• 1. Общая характеристика эпохи
  • 2. Образование
  • 3. Наука
  • 4. Литература и общественная мысль
  • 5. Музеи. Театр. Музыка
  • 6. Живопись
  • 7. Архитектура и скульптура
  • ЛЕКЦИЯ № 9. Культура второй половины золотого века

    1. Общая характеристика эпохи

    2-я половина XIX в. – время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. В середине XIX в. Россия пережила сильные потрясения: поражением закончилась Крымская война 1853–1856 гг., умер император Николай I, взошедший на престол Александр //осуществил долгожданную отмену крепостного права и другие реформы. Годы правления 1855–1881. Популярной в искусстве стала «русская тема». Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от культуры остального мира. Достижения зарубежного искусства находили отклик в России. В свою очередь русская культура, прежде всего литература и музыка, получила всемирное признание. Русская культура заняла почетное место в семье европейских культур.

    2. Образование

    Существовавшая система народного образования не удовлетворяла социальному и экономическому развитию страны. Низкий уровень грамотности основной массы населения и дефицит образованных специалистов казывали на необходимость перемен. Поэтому реформа народного образования стала неотъемлемой частью реформ 1860-х гг. Эпоха освобождения дала сильный толчок культурному развитию России, способствовала невиданному прежде росту числа сельских и городских школ.

    Наследием крепостной эпохи был низкий уровень грамотности народа. Даже в Петербурге в конце 60-х гг. XIX в. доля неграмотных (за исключением детей до 7 лет) составляла 44 %. В Москве по переписи 1871 г. неграмотных оказалось 55 %.

    По вопросу о среднем образовании велась длительная дискуссия между сторонниками реального и классического направлений. Верх одержали сторонники классического направления, опиравшиеся на консервативных министров народного просвещения Д. А. Толстого и И. Д. Делянова.

    «Положение о начальных народных училищах» от 14 июня 1864 г. ввело, кроме государственных, земские и воскресные училища. Устав гимназий и прогимназий, утвержденный 19 ноября 1864 г., разделил средние учебные заведения – гимназии – на классические и реальные с 7-летним сроком обучения. Плата за обучение была довольно высокой. В 1865 г. насчитывалось 96 гимназий, в середине 1890-х гг. – около 600.

    В 1897 г. средний уровень грамотности составлял 21,1 %. При этом в городе грамотных было в 2 раза, чем в деревне. Грамотность была больше распространена среди мужчин (29,3 %), чем среди женщин (13,1 %).

    18 июня 1863 г. был утвержден новый устав для университетов. Восстанавливалось университетское самоуправление. В пореформенный период открылись новые университеты в:

    1) Одессе;

    2) Варшаве;

    3) Томске.

    В университетах преподавали такие выдающиеся ученые, как:

    1) А. М. Бутлеров;

    2) Д. И. Менделеев;

    3) И. М. Сеченов;

    4) С. М. Соловьев;

    5) К. А. Тимирязев и др.

    Университетский устав 23 августа 1884 г. фактически упразднял автономию университетов.

    В 1858 г. появились и женские гимназии. До этого поступать женщинам в университеты запрещалось. В 1860—70-е гг. были организованы первые высшие женские курсы с университетской программой в Москве (проф. В. И. Герье) и в Петербурге (проф. К. Н. Бестужев-Рюмин).

    После 1881 г. в сфере просвещения снова произошли изменения. А печально известный циркуляр Министерства народного просвещения от 5 июня 1887 г. («о кухаркиных детях») ввел ограничение на прием в гимназии, чтобы не допустить «поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и т. п. людей»; плата за обучение была повышена.

    После разрешения в 1858 г. обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельности правительства резко возросло число периодических изданий и наименований книг. «Временные правила», утвержденные 12 мая 1862 г., даже разрешили печатать критические материалы в дорогих изданиях, недоступных для простого народа. Но т. к. сильное беспокойство обер-прокурора и цензора К. П. Победоносцева вызывали библиотеки и читальни, в 1888 г. каталог книг, разрешенных для выдачи читателям, был пересмотрен.

    3. Наука

    2-я половина XIX в. стала периодом новых выдающихся открытий русской науки, для развития которой были созданы благоприятные условия. Оживились контакты русских ученых с коллегами из Западной Европы.

    И. М. Сеченов 1829–1905) заложил основы отечественной физиологии. И. И. Мечников (1845–1916) основал школу микробиологии и сравнительной патологии. К. А. Тимирязев (1843–1920), исследуя процесс фотосинтеза, положил начало русской школе физиологии растений.

    60—70-е гг. XIX в. называют золотым веком русской химии. Величайшим открытием этого времени стал периодический закон химических элементов (1869 г.), открытый Д. И. Менделеевым (1834–1907) и зафиксированный им в виде таблицы. Разработал фундаментальную теорию химического строения А. М. Бутлеров (1828–1886).

    Мировую славу русским ученым принесли открытия в области техники. Это изобретения П. Н. Яблочкова (1847–1894) – дуговая лампа и разработанная им система электрического освещения; А. Н. Лодыгина (1847–1923) – электрическая лампа накаливания; А. Ф. Можайского (1825–1890) – первый в мире запатентованный самолет (1881 г.). А.Ф. Можайский изучал полет птиц, делал модели, а в 1881 г. начал постройку самолета с двумя паровыми машинами мощностью 20 и 10 лошадиных сил.

    П. Л. Чебышев (1821–1894) сделал крупные открытия в области математического анализа, теории чисел, теории вероятностей. Он положил начало петербургской математической школе. В развитии физики выдающуюся роль сыграл А. Г. Столетов (1839–1896). Ему принадлежит ряд исследований в области фотоэлектрических явлений, впоследствии использованных при создании современной электронной техники.

    Открытием мирового значения было изобретение радиотелеграфа. А. С. Попов (1859–1905), занимавшийся этой проблемой, не смог полностью воплотить свои идеи: попытки наладить радиосвязь на военно-морском флоте натолкнулись на скептицизм и непонимание командования.

    Особое значение имели достижения русских ученых в области географических исследований. Русские путешественники побывали в местах, куда прежде не ступала нога европейца. Во 2-й половине XIX в. их усилия были сосредоточены на исследовании глубинных районов Азии.

    П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827–1914), руководитель Русского императорского географического общества, исследовал Тянь-Шань, организовал ряд крупных экспедиций в Центральную Азию (Н. М. Пржевальский), в Новую Гвинею (Н. Н. Миклухо-Маклай) и др.

    Мировая географическая наука в те годы во многом опиралась на достижения русских исследователей. К концу XIX в. завершилась эпоха географических открытий. И только ледяные просторы Арктики и Антарктики все еще хранили многие свои тайны. Героическая эпопея, активное участие в которой приняли русские исследователи, продолжалась в начале XX в.

    В области исторической науки активно работали С. М. Соловьев (1820–1879) и его ученик В. О. Ключевский (1841–1911). В философии были созданы оригинальные труды:

    1) В. С. Соловьева;

    2) К. Н. Леонтьева;

    3) С. Н. Трубецкого.

    Во 2-й половине XIX в. русские ученые добились значительных успехов в разных отраслях знаний. Москва и Петербург вошли в число мировых научных центров.

    4. Литература и общественная мысль

    Художественная литература 2-й половины XIX в. продолжала традиции А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Столкновение идей, нравственные проблемы, новые явления в общественной жизни, пути развития России – эти и другие темы волновали героев произведений И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. В 1880-е гг. появились первые рассказы А. П. Чехова. Тема народа была центральной в творчестве Н. А. Некрасова. Тонкие лирические произведения создали А. А. Фет, Ф. И. Тютчев.

    В последней четверти XIX в. в России начинают широко распространяться газеты. Но все же основным видом повременных изданий оставались журналы. В конце XIX в. газеты появились и в провинции.

    Все более развивающейся отраслью предпринимательства становилось книгоиздательское дело. Некоторые издатели стремились придать своей деятельности просветительскую направленность. И. Д. Сытин (1851–1934) начинал с издания лубочных картинок, сонников, оракулов. Затем начал печатать буквари, календари, художественную и научно-популярную литературу – по очень низкой цене, рассчитывая на массовый спрос.

    В конце XIX в. две издательские фирмы (Ф. А. Брокгауза (Лейпциг) и И. А. Ефрона (Петербург)) задумали осуществить в России издание немецкой энциклопедии на русском языке с небольшим добавлением нового материала. Однако в результате редакция создала самостоятельную русскую энциклопедию. «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона, в 82 томах, вышел в свет в 1890–1907 гг. и стал лучшей российской энциклопедией.

    5. Музеи. Театр. Музыка

    Государственная Третьяковская галерея в Москве – одно из крупнейших собраний русского изобразительного искусства, всемирно известный национальный культурный центр. Музей носит имя основателя – московского купца П. М. Третьякова (1832–1898), подарившего в 1892 г. городу свою картинную галерею, а также небольшую коллекцию брата и дом, который начали перестраивать под музейное здание. Третьяков хотел создать публичный музей национального искусства, дающий «полную картину нашей живописи». В 1881 г. он открылся для посетителей.

    Главными театрами страны во второй половине XIX в. по-прежнему оставались Малый и Александрийский. На сцене выступали талантливые актеры и актрисы – П. А. Стрепетова, М. Н. Ермолова. В конце 70-х гг. XIX в. начинается театральная деятельность режиссера К. С. Станиславского.

    Живопись и музыкальная жизнь 2-й половины XIX в. отмечена появлением новых талантов, которые принесли мировую славу русскому искусству. На их эстетические воззрения повлияли идеи демократического движения 1850—60-х гг. В 1863 г. группа учеников Академии художеств, покинувших ее стены («бунт 13-ти»), организовала «Артель передвижников». Эти же идеи вдохновляли и участников Петербургского музыкального кружка:

    1) М. А. Балакирева;

    2) М. П. Мусоргского;

    3) Н. А. Римского-Корсакова.

    Особое место в русской музыке анимает П. И. Чайковский, автор:

    1) опер;

    2) балетов;

    3) симфонических и камерных произведений.

    В 60-е гг. XIX в. в Петербурге сплотилась небольшая группа композиторов, задавшаяся целью продолжить дело М. И. Глинки. Впоследствии эту группу, по меткому выражению искусствоведа В. В. Стасова, назвали «Могучей кучкой». Ее главным организатором и теоретиком был М. А. Балакирев (1836–1910). В состав «Могучей кучки» кроме него входили:

    1) М. П. Мусоргский;

    2) Н. А. Римский-Корсаков;

    3) А. П. Бородин;

    4) Ц. А. Кюи.

    Деятельность «Могучей кучки» – настолько яркое явление в русской культуре, что современники говорили о нем как о «музыкальной революции» 1860—70-х гг. С блеском справившись с поставленной задачей, «Могучая кучка» окончательно утвердила в музыке русское национальное начало.

    П. И. Чайковский (1840–1893) не входил в «Могучую кучку». Он тяготел к общеевропейским музыкальным формам, хотя и его творчество несомненно принадлежит к русской школе. Особенно ярко его талант проявился в симфонических поэмах «Ромео и Джульетта», «Буря». Балеты Чайковского («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик») вошли в мировую балетную классику.

    6. Живопись

    9 ноября 1863 г. большая группа выпускников Академии художеств отказалась писать конкурсные работы на предложенную тему из скандинавской мифологии. 14 учеников исторического класса демонстративно подали прошение о выходе из Академии. Оказавшись без мастерских и без денег, бунтари объединились в своеобразную коммуну – «Артель художников», которую возглавил живописец И. Н. Крамской (1837–1887). Артельщики принимали заказы на исполнение различных художественных работ, жили в одном доме, собирались в общем зале для бесед, обсуждения картин, чтения книг. Эта организация устраивала ежегодные выставки, показывала их в разных городах России и распределяла доходы между членами Товарищества. Через семь лет она распалась, но к этому времени зародилось «Товарищество передвижных художественных выставок», профессионально-коммерческое объединение художников, стоявших на близких идейных позициях. К середине 90-х гг. XX в. Товарищество утратило свою роль. Всего до 1917 г. прошло 45 выставок; последняя, 48-я, была устроена в 1923 г.

    Старшим из передвижников, работавшим в бытовом жанре, был Г. Г. Мясоедов (1834–1911). Произведение, принесшее ему наибольший успех, – «Земство обедает» (1872 г.). Самая известная картина другого передвижника – В. М. Максимова (1844–1911) – «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875 г.). Очевиден обличительный смысл картины (в то время это было почти обязательным требованием к произведению искусства), показавшей суеверие и непросвещенность крестьянства. В. Е. Маковский (1846–1920) работал почти исключительно в жанровой живописи. В одной из лучших работ, «На бульваре» (1886–1887), художник изобразил конкретное место – Тверской бульвар в Москве. Довольно много полотен написал и Н. А. Ярошенко (1846–1898), но известность ему принесла картина «Всюду жизнь» (1887–1888 гг.).

    И. К. Айвазовский (1817–1900), будучи еще студентом, выбрал основной темой своего творчества морской пейзаж. Поселившись в Феодосии, он создал лучшие произведения, самое известное – «Девятый вал» (1850 г.). Другая выдающаяся работа Айвазовского – «Черное море» (1881 г.). Художник часто писал по памяти и мог создать картину за два часа. Он обладал талантами архитектора, музыканта, поэта, археолога. Античные драгоценности, которые он раскопал в Крыму, до сих пор хранятся в Эрмитаже.

    А. К. Саврасов сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. Его картина «Грачи прилетели» (1871 г.) заставила многих современников по-новому взглянуть на родную природу.

    Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал И. И. Шишкин (1832–1898). А. И. Куинджи (1841–1910) привлекала живописная игра света и воздуха. Своей вершины русская пейзажная живопись XIX в. достигла в творчестве ученика А. К. Саврасова И. И. Левитана (1860–1900). На вторую половину XIX в. приходится творческий расцвет И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова.

    7. Архитектура и скульптура

    Во 2-й половине XIX в. в связи с расширением применения железа и стекла, началом использования бетона зодчие сосредоточились на функциональности зданий.

    Во 2-й половине XIX в. архитектура и скульптура переживали кризис. В искусстве господствовал реализм. Архитекторы обращались к историческим традициям, но на практике это приводило к смешению разных стилей. Такое смешение разных жанров в одном произведении называется эклектизмом.

    В это время стремительно меняется облик городов. Доходные дома занимали центральные улицы, вытесняя особняки. Театры, музеи, банки, универсальные магазины и вокзалы соперничали по размерам и обилию украшений с храмами и дворцами.

    В это же время, следуя моде Западной Европы, в России начались строить торговые пассажи. Здание пассажа анимало весь квартал, и по нему, как по бульвару, можно было пройти с одной улицы на другую. В 1889–1893 гг. были построены Верхние торговые ряды в Москве (архитектор А. Н. Померанцев).

    Сходные тенденции наблюдались и в области скульптуры.

    В конце 50-х гг. XIX в. был объявлен конкурс на создание памятника «Тысячелетие России». Воздвигнуть его предполагалось в Новгороде в 1862 г. Победителем конкурса стал М. О. Микешин (1835–1896). Скульптор добился удачи, лишь отказавшись от монументальности. Таков и знаменитый памятник А. С. Пушкину на Тверском бульваре в Москве (1880 г.) работы Александра Михайловича Опекушина (1838–1923). Памятник невелик; это произведение, не рассчитанное на широкое пространство. Поэт стоит, задумавшись, в свободной позе. Скульптору удалось передать момент вдохновения и сделать скромный облик Пушкина возвышенным и прекрасным.








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке