• 1. Общая характеристика культуры
  • 2. Образование и наука
  • 3. Музеи. Кино
  • 4. Живопись
  • 5. Архитектура
  • 6. Скульптура
  • ЛЕКЦИЯ № 25. Культура XX в

    1. Общая характеристика культуры

    Культура XX в. отличается разноплановостью и разностильем. Появляются новые виды искусства – боди-арт, граффити и др. Распространяются современные способы трансляции культуры – телевидение, «всемирная паутина» Интернет. Происходят массовые миграции жителей всего земного шара, и наблюдается всемирная интеграция культуры. При этом наглядными являются две тенденции – унификация культуры и развитие национальных традиций.

    2. Образование и наука

    В современном мире существуют разные системы образования – от традиционных (с широким спектром изучаемых дисциплин и классическими методами преподавания) до специализированных (с определенным набором предметов и новаторскими методами). Большой популярностью на Западе пользуются частные школы.

    В области высшего образования выделяются самые престижные университеты:

    1) Оксфорд;

    2) Гарвард;

    3) Сорбонна и др.

    На рынке труда появляется спрос на новые профессии – программист, специалист по торговле и другие, что требует их подготовки и обучения. Развиваются новые отрасли науки:

    1) космонавтика;

    2) генетика;

    3) химия;

    4) пластическая хирургия;

    5) пересадка органов;

    6) клонирование и др.

    3. Музеи. Кино

    Большие изменения произошли в области кинематографа. Настоящим кумиром миллионов людей стала такая звезда Голливуда, как Мерилин Монро. Во второй половине столетия рождается поп-культура, появилось домашнее видео, произошла «магнитофонная революция». Кумирами молодежи всего мира становятся Элвис Пресли, группа «Beatles».

    4. Живопись

    Живопись XX столетия очень разнообразна и представлена следующими основными направлениями:

    1) авангард (импрессионизм, модерн, кубизм, фовизм);

    2) реализм;

    3) поп-арт;

    4) паблик-арт и др.

    Термин «поп-арт» (англ. «популярное, общедоступное искусство») родился в Англии в середине 1950-х гг. На первых выставках представителей этого направления обнаружились основные мотивы и истоки поп-арта, такие как комиксы с их серийностью и упрощенным рисунком, броская и яркая коммерческая реклама. В экспозициях поп-арта мог быть выставлен любой знакомый зрителю предмет в самом немыслимом сочетании. Художник пользовался узнаваемыми понятиями, предметами. Своего рода визитной карточкой поп-арта стала натуральная консервная банка с томатным соусом (автор Э. Уорхолл). Поп-арт сразу же получил известность за океаном и очень скоро стал символом американского искусства.

    Термин «бедное искусство» ввел в 1967 г. итальянский критик Д. Челант. Произведения мастеров этого течения внешне напоминают абстрактные скульптуры, но здесь главный акцент делается не на формах, а на материалах. Зритель видит образ, а мастер обыгрывает чисто физические качества вещей.

    На выставке гиперреалистов («сверхреалистов») зритель может растеряться: написанные краской картины выглядят точь-в-точь как фотографии большого формата. Первоначально это течение и называлось фотореализмом. Термин «гиперреализм» появился лишь некоторое время спустя (впервые – в статье С. Дали).

    Боди-арт (англ. «искусство тела») – художественная практика, в которой материалом служит тело человека. У истоков боди-арта стоял Ив Кляйн, выставлявший в 1950-х гг. свои «антропы» – холсты с отпечатками тел раскрашенных им натурщиков. Человек в контексте этого искусства лишен не просто индивидуальности, но и статуса живого существа.

    5. Архитектура

    После 1945 г. мировым лидером авангарда в архитектуре стали США, куда в 1920—30-х гг. эмигрировали виднейшие европейские зодчие довоенного периода, такие как В. Гропиус и Л. Роэ. Однако уже в первое десятилетие после Второй мировой войны с международным стилем архитекторов из США соперничали самобытные школы зодчества в Италии, Скандинавских странах, Мексике, Бразилии, Японии.

    Главным направлением развития европейской архитектуры тех лет стало градостроительство. Разрушения Второй мировой войны (Роттердам, Гавр, Ганновер и другие города) дали архитекторам возможность создать принципиально новый тип города. Восстановительные работы велись по единому плану: с разграничением жилых, промышленных и общественных районов, пешеходных и транспортных зон в городах. Исключением является Гавр, восстановленный в 1945–1950 гг. под руководством О. Перре (1874–1954 гг.) по традиционной градостроительной схеме XIX в.

    В середине 1950-х гг. строительная техника переживала настоящую революцию. Все более широко использовались возможности современных материалов:

    1) тонкостенного бетона;

    2) алюминия;

    3) пластмасс;

    4) синтетических пленок и др.

    С середины 1950-х гг. архитектура Запада – это пестрый, разнообразный мир. Представители зародившегося в Англии направления – брутализма (итал. brutale – «грубый»), считая главным содержанием архитектуры строительство, выставляли напоказ конструктивную основу сооружения.

    В 1954 г. власти Сиднея, крупнейшего города Австралии, предложили премию за проект здания Оперного театра, местом для которого был избран мыс в сиднейской гавани. В конкурсе приняли участие более 200 специалистов из разных стран, а победу одержал малоизвестный в то время датчанин Йорн Утион (род. в 1918 г.). В 1966 г. Утион, пережив ряд технических и финансовых неудач, отказался от выполнения проекта. Но здание все-таки удалось завершить – помогли изобретательность австралийских инженеров и общественная лотерея, собравшая около 100 млн долларов на строительство. 20 октября 1973 г. театр был торжественно открыт.

    6. Скульптура

    Скульптура развивается в глубоко индивидуальной манере, многие мастера продолжают воплощать опыт великих мастеров античности.

    Широкую известность получило творчество Альберто Джакометти (1901–1966). Его непомерно вытянутые, истонченные, хрупкие фигурки лишены силы и страстности. Это люди-призраки, обескровленные трагическим временем («Идущий человек», 1960).

    Особую роль в искусстве XX в. сыграли так называемые виталисты (от лат. vitalis – «жизненный») – художники, которые в условных, символических, а подчас и абстрактных образах стремились передать ритм и поэзию жизни. Самые яркие примеры – произведения английского скульптора Генри Мура и румынского мастера Константина Брынкуши (Бранкузи, 1876–1957). До предела обобщенные формы скульптур последнего отличаются ясностью и трепетной чистотой («Уснувшая муза», 1909 г., «Стол молчания» – посвящена жертвам Первой мировой войны).

    Обращение к скульптуре было естественным и для кубистов. В статуях Осипа Цадкина (1890–1967) – выходца из России, форма живет своей жизнью. Фигуры составлены из разнонаправленных поверхностей: то выпуклых, то вогнутых.








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке