дано будет тебе; если не возжелаешь, — придет самая прекрасная женщина. Потрачено целых двадцать лет! Хоть бы какая уродина пришла! А про богатства я вообще молчу! Я стал болен, ты разрушил всю мою жизнь. Ну а теперь что ты мне скажешь?

    Байязид ответил:

    — Да, это все произошло бы, но ты слишком много оглядывался, смотрел вновь и вновь — идут ли они или нет. Было желание. Ты упустил все из-за желания, а не из-за меня. Ты все прождал: вот сейчас придет самая красивая женщина, чтобы постучать ко мне в дверь! Сейчас придет ко мне богиня богатства! — ты не был молчалив. Ты не был в состоянии нежелания!

    Страна Истины

    Один человек верил, что обычная, происходящая наяву, жизнь никак не может быть полной.

    Он искал истинного Учителя Века. Он читал много книг и вращался во многих кругах; он слушал слова и наблюдал дела одного мастера за другим. Он выполнял указания и духовные упражнения, которые казались ему наиболее привлекательными. Некоторые из его переживаний воодушевляли его. В других случаях он был в растерянности; и он не имел ни малейшего представления о том, на какой стадии он находится, ни о том, где и когда могут закончиться его поиски.

    Однажды, просматривая свое поведение, этот человек вдруг понял, что находится неподалеку от дома одного мудреца высокой репутации. В саду этого дома он неожиданно встретил Кхидра, тайного проводника, который показывает путь к Истине.

    Кхидр привел его в место, где он увидел людей в сильном страдании и безутешном горе. Он спросил их, кто они.

    — Мы те, кто не следовал истинным учениям, кто не был верен своим обязательствам, кто почитал учителей-самозванцев, — сказали они.

    Затем человек был приведен Кхидром в место, где каждый был привлекателен и полон веселья. Он спросил, кто они.

    — Мы те, кто не следовал истинным знакам Пути, — сказали они.

    — Но если вы пренебрегли знаками, как же вы можете быть счастливы? — спросил путник.

    — Потому что мы выбрали счастье вместо Истины, — ответили люди, — тогда как те, что выбрали самозванцев, выбрали так же и печаль.

    — Но разве счастье не является идеалом человека? — спросил он.

    — Цель человека — Истина. Истина больше, чем счастье. Тот, кто обладает истиной, может иметь любое настроение, какое пожелает, или никакого, — сказали они ему. — Мы делали вид, что Истина есть счастье, и счастье есть Истина, и люди поверили нам, поэтому ты тоже до этого момента воображал, что счастье — то же, что и Истина. Но счастье делает тебя своим пленником так же, как и горе.

    А затем человек обнаружил, что опять находится в саду рядом с Кхидром.

    — Я выполню одно твое желание, — сказал Кхидр.

    — Я хочу знать, почему я потерпел неудачу в своих поисках и как мне достичь в них успеха, — сказал человек.

    — Ты обладаешь всем, но попусту тратил свою жизнь, — ответил Кхидр, — потому, что ты был лжецом. Твоя ложь заключалась в том, что ты искал личное удовлетворение, тогда как мог искать Истину.

    — И, однако, я пришел в место, где нашел тебя, — сказал человек, — а это едва ли вообще с кем-нибудь случается.

    — Ты встретил меня, — сказал Кхидр, — лишь потому, что на какое-то мгновение был достаточно искренен, чтобы желать Истину ради ее самой. Именно искренность в это единое мгновение заставила меня ответить на твой призыв. И человек почувствовал всепоглащающее стремление найти Истину, даже если он потеряет себя.

    Однако Кхидр стал удаляться, и человек устремился за ним. — Тебе нельзя следовать за мной, — сказал Кхидр, — поскольку я возвращаюсь в обычный мир, мир лжи, ибо именно там мне надо быть, если я намерен выполнять свою работу.

    И когда человек снова посмотрел вокруг, он понял, что больше не находится в саду мудреца, а стоит в Стране Истины.

    Слоистый песок

    Жила некогда женщина, оставившая религию, в которой была воспитана. Она покинула также ряды атеистов и обратилась к другой религии. Затем она поверила в истинность еще одной.

    Каждый раз, меняя свою веру, она воображала, что уже приобрела нечто, но еще недостаточно. И каждый раз, когда она вступала в новый круг, ее радушно принимали, и ее вступление рассматривалось как что-то хорошее и как признак ее разумности и просвещенности.

    Тем не менее, ее внутреннее состояние представляло собой неразбериху. В конце концов она услышала об одном прославленном учителе и отправилась к нему. После того как он выслушал ее утверждения и идеи, он сказал:

    — Возвращайтесь домой. Свое решение я пришлю вам в письме. Вскоре после этого женщина встретила у дверей своего дома ученика шейха. В руках у него был пакет от Мастера. Она вскрыла пакет и увидела там стеклянную бутылку, наполовину заполненную тремя слоями плотного песка — черного, красного и белого — и прижатого сверху куском ваты. На пакете было написано: "Выньте вату и потрясите бутылку, чтобы увидеть, чему вы подобны.

    Она вытащила вату и встряхнула песок в бутылке. Разноцветные песчинки смешались, и все, что у нее осталось, — кучка сероватого песка.

    Чтение

    Наваба Джана Фишана Хана спросили:

    — Почему учитель не позволял Руми изучать работы его собственного отца? Ведь несомненно — изучение хорошего не может принести ничего, кроме хорошего?

    Джан Фишан ответил:

    — Есть две причины. Первая заключается в том, что для каждого человека существует свое объяснение. Вероятно, что если он даст собственное объяснение, он может последовать неправильному пути. Так, например, если ребенок читает свод законов, он неправильно истолкует части законов, рассматривающие те вопросы, относительно которых у него еще нет своего опыта.

    Во-вторых, книги высшего учения написаны для того, чтобы соответствовать нуждам времени, места и людей, которым их следует прочитать. Если, к примеру, вы читаете китайские книги о красильном деле, вы можете стать китайским красильщиком тканей, хотя здесь может и не быть спроса на стиль окраски, производимый в Китае. Аналогично, если люди в некоторой области достигли стадии, выходящей за рамки того, что частично описывается в более ранних книгах, то заставлять их концентрироваться на таком материале — значит тянуть их назад.

    Вы должны быть основательно ознакомлены с рекомендованными работами. Однако для понимания их смысла требуется руководитель.

    Шарикари

    Шарикари сказал:

    — Рассказывают, что кузнечик принес травинку в дар царю Соломону Мудрому, сыну Давида, мир ему.

    — Когда осел хочет что-нибудь похвалить, он говорит: "Да это прямо-таки чертополох".

    — Когда человек хочет почтить мудрого, он воздвигает ему святилище и называет его религиозным учителем.

    Двор фермы

    Один учитель высочайшего уровня был также фермером. Он написал много книг и наставлений. Однажды человек, прочитавший все это и воображавший себя Искателем, пришел к нему, чтобы обсудить высокие материи.

    — Я прочел все ваши книги, — сказал посетитель, — и согласен с одними и не согласен с другими. В некоторых из них я, опять-таки, согласен с другими частями и не понимаю других. Одни книги мне нравятся больше других.

    Фермер-мудрец провел своего гостя во двор фермы, где было много животных и корма для них. Там он сказал:

    — Я — фермер, производитель пищи. Видите вон те яблоки и морковь? Некоторым нравится одно, другим — другое. Видите этих животных? Другие люди тоже видели, но предпочитают одних для верховой езды, других — для разведения, третьих — для употребления в пищу. Кому-то нравятся куры, кому-то — козлята.

    Нравится или не нравится не является общим знаменателем. Общим фактором является питание. Все это — пища.








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке