• Похищенный и спрятанный друг
  • Вниз лицом
  • Стоя или лежа?
  • РАПА-НУИ

    Остров Пасхи накрепко связан в нашем сознании с исследованиями Тура Хейердала. Но мало кто знает, что первой исследовательницей этих изваяний, известных как моаи, была англичанка Кэтрин Скорсби Рутлидж. Вместе с мужем она организовала в 1914–1915 годах экспедицию на остров и составила карту карьера Рано Рараку, вулканического кратера, где было высечено большинство статуй, изучила и нанесла на карту немощеные тропы от Рано Рараку к ритуальным площадкам — агу. За последнее время на острове проводились интенсивные археологические раскопки. Было определено местонахождение всех моаи, их измерили, сфотографировали, сделали чертежи и нанесли на карту.

    Похищенный и спрятанный друг

    Первый вопрос, возникающий при изучении этих исполинов: как же их передвигали? А как транспортировали большие каменные глыбы в других частях света? В Индонезии огромные многотонные надгробные плиты до сих пор буксируют на санях до полутора сотен взрослых и детей, натягивающих привязанные веревки. Из других источников известны случаи транспортировки мегалитов на Мадагаскаре, островах Тонга, в Микронезии и на Маркизских островах, в Ла-Венте в Мексике, на плато Гиза в Египте, в Стонхендже и других местах Великобритании. Фактически во всех местах камни двигали в горизонтальном, в частности боковом, положении на санях с помощью вращающихся цилиндров (роликов).

    А каким же образом восемь изваяний перекочевали с Рапа-Нуи в зарубежные музеи? Статуя, находящаяся в Смитсоновском институте, была вывезена в 1886 году казначеем ВМС Уильямом Томсоном на корабле ВМФ США «Могиканин». Островитяне и тягловый скот две с половиной мили (четыре километра) тащили моаи от удаленного от моря аху к бухте Анакена, откуда и отплыл «Могиканин». Статую британского музея, под названием Хоа Хакананайя («похищенный и спрятанный друг») в 1868 году сняли с каменного капища, а затем без помощи саней волокли туземцы и члены экипажа английского военного корабля «Топаз». Миссионер острова отменил меры «предосторожности», принятые, чтобы избежать повреждения изваяния, поскольку его тащили лицом вниз, «и его нос оставлял в земле-длинную борозду».

    А как же передвигали каменных, истуканов сами аборигены? Существует ряд версий, причем некоторые из них ученые пытались подтвердить экспериментально. Американский археолог Уильям Маллой, возглавлявший установку статуй на нескольких реконструированных постаментах, предположил, что Паро — десятиметровую статую весом восемьдесят девять тонн — могли двигать с помощью сошки из трех бревен длиной около девяти метров. Он считал, что статую, подвешенную к сошке веревками, могли медленно передвигать вперед, перекатывая ее на торчащем животе.

    Позднее команда под руководством Тура Хейердала продемонстрировала, что четырехметровую моаи могли постепенно привести в вертикальное положение на совершенно ровной поверхности, раскачивая и поворачивая статую взад и вперед. При этом канаты, управляющие движением, привязывали к основанию и голове изваяния, примерно так, как если бы двигали тяжелую мебель. Эта статуя, которая сейчас стоит вблизи Агу Тонгарики, была разбита у основания во время этой операции.

    В экспериментах, подобных этому, использовались бетонные копии моаи, небрежно выполненные или не соблюденные в пропорциях.

    Эти эксперименты по большей части были блужданием впотьмах. Нужно было найти такой способ транспортировки, который не подвергал бы опасности настоящую статую и не зависел бы от неудобных и точных копий.

    Вниз лицом

    Базируясь на полинезийской этнографии, предыдущих археологических экспериментах, на данных других мегалитических культур топографии Рапа-Нуи и характеристиках статуй, американцы решили, что наиболее логичен горизонтальный метод транспортировки. Ровная тыльная поверхность статуй и очертания плеч были идеально приспособлены для этого. Эксперименты с масштабной моделью помогли спроектировать легкие и экономичные сани. В компьютерной модели они имели вид двух непараллельных бревен длиной пять с половиной метров и диаметром почти двадцать пять сантиметров. Их «подложили» под компьютерную эталонную статую. Вес статуи самой по себе удерживал бревна точно на месте. От пятнадцати до двадцати «роликов» около двадцати пяти сантиметров в диаметре помогали движению, осуществлявшемуся с помощью канатной тяги.

    Интересно, что из 383 статуй, обнаруженных за пределами Рано Рараку, 163 лежали ничком, 122 на спине и 31 на боку; Значит ли это, что их передвигали главным образом лицом вниз? По крайней мере, такой версии отрицать нельзя. Но ее нужно было проверить. Чтобы нос не оставлял в земле глубокой борозды, компьютерная модель была скорректирована — для этого потребовались две поперечные перекладины двухметровой длины. Одну подложили под шею моаи, чтобы сохранить чистыми от земли нос и лицо, другую, потоньше, поместили у основания. Эксперименты же с камнем создавали давление на шею статуи, независимо от того, лежала она лицом вверх или вниз. В положении на спине простое подкладывание древесных материалов под тыльную сторону шеи статуи решало проблему, но в положении ничком давление распределялось неравномерно. Некоторые из статуй, найденных «по дороге», были сломаны в области шеи, возможно, от того, что их передвигали вниз лицом.

    Наиболее сложным аспектом транспортировки моаи было определение местоположения и затем установка статуи на агу. Статуи, как бы они ни лежали на санях лицом вверх или вниз, — вероятно, перевозились вперед ногами. В случае Агу Акиви моаи могли быть доставлены в любом положении и с любой стороны. Оставленную на санях статую подравнивали так, чтобы ее основание было перпендикулярно площадке. Затем ее подтягивали вверх по плавно покатому земляному склону длиной около трех-четырех размеров статуи. Основание поднимали примерно на 1,2 метра и устанавливали на гладкий пьедестал на вершине площадки. При помощи камней, земли, веревочных опор, клиньев и рычагов каменного исполина затем медленно приводили в вертикальное положение. Раскачиванием добивались более точной корректировки. Любые неровности на гладко отполированной поверхности пьедестала зачищали кусками кораллов или пемзы.

    Археолог Кэтрин Скорсби Рутлидж, отмечая образцы повреждений некоторых статуй «по дороге», впервые выдвинула, а затем отвергла мысль о том, что их перевозили вертикально. Вместо этого она предположила, что большая их часть стояла там, где положено, образуя ритуальный путь к Рано Рараку. Проверяя эту гипотезу, археолог Арне Скьелсволд из музея «Кон-Тики» в 1986 году провел раскопки двух статуй «по дороге». Они имели украшенное узором каменное приспособление в основании, говорившее о том, что оно выдерживало вес вертикальной статуи. Раскопки Рутлидж и Скьелсволда в 1955 году в карьере Рано Рараку обнаружили человеческие кости, каменные ролики и инструменты. Эта огромная моаи были около девяти метров высотой, более чем в два раза выше среднестатистической. У нее изрезано основание, и это наводит на мысль о том, что ее передвигали при помощи рычагов в горизонтальном положении, но разрушена она таким образом, что, по-видимому, упала из положения стоя. Все эти данные свидетельствуют о том, что, по крайней мере, некоторые стоящие статуи в каменоломне, и другие, которые кажутся оставленными «по дороге», на самом деле, возможно, были умышленно установлены вертикально на их нынешнем месте для использования в обрядовой деятельности.

    Чтобы проверить гипотезу, Рутлидж дополнительно составила карту положения и ориентации моаи, лежащих вдоль главного пути от Рано Рараку к Рано Кау и густонаселенному юго-восточному побережью острова. Большинство из статуй, лежащих как на боку, так и ничком, были ориентированы головами от карьера, в то время как головы лежащих вверх лицом статуй были повернуты к карьеру. Это означает, что почти все вертикальные статуи были направлены на юго-запад к громадине кратера Рано Кау. Здесь начиная примерно с 1450–1500 годов действовал общеостровной культовый центр Оронго — место проведения ритуалов «людей-птиц». Культ «людей-птиц» имел исключительное значение для Рапа-Нуи. Он возник и развивался отчасти как реакция на дефицит пищевых ресурсов. Ведь для островной жизни очень важны были предсказания сезонного прибытия стай черных крачек и других птиц, следующих по пути миграции тунцовых рыб. Если «ритуальный путь» Рутлидж был фактически просто украшен стоящими моаи, то соединение двух культовых центров, Рано Рараку и Рано Кау, цепочкой истуканов имело большой духовный идеологический смысл.

    Стоя или лежа?

    Наибольшее усилие, требуемое для перемещения статуи и горизонтальном положении, равно 2,5 тонны. Вертикально стоящая четырнадцатитонная статуя с гладким прямоугольным основанием требует для наклона силу 2,3 тонны, тем самым раскачивание сохраняет небольшое количество энергии, и этот метод транспортировки не требует древесины. Перекатывание вертикально стоящей статуи на роликах требует почти такого же количества древесины, как и передвижение лежащей статуи, однако рабочей силы нужно почти в два раза меньше. Наиболее очевидный аргумент против транспортировки в вертикальном положении — рельеф Рапа-Нуи. Расчеты показывают, что при этом статуя часто будет падать на уклонах свыше 10 градусов. Раскачивание вертикально стоящей статуи или передвижение ее на «подвеске» из бревен вверх или вниз даже по самому пологому склону может оказаться сложным и опасным. Почему же туземцы обращались к подобным методам, если они все же на самом деле к ним обращались? Единственным логичным объяснением была бы нехватка древесины и недостаток рабочей силы.

    Транспортировка и установка статуй на Ату Акиви обычное дело для вождей Рапа-Нуи, и это немалое достижение. Методы транспортировки, использовавшиеся искусными островитянами, должны были бы, по логике вещей, быть более рациональными и проверенными на практике, и горизонтальный метод представляется наиболее подходящим.








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке