• Глава 8 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ РАБОТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ
  • ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИЙ УМСТВЕННОГО ТРУДА
  • ОБУЧЕНИЕ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ АСПИРАНТСКАЯ ПОДГОТОВКА РАБОТНИКОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ РАЗВЕДКИ
  • ИСТОЧНИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВДОХНОВЕНИЯ
  • ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА РАЗВЕДКИ — РАБОТА НА ОДНОГО ХОЗЯИНА
  • АНГЛИЙСКИЙ ПРИМЕР
  • ОГРАНИЧЕНИЯ, НАЛАГАЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯМИ СЕКРЕТНОСТИ, — ХАРАКТЕРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ РАБОТЫ РАЗВЕДКИ
  • ПОЧЕМУ СТОИТ БЫТЬ РАЗВЕДЧИКОМ?
  • ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА РАЗВЕДКИ КАК ПРОФЕССИЯ

    Глава 8

    ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ РАБОТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ

    Характерные особенности профессий умственного труда. Обучение в учебных заведениях. Самостоятельная аспирантская подготовка работников информационной службы разведки. Источники профессионального вдохновения. Информационная работа разведки — работа на одного хозяина. Английский пример. Ограничения, налагаемые требованиями секретности, — характерная особенность информационной работы разведки. Почему стоит быть разведчиком?

    В предыдущих главах мы рассматривали информационную работу стратегической разведки так, как она представляется разведчику. В настоящей главе информационная работа будет рассмотрена как профессия[68].

    Мы рассмотрим информационную работу разведки в более широком плане, сравнивая профессию офицера информации с другими профессиями — юриста, медика, военного и дипломата. В процессе этого сравнения выяснится, — что разведчик может многому научиться у представителей других профессий.

    Об информационной работе говорят, как о весьма квалифицированной и почетной профессии. Такая оценка в основном правильна. Однако информационная работа все еще настолько отличается от других профессий, что стоит тщательно изучить некоторые из имеющихся между ними различий.

    Пожалуй, правильнее будет сказать, что информационная работа в том виде, как она проводится в настоящее время, находится в процессе становления и не является еще профессией в полном смысле этого слова. По своему назначению, характеру работы, требованиям, предъявленным к персоналу, возможностям разработки основополагающих принципов и методов информационная работа разведки отвечает требованиям научной деятельности. Те качества, которых, как будет показано далее, недостает информационной работе, чтобы стать профессией, могут быть выработаны в течение нескольких лет, если некоторые теоретики разведки проявят об этом достаточно заботы и обеспечат установление единства взглядов и разработку общепринятой доктрины, чего пока еще нет в информационной работе.

    Разбор недостатков информационной работы предпринимается автором отнюдь не в академических, а чисто в практических целях. Как профессия информационная работа в настоящее время страдает определенными серьезными недостатками, которые можно устранить. Автор надеется, что разбор этих недостатков здесь явится шагом на пути к их устранению.

    Рассматривая информационную работу как профессию, автор имеет в виду информационную работу стратегической разведки в том виде, как она сейчас проводится в системе всей американской разведки. Ею занимаются все работники, в обязанность которых входит определение разведывательной ценности поступающих к ним сведений, — следовательно, все кадровые работники информационной службы.

    Замечания автора относятся прежде всего к таким сторонам информационной работы, как оценка, отбор и истолкование фактов, а также составление информационного документа. С точки зрения назначения информационной работы, взятого в широком плане, — выяснять значение массы имеющихся фактов и составлять, опираясь на проницательность и разум, правильные и полезные выводы — профессия офицера информации имеет много общего с некоторыми другими, особенно профессией юриста, ученого-естествоиспытателя и журналиста.

    ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИЙ УМСТВЕННОГО ТРУДА

    Рассмотрев некоторые другие профессии, мы сможем лучше понять свою собственную. Как гласит поговорка: «Тот не знает Англии, кто знает только Англию».

    Считается, что определенные виды соответствующим образом организованной деятельности, например в области правоведения, медицины, техники, журналистики, бухгалтерского дела, следует рассматривать как профессии. Нам сразу же становится ясно, что некоторые из них, вроде правоведения и медицины, являются вполне сложившимися профессиями, а некоторые, такие, например, как журналистика, окончательно еще профессиями не стали.

    Некоторым видам деятельности присущи, например, профессиональная общность, дух прогресса, и они быстро складываются в профессии. Другие виды деятельности профессиями не становятся.

    Прежде всего мы выясним, в чем состоят характерные особенности некоторых профессий умственного труда и как каждая из них способствует приобретению профессиональной квалификации. Далее, мы посмотрим, чему может научиться информационная служба у других более сложившихся профессий.

    Рассматривая любую профессию, имеющую сходство с информационной работой, мы задаемся следующими вопросами: Каким образом складывается профессиональная квалификация и профессиональный дух в данной области деятельности? В какой мере информационная работа может воспользоваться традициями других профессий? Что мешает использованию в информационной работе разведки ценных приобретений других профессий?

    Меткэлф и Урвик [92] отмечают в своей интересной работе: «Большинство людей связывает понятие «профессия»… с потребностью работать, служить». Конечно, для профессиональной деятельности в гораздо большей мере, чем для деловой, характерен упор на несение службы. Специалист-профессионал гораздо больше гордится своими профессиональными достижениями, чем заработанными деньгами. Подчеркивание служебного характера выполняемой работы и научных основ служебной деятельности, отмечаемых Уайтхедом, — вот отличительные особенности всех профессий.

    Прочие характерные особенности, обычно присущие профессиям умственного труда, показаны на таблице. Эти особенности, для того чтобы их было удобнее подвергнуть систематическому рассмотрению, можно разбить на следующие группы;

    1. Образование.

    а) Обучение в учебных заведениях. Основной курс профессионального обучения. Аспирантура и написание работы на соискание ученой степени.

    б) Дальнейшее самообразование. Чтение специальных журналов.

    2. Факторы, стимулирующие работу и являющиеся источником вдохновения.

    а) Профессиональные общества.

    б) Возможность получить признание среди коллег по работе благодаря публикации своих работ.

    3. Профессиональная честь.

    а) Профессиональные традиции, этика, герои.

    б) Профессиональная сплоченность, укреплению которой способствуют профессиональные организации, особые требования, предъявляемые к лицам, вновь приобретающим данную профессию, признание данной профессии государством.

    Таблица характерных особенностей нескольких профессий умственного труда

    +++ Означает, что указанное качество свойственно данной профессии в весьма большой мере.

    ++ Означает, что указанное качество свойственно данной профессии в достаточной мере.

    + Означает, что указанное качество свойственно данной профессии в незначительной мере.

    — Означает, что данной профессии не свойственно указанное качество в такой мере, чтобы об этом стоило упоминать.


    Из приведенной таблицы мы многое узнаем об отдельных профессиях. При этом мы приобретаем сведения, имеющие практическое значение, поскольку можем установить достоинства и недостатки каждой профессии.

    Вместе с тем чувствуется, что данная таблица упускает какой-то важный момент, который мы, правда, ясно не представляем себе и который трудно выразить словами. Таким моментом, имеющим важнейшее значение для каждой профессии, является профессиональная честь, взгляды, в определенной мере идеал представителей данной профессии. Далее мы постараемся показать, что понимается под честью некоторых профессий. Затем, зная это и познакомившись с идеалами ряда профессий, постараемся установить идеалы и взгляды работников информационной службы разведки как профессии. Все это, безусловно, поможет уяснить суть разведывательной профессии на современной стадии ее развития.

    Честь профессии (профессиональные идеалы и взгляды)

    Определенные идеалы отдельных профессий явно связаны с задачами, стоящими перед соответствующими профессиями.

    Лица, принадлежащие к зрелым сложившимся профессиям, сознают свои профессиональные идеалы и взгляды. Этим, в частности, обусловливается чувство сплоченности, присущее представителям отдельных профессий.

    Различия, существующие между отдельными профессиями, как видно из приводимых в данной главе таблиц, хорошо это показывают.

    Можно остановиться на следующих примерах: в журналистике такие качества, как основательность и глубина знаний, часто сознательно приносятся в жертву быстроте и предприимчивости, необходимым в репортерской работе. Для естественных наук основательность и глубина знаний имеют первостепенное значение. Для представителей военной профессии естественными являются такие качества, как храбрость и сила, совершенно не требующиеся юристам.

    Обращаясь к информационной службе разведки, мы вправе сказать, что она наряду с военной профессией может, безусловно, с гордостью считать одним из своих идеалов патриотизм. Так же как и журналистика, разведка ценит своевременность информации. Разведывательная информация отличается от многих научных трудов по общественным наукам. Например, многие отличные исторические работы не имеют абсолютно никакой практической ценности. И, напротив, в информационной работе разведки, если нет надежды, что документ окажется полезным, его составление является неоправданным. Соединение отдельных идеалов военного дела, журналистики и общественных наук вполне может составить профессиональные идеалы и информационной работы. При формировании идеалов информационной работы важно воспринимать все полезное и отбрасывать неподходящее.

    Все сказанное, пожалуй, позволит нам лучше понять сущность профессий умственного труда, создание которых, несомненно, является одним из выдающихся достижений человечества. С помощью приведенной таблицы можно отчетливее представить себе соотношение между информационной работой разведки и другими профессиями в настоящее время.

    ОБУЧЕНИЕ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

    Много лестного было сказано в отношении обучения в процессе работы. Такое обучение является одним из способов приобретения некоторых навыков. Другие же навыки, например искусство верховой езды, могут быть приобретены только на практике. Однако все больше и больше знаний, необходимых для овладения большинством существующих в настоящее время профессий, приобретаются в учебных заведениях. Вообще же идеальным является сочетание обучения в учебных заведениях с последующим опытом практической работы.

    Например, занятия на юридическом факультете — лучший путь к овладению некоторыми основными принципами права А последующая практика позволяет усвоить некоторые вопросы применения права, которые невозможно изучить по книгам. Применявшийся в прошлом метод изучения права на практике в какой-нибудь адвокатской конторе во многом уступает методу обучения на юридическом факультете.

    Многие сотрудники информационной службы стратегической разведки получают лишь ограниченную специальную подготовку: их учат и мало и недостаточно. Эта подготовка по своему характеру сильно напоминает старый метод практического изучения права, и ей присущи все недостатки такого метода.

    В такой широкой области работы, как информационная, работники должны получать более солидную подготовку, равноценную подготовке, проходимой представителями других профессий в аспирантуре.

    Лучшей системой профессиональной подготовки является такая, когда периоды обучения в учебных заведениях различных ступеней чередуются с практической работой. Например, пройдя курс обучения химии в колледже, можно несколько лет работать в химической промышленности. Затем можно пройти аспирантскую подготовку, завершающуюся защитой диссертации на соискание ученой степени доктора химических наук. Такая система применяется при подготовке специалистов в различных областях интеллектуальной деятельности. Прохождение службы кадрового офицера вооруженных сил США, складывающееся из следующих этапов, представляет наглядный образец такой системы: 1) обучение в Военной академии[69], не приравниваемое к институтскому курсу; 2) командная работа в войсках в качестве младшего офицера; 3) основной курс обучения в пехотной школе; 4) командная или штабная работа в войсках; 5) повышенный курс обучения в пехотной школе; 6) штабная работа; 7) обучение в колледже командного состава и офицеров генерального штаба; 8) занятие высших командных постов и штабная работа в качестве старшего офицера; 9) возможно, служба в вооруженных силах или обучение в Национальном военном колледже. См. номер «Милитери ревью», посвященный колледжу командного состава и офицеров генерального штаба [94].

    Во всех перечисленных учебных заведениях после Военной академии офицер получает образование по своей профессии, то есть в области военного дела. Эта подготовка кардинально отличается от той подготовки, которую получает офицер, откомандированный на учебу в гражданский университет для изучения каких-либо невоенных предметов, например метеорологии, строительства или русского языка. Образование этого рода может быть весьма полезным, но оно не может заменить специального высшего военного образования.

    Принятая недавно Государственным департаментом на основании рекомендаций комиссии Уристона программа подготовки своих кадров находится в строгом соответствии с требованием чередования периодов обучения и практики. Назначение новой программы состоит в том, чтобы обеспечить Государственный департамент кадрами таких специалистов, которые по своей подготовке весьма напоминают работников, явно необходимых разведке.

    Общая программа подготовки кадров Государственного департамента предусматривает три периода обучения с отрывом от работы: курсы для младших сотрудников дипломатической службы; средние курсы международных отношений; высшие курсы международных отношений. На эти курсы сотрудники направляются соответственно: до первого назначения на должность за границей; на среднем этапе прохождения дипломатической службы, когда сотрудник проработал пять-восемь лет; после пятнадцати и более лет службы. Государственный секретарь Даллес в памятной записке, направленной президенту, выразил надежду, что программа подготовки кадров Государственного департамента «может послужить примером, которому захотят последовать другие правительственные ведомства». Новая общая программа подготовки кадров Государственного департамента является только одной из программ, дополняющей широкую систему обучения работников госдепартамента, предусматривающую изучение отдельных дисциплин, включая языки и страноведение. Кроме того, предусматривается изучение общественных наук в объеме университетского курса.

    Для каждой профессии имеется ряд основных предметов, которые изучаются в процессе профессионального обучения в объеме программы колледжа. Обязательными предметами для медицины являются, например, химия и биология; для техники — математика, физика, черчение; для военной науки — математика, история, география, психология и т. д.

    Организуемые в настоящее время правительственными ведомствами и учебными заведениями курсы для изучения языков и страноведения обеспечивают в известной степени основу для профессиональной подготовки работников информационной службы. Начиная работать по какой-либо специальности, люди обычно обладают лишь довольно пестрой общеобразовательной подготовкой. Сейчас, однако, почти все считают, что человек, желающий получить ту или иную специальность, предварительно должен пройти определенную подготовку. Это полезная точка зрения. Точно так же было бы полезно сообщать лицам, желающим избрать информационную работу разведки в качестве своей специальности, перечень предметов, которые им надлежит предварительно изучить в объеме институтских программ. В этот перечень, пожалуй, попали бы такие предметы, как современная история, география, экономика, политическая наука, социальная психология, методика социологических исследований, составление докладов.

    Автору известен только один случай, когда официально был определен желательный для разведчиков характер образования: об этом писалось в объявлении комиссии гражданской службы США, в котором излагался порядок замещения должностей специалиста в области разведывательных исследований и специалиста в области военных разведывательных исследований. При определении требований, предъявляемых к этим специалистам, сотрудники информационной службы в расчет не брались и установленные требования для них недостаточны.

    Таким образом, готовясь стать специалистом в какой-либо области, человек должен в годы школьной и студенческой учебы изучить большое количество дисциплин, знание которых является необходимым условием для работы по данной профессии. Однако только в специальном учебном заведении эти основные дисциплины изучаются под углом зрения избранной профессии и только здесь вырабатываются профессиональные навыки.

    Например, молодой человек, прежде чем стать юристом, двенадцать лет учится в начальной и средней школе и четыре года в колледже. Однако его профессиональное мышление окончательно формируется только в течение последующих трех лет учебы в специальной юридической школе. Эти три года из общей суммы 19 лет, затраченных на образование, делают его профессиональным юристом.

    Точно так же инженер, ежедневно прибегая в своей работе к математике, физике и черчению, не считает себя математиком или физиком. Профессиональную квалификацию инженер приобрел в техническом учебном заведении.

    Далее мы убедимся, что задача специальных учебных заведений не ограничивается преподаванием специальных профилирующих дисциплин. По ряду специальностей, например праву, журналистике, технике, обычно имеются колледжи или школы, например: юридическая школа, школа журналистики и т. д., в^рдящие обычно в состав какого-либо университета. По другим специальностям в университетах имеются факультеты, например: факультеты химии, экономики, истерии и т. д. Каждое учебное заведение имеет свои традиции, при каждом существует аспирантура, по окончании которой присваивается ученая степень магистра или доктора соответствующих наук. Профессиональные традиции и профессиональная честь прививается будущим специалистам уже в учебных заведениях, например в юридической, медицинской или технической школах, либо в аспирантуре химических, экономических и других факультетов университетов.

    Аспирантская подготовка в информационной службе разведки

    Среди представителей всех профессий, кроме информационной службы разведки, аспирантская подготовка по данной специальности признается весьма желательной. Считается, что, как правило, те специалисты, которые имеют ученые степени, достигают лучших результатов в работе.

    Единственной профессией, представители которой лишены возможности получения аспирантской подготовки и не имеют соответствующих учебных заведений, является информационная служба стратегической разведки. В несколько лучшем положении находится только войсковая разведка.

    Многочисленные армейские, военно-морские и военно-воздушные курсы разведки, естественно, сосредоточивают внимание на изучении вопросов войсковой разведки и применяемых ею методов вроде чтения аэрофотоснимков или опроса военнопленных. Слушатели школы стратегической разведки получают в течение нескольких недель много полезных сведений. Все эти школы выполняют непосредственные свои задачи. Однако, насколько нам известно, преподавание вопросов разведки в этих школах не достигает уровня аспирантской подготовки по таким предметам, например, как право, экономика, политические науки, техника. Насколько нам известно, преподаватели этих школ не ведут в качестве составной части своих служебных обязанностей научно-исследовательской работы по разработке теоретических основ и усовершенствованию методов разведывательной деятельности, которую можно было бы сравнить с исследованиями теоретических основ соответствующих наук, проводимыми сотрудниками высших учебных заведений, готовящих специалистов всех прочих профессий.

    В университетах нет факультетов информационной работы разведки. В стратегической разведке имеются только одни курсы повышенного типа. Нет людей, которым было бы специально поручено систематически изучать методы информационной работы и основные принципы этого важного вида деятельности. Для организации исследовательской и учебной работы в этой области вовсе не требуется дорогостоящее оборудование, необходимое для химических, медицинских и технических исследований. Потребуется всего лишь несколько столов, стульев, пишущих машинок, а также имеющиеся досье и библиотеки.

    Для организации специальной школы информационной службы стратегической разведки не потребуется более шести человек преподавательского и административного состава (плюс определенное количество канцелярских работников). Однако этот немногочисленный штат работников, берущийся за совершенно новое дело, должен состоять из профессиональных разведчиков, наделенных воображением, людей изобретательных, энтузиастов своего дела. Группа таких работников должна уделять по крайней мере половину своего рабочего времени преподавательской и исследовательской работе в школе в течение по крайней мере одного года.

    Наилучшим решением вопроса может быть создание аспирантуры при одном из правительственных ведомств разведки, обслуживающей всю систему разведывательных органов. Для этого необходимы следующие условия: 1) Наличие преподавателей, достаточно квалифицированных, для того чтобы руководить занятиями аспирантов, и достаточно заинтересованных в этой работе. Преподаватели должны активно заниматься научно-исследовательской работой в области разведки. 2) Наличие отобранных аспирантов, временно освобожденных от других служебных обязанностей. Каждый аспирант должен самостоятельно вести исследовательскую работу, получая необходимое руководство и затрачивая минимум времени на классные и семинарские занятия. 3) Возможность публикации результатов исследований закрытым или открытым порядком. 4) Предоставление аспирантам возможности после окончания учебы применить на практике те знания, те новые идеи, которые они приобретут в процессе творческих дискуссий и исследовательской работы в аспирантуре. Вывод: с точки зрения возможностей получения разведчиками специального высшего образования, организации научно-исследовательской работы и имеющейся литературы о принципах и методике разведывательной деятельности разведка уступает всем другим профессиям.

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ АСПИРАНТСКАЯ ПОДГОТОВКА РАБОТНИКОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ РАЗВЕДКИ

    Здесь автор намерен сделать небольшое отступление. Следует заметить, что особенности разведывательной деятельности и отсутствие в настоящее время аспирантуры для разведчиков вовсе не являются непреодолимыми препятствиями для тех, кто обладает достаточной настсйчи-востью.

    Учитывая отсутствие аспирантуры и курсов повышенного типа для подготовки кадров информационной службы, каждый разведчик может сам наметить программу повышения своего образования, для начала воспользовавшись теми советами, которые даются в настоящей книге.

    Если разведчик сможет подобрать хотя бы двух или трех коллег, также стремящихся повысить свою профессиональную квалификацию, они смогут каждую неделю встречаться для обмена мнениями, извлекая большую пользу из взаимной критики. Обсуждение определенного вопроса хорошо подготовленными людьми всегда оказывается поразительно полезным, так как способствует всестороннему уяснению этого вопроса почти всеми участниками дискуссии (см. главу 4).

    Необходимо, однако, обратить внимание- читателей на следующее обстоятельство. В процессе прохождения учебной программы при очном или заочном обучении учебное заведение определяет, какие предметы и в каком объеме должны быть изучены. В рамках такой программы обучающемуся почти не приходится решать, чем ему стоит и чем не стоит заниматься.

    Вопрос о том, что изучать, приобретает первостепенное значение для человека, самостоятельно повышающего свое образование в свободное от работы время. Этот вопрос ему приходится решать самому.

    Человек, занимающийся самообразованием и не получающий специальной финансовой помощи, естественно, стремится не расширять, а сокращать объем материала, отбираемого им для изучения и последующего использования в работе. Это особенно характерно для лиц, изучающих существо информационной работы — область, в которой почти нет опыта организации обучения и нет определенного круга вопросов, на изучении которых следовало бы сосредоточивать внимание.

    Разведчик, решивший заняться самообразованием, явно находится между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, то, что он читает, может казаться ему настолько простым и самоочевидным, что его внимание на этом не концентрируется, так как все ему кажется ясным. Но стоит ему лучше подумать, и он обнаружит, что мысли автора казались такими простыми потому, что он сумел выделить в сложном явлении ключевые моменты и описать их просто и ясно.

    В качестве примера можно привести широко известное письмо Бриггса создателю логарифмов Неперу [94 А]:

    «Генри Бриггс — Джону Неперу, создателю логарифмов.

    Боже мой, я предпринял длительное путешествие со специальной целью увидеть вашу особу и узнать, какими должны быть ум и изобретательность человека, первым открывшего замечательное средство, облегчающее работу астрономам, — логарифмы; узнав, как вы создали их, я удивляюсь, почему никто не создал их раньше, поскольку теперь ясно, как легко это сделать» (курсив наш. — В. П.).

    Такова Сцилла. Но, с другой стороны, человеку, самостоятельно повышающему свое образование, угрожает и Харибда: он может отказаться от изучения какого-либо предмета, так как предмет этот покажется ему настолько сложным, что он решит даже не пытаться браться за его изучение.

    Офицеру информации, приступающему к самостоятельным занятиям, легче будет решить, что ему изучать, не нужно будет ссылаться на излишнюю простоту или сложность учебной программы, легче будет добиваться хороших результатов в учебе, если он посоветуется с более опытным коллегой или присоединится к небольшой группе своих товарищей, уже занимающихся самообразованием. И то и другое в огромной степени стимулирует интеллектуальную деятельность, действует ободряюще и обеспечивает правильное направление в учебе.

    Рассмотрев этот весьма важный вопрос, мы вернемся теперь к нашей основной теме.

    В большинстве случаев цель специального профессионального образования состоит, конечно, не в том, чтобы дать обучаемому все те знания, которые могут понадобиться ему в процессе практической работы. Эта цель скорее заключается в закладке прочного фундамента знаний, на базе которого специалист после окончания образования может и должен расширять и углублять свои знания.

    Таким образом, самообразование дома или на работе после окончания служебных занятий составляет необходимый элемент совершенствования профессионального мастерства работника. Отличительными чертами специалиста-профессионала являются присущие ему живой интерес к своей специальности и привычка читать специальную литературу дома или на работе после окончания служебных занятий.

    Одним из основных средств, с помощью которого специалист может поддерживать свои знания на уровне новейших достижений своей профессии, является хороший специальный журнал, показывающий развитие соответствующей отрасли деятельности. Читающий такие журналы специалист знает, что он в курсе всех новых явлений, происходящих в области его деятельности. Кроме того, каждый год публикуется много книг по всем специальностям. Эти книги рецензируются в журналах Обычно по названиям книг легко установить, какие из них касаются данной специальности. Подобного рода книги и журналы способствуют сохранению интереса у специалиста к своей профессии и обеспечивают постоянное знакомство с новыми методами и идеями.

    К сожалению, имеется мало разведывательных журналов, в которых рассматриваются общие принципы информационной работы разведки и пути совершенствования ее методов, в которых информационная работа подвергается «теоретическому анализу», что, по словам Уайтхеда, является основной особенностью, отличающей профессию от ремесла.

    ИСТОЧНИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВДОХНОВЕНИЯ

    Характерной чертой большинства профессий является наличие сильных и прогрессивных по своему характеру профессиональных организаций. Вспомним, например, о таких организациях, как Американская ассоциация адвокатов, Американское общество химиков, Американское общество статистиков и др. Каждая из этих организаций насчитывает тысячи членов и действует в общегосударственном масштабе. Обычно она имеет свои филиалы на местах, организующие плодотворные встречи представителей данной профессии во многих городах страны.

    Каждая организация созывает свой национальный съезд, попасть на который — большая честь. Члены организаций представляют на обсуждение свои доклады. Таким образом каждый представитель данной профессии имеет возможность сообщить свои мысли заинтересованным и знающим коллегам, может принять участие в свободной дискуссии по какому-либо вопросу, проводимой в официальном или неофициальном порядке, имеет возможность создать себе репутацию специалиста в данной области. Эти возможности специалист имеет в течение всего времени работы в данной области.

    На встречи, организуемые такими профессиональными организациями, приезжают и принимают участие в дискуссиях ведущие американские и зарубежные специалисты в данной области. Своими выступлениями они вдохновляют своих коллег по профессии. Имеются и другие возможности получить признание своих коллег. Каждый может добиваться получения премий, присуждаемых за определенные профессиональные достижения. Все это создает огромные стимулы к работе. И, что особенно важно, такое признание зависит не от начальников, а от коллег по работе.

    Что же касается руководящих и творческих работников информационной службы разведки, то для них не существует этих величайших стимулов и источников творческого вдохновения. Каких-либо средств, заменяющих их, пока что не найдено.

    Профессиональная честь

    Представители многих профессий гордятся своей специальностью. Прежде всего в этой связи надо указать на великих представителей данной профессии. Например, дух Гиппократа живет до сих пор в сердцах всех, кто оканчивает медицинский колледж. Медики гордятся достижениями Гарвея, Дженнера, Коха, Ослера. Особенно много великих людей было среди военных, и они являются гордостью каждого представителя военной профессии. Каждый офицер считает для себя честью быть скромным служителем того же дела, что и Цезарь, Ганнибал, Мальборо, Наполеон, Ли. В кабинете ученого часто можно увидеть портреты Пастера, Фарадея, Ньютона или какого-нибудь другого великого ученого прошлого.

    Очень часто на стенах кабинетов можно видеть фотографии выдающихся современных представителей науки с их автографами. Специалисты в той или иной области знаний обычно изучают биографии своих великих предшественников. Некоторые из этих жизнеописаний, особенно те, которые рассказывают о жизни военных, медиков и представителей естественных наук, оказывали сильное влияние на развитие соответствующей профессии и профессиональную этику.

    Профессиональная честь, профессиональные традиции, естественно, основываются на той гордости, которую специалисты испытывают по отношению к выдающимся представителям своей профессии. Интерес к людям, которые, подобно тебе самому, бились над решением таких же задач, вполне естествен. Имена великих ученых — естественников и дипломатов говорят о том, что вовсе не обязательно командовать армией или провести блестящие военные операции, чтобы завоевать известность в своей области деятельности.

    Если же говорить о профессии разведчика, то, за исключением области агентурной работы, популяризации выдающихся работников разведки внимания не уделяли. Например, во время второй мировой войны были достигнуты выдающиеся успехи как в области войсковой, так и стратегической разведки.

    Сейчас еще не поздно добыть фотографии выдающихся разведчиков недавнего прошлого с их автографами и повесить их в помещениях разведывательных органов. На любых курсах повышенного типа по подготовке офицеров информации для стратегической разведки изучение истории данной профессии и ее героев принесет такую же пользу и окажет такое же вдохновляющее воздействие на разведчиков, какое оказывает на любых других специалистов изучение истории своей профессии, например военного дела, права, техники и т. п.

    Выводы

    Из всего сказанного в данном разделе следует сделать вывод, что информационной службе разведки, являющейся квалифицированной и почетной профессией, недостает многих качеств, которые способствовали совершенствованию и росту престижа других профессий. Но усилиями самих разведчиков эти недостатки могут быть преодолены.

    Мы можем дать разведывательной профессии ту же характеристику, которую Эдвард Бриджес [94 Б] дал высшим звеньям английской гражданской службы: «Это— специальность, без которой никогда нельзя обойтись; одна из самых полезных и вместе с тем менее всего признанных профессий».

    ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА РАЗВЕДКИ — РАБОТА НА ОДНОГО ХОЗЯИНА

    Одна из основных особенностей информационной службы стратегической разведки США состоит в том, что она может обслуживать только одного клиента — правительство США.

    Допустим, что я работаю ассистентом профессора машиностроения в Корнелльском университете. Я прилагаю максимум усилий, чтобы приобрести высокую квалификацию по этой трудной специальности. Предположим, что по какой-то причине декан машиностроительного факультета не считает меня способным работником. В этом случае я имею возможность перейти в Колумбийский или какой-нибудь другой университет на ту же должность ассистента профессора машиностроения или занять один из постов инженера-механика, которых тысячи в промышленности.

    Переходя на новую работу, я вовсе не утрачиваю профессионального мастерства, приобретенного в Корнелльском университете. Если у меня имелась определенная профессиональная репутация благодаря опубликованным статьям, изобретениям, выдвинутым мною проектам, она сохраняется и при переходе на новую работу представляет мой капитал на новом месте.

    У специалиста любой профессии почти нет оснований особенно волноваться в случае, когда он чувствует, что на данной работе его ограничивают, мешают ему расти. Если такой специалист действительно способный человек, он потеряет мало, а выиграть может много, перейдя на работу, где его возможности будут лучше оценены.

    В ином положении находится разведчик. Допустим, я приложил максимум усилий, чтобы стать высококвалифицированным офицером информации. Допустим, я составлял в течение многих лет проекты важнейших информационных документов по своей отрасли работы. Допустим далее, что по тем или иным причинам взгляды моего начальника на информационную работу отличаются от моих. Допустим, наконец, я лично не нравлюсь ему. В отличие от специалистов почти всех прочих профессий я не могу найти нового хозяина, сохраняя свою прежнюю профессию. За пределами разведки я не завоевал себе репутации специалиста. Я не могу продемонстрировать возможным новым работодателям совершенно секретные доклады, справки, которые я делал.

    Если я перейду на новую для меня работу, я потеряю квалификацию разведчика, которая была приобретена ценой таких больших усилий в течение многих лет и которой я так гордился.

    АНГЛИЙСКИЙ ПРИМЕР

    В годы второй мировой войны в течение некоторого времени английский государственный деятель Дафф Купер возглавлял министерство информации Великобритании. Нарисовав довольно яркую картину работы министерства, Дафф Купер [98] показал некоторые особенности этого ведомства, совпадающие с только что отмеченными нами особенностями информационной службы. Ниже приводится лишь несколько цитат из книги Купера, в которых он характеризует состав своего министерства. То же самое можно сказать и о некоторых органах американской разведки. Купер пишет:

    «Бывших послов… у нас имелось сколько угодно. Лучшие юристы использовались на незначительных постах… все были готовы работать круглые сутки… настолько они горели желанием способствовать успеху общего дела…

    Основной недостаток персонала министерства состоял в том, что в нем работало слишком мало обычных чиновников гражданской службы и слишком много блестящих дилетантов. «Разочарование» — вот то слово, которое мне чаще всего приходилось слышать и которое я начал ненавидеть. Изо дня в день ко мне приходили замечательные, хотя и временные, работники, чтобы подать заявление об уходе. Каждый раз выставлялась одна и та же причина — невозможность осуществить свои планы и замыслы. Рождавшиеся у них в голове блестящие идеи они докладывали своим начальникам, которые либо вовсе отвергали эти идеи, либо изменяли их в такой мере, что они теряли свою ценность. Если бы эти работники министерства были кадровыми чиновниками гражданской службы, их не удивляло и не огорчало бы подобное положение. Но, поскольку они не привыкли к такому к себе отношению, это их удивляло и возмущало».

    С точки зрения интересов дела я не согласен с тем способом выправления положения, который фактически предлагает Купер. Ведь он чуть ли не прямо говорит, что положение в министерстве улучшилось бы, если бы в нем работало меньше служащих, действительно заинтересованных в достижении значительных успехов в своей работе. Мысль Купера о том, что работа министерства улучшилась бы, если бы в нем работало больше кадровых чиновников гражданской службы, которых «не удивляет и не огорчает», когда их предложения отвергают, напоминает то, что говорится в так называемом десятом изречении из проповеди на священной горе: «Благословенны те, кто желают малого, ибо они получат желаемое».

    Лучший выход из положения для английского министерства информации и органов разведки состоит в том, чтобы сохранить творчески мыслящих работников, энтузиастов своего дела, обеспечив при этом, чтобы широкий круг сотрудников имел представление о процессе информационной работы в целом и той роли, которую каждый работник играет в этом процессе. Желательно, чтобы суть информационной работы прежде всего понималась руководителями. Достижению такой ясности может способствовать проведение дискуссий в различных звеньях разведывательных органов. Настоящая книга может ускорить организацию подобных дискуссий и способствовать уяснению всеми сотрудниками основных принципов информационной работы. Ясность в этом вопросе устранит многое из того, что раздражает разведчиков, и усилит у них чувство профессиональной гордости.

    ОГРАНИЧЕНИЯ, НАЛАГАЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯМИ СЕКРЕТНОСТИ, — ХАРАКТЕРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ РАБОТЫ РАЗВЕДКИ

    Многое из того, что касается методов разведывательной деятельности и информационной работы, всегда должно быть в большей или меньшей степени засекречено. Это неизбежно приводит к установлению в работе определенных ограничений. Некоторые из числа этих ограничений являются неприятной необходимостью. Важно, чтобы каждый офицер информации понимал необходимость ограничений подобного рода и соглашался с ними.

    О выпуске информационных документов за подписью составителя

    Некоторые ограничения, связанные с обеспечением секретности, трудно оправдать. Они оказывают весьма отрицательное влияние на важнейшие стороны информационной работы. Эти ограничения в некоторой степени можно сократить. Осуществление этого мероприятия практически не затронет нашей безопасности (не более чем на одну сотую процента), но зато на пятьдесят процентов уменьшит препятствия в работе в некоторых важных областях нашей деятельности.

    В качестве примера можно взять вопрос о подписи информационного документа его основными составителями. Указание имен авторов на публикуемых научных или популярных книгах и журнальных статьях способствовало улучшению качества этих работ. Все шире входит сейчас в практику ставить подписи под статьями, публикуемыми в газетах, и это существенным образом способствует повышению уровня журналистской работы. Телеграммы, поступающие в Государственный департамент, также подписываются. Подписывание составляемых в разведке секретных документов оказало бы такое же благотворное влияние на работу разведчиков.

    В случае, если документы будут подписываться их авторами, они по-прежнему, как и сейчас, будут считаться официальными документами, выражающими точку зрения управления, агентства или другого органа, от которого они исходят. Имена основных авторов и второстепенных, если такие имеются, будут ставиться только в целях информации.

    Разведчик не знает оценки и результатов использования составленных им информационных документов

    Специалисты всех профессий имеют возможность установить, как читатель оценивает их труд. Такая оценка может выражаться в количестве проданных экземпляров книги, в требованиях о перепечатке статьи, в поступающих к автору письмах читателей с положительными или отрицательными откликами на его труд, в которых часто содержатся ценные замечания. Сотрудники стратегической разведки лишены возможности узнать мнение читателя, помогающее правильно строить работу и являющееся источником творческого вдохновения. Происходит это потому, что они не подписывают составляемые ими документы. (Такое положение, между прочим, приводит к тому, что лица, пользующиеся документами разведки, не могут вступить в полезную для них переписку с их авторами.)

    В этом отношении положение в стратегической разведке резко отличается от положения в войсковой разведке. Работники войсковой разведки постоянно поддерживают личный контакт с основными потребителями составляемой ими информации — с командиром и штабом соединения, при котором они состоят. Они часто вступают в контакт также и с представителями более крупных или более мелких и соседних соединений и частей, которым направляются составляемые ими документы. Устный доклад офицера войсковой разведки оценивается сразу же, иногда через несколько минут, и в весьма определенных выражениях. Войсковая разведка убеждается в правильности или ошибочности представленной ею письменной оценки положения через несколько дней после ее составления. Если разведкой заявлено, что во время предстоящего наступления соединение «встретит незначительное сопротивление», всем скоро станет ясно, правилен или ошибочен такой прогноз. Оценка разведывательного прогноза может получить выражение в количестве потерянных человеческих жизней.

    У стратегической разведки нет таких стимулов к хорошей работе. Она лишена возможности получать немедленную и здоровую критику ее плохой работы (или даже предельно хорошей работы, которую считают плохой). Работник информационной службы стратегической разведки почти никогда не вступает в контакт с основными потребителями составляемых им документов.

    Наконец, один вдумчивый исследователь проблем разведки указывал, что величайшим стимулом в работе разведчика является чувство удовлетворения, которое он испытывает, убеждаясь, что представленная им информация используется прямо или косвенно как основа для выработки политики или проведения практических мероприятий.

    Сотрудники войсковой разведки постоянно испытывают такое удовлетворение. Артиллерийский огонь обрушивается на цели, где, по данным разведки, сосредоточены войска противника. Оценка разведкой возможностей противника оказывает непосредственное воздействие на разработку планов военных действий. Совсем по-иному обстоит дело в информационной службе стратегической разведки. Информационный документ после составления его автором обычно должен пройти многочисленные контрольные инстанции, прежде чем он попадет к непосредственному потребителю или же к «основному потребителю» — в Национальные совет безопасности. В высших инстанциях разведки, где информационный документ редактируется и проверяется, возможно, никогда не слышали фамилии его автора.

    ПОЧЕМУ СТОИТ БЫТЬ РАЗВЕДЧИКОМ?

    В книге были рассмотрены обязанности работника информационной службы стратегической разведки. В настоящей главе мы рассмотрели достоинства и недостатки информационной работы разведки как профессии. Учитывая все сказанное, как ответить на вопрос, почему стоит работать разведчиком.

    Пожалуй, лучше всего ответить на этот вопрос следующим образом.

    Несколько лет назад я разговаривал с инженером-механиком, проработавшим 40 лет на железной дороге. Я спросил его, что он думает о службе на железной дороге, исходя из своего опыта. Он ответил с чувством глубокого убеждения: «Видите ли, в этой службе нет ничего интересного, если вы не любите железную дорогу-» (а он явно ее любил).

    Точно так же можно сказать о службе в стратегической разведке (или различных других профессиях). Я говорю для лучших работников, людей, вкладывающих душу в свое дело: «В разведке нет ничего интересного, если вы ее не любите».


    Примечания:



    6

    Готшалк Л., Понимание истории. Основы исторического метода, Нью-Йорк, 1954. — Прим. ред.



    68

    Уайтхед [91] объясняет термин «профессия» следующим образом: «В данном случае под профессией понимается обычное занятие, которое можно подвергнуть теоретическому анализу и в случае необходимости изменить на основании сделанных выводов его существо Полной противоположностью профессиональной деятельности является занятие, основывающееся на традиции и видоизменяемое в результате индивидуальной практической деятельности со всеми свойственными ей достижениями и ошибками, обычное занятие такого рода представляет собой ремесло… В древнем мире производство носило преимущественно ремесленный характер. В наше время люди группируются в основном по профессиям».



    69

    Так называется в США начальное военно-учебное заведение типа военного училища. — Прим. ред.








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке